СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «Работа со слабоуспевающими детьми» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

«Работа со слабоуспевающими детьми»

2 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Работа со слабоуспевающими детьми» 2 класс»

Администрация МО «Бичурский район» Республики Бурятия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бичурская средняя общеобразовательная школа №1»
















Рабочая программа

«Работа со слабоуспевающими детьми»

2 класс















Учитель: Малыгина В.А.



















Бичура 2022-2023г.

Пояснительная записка



Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья:

- занятия спортом;

- какими-либо видами художественного творчества;

- неблагоприятной обстановкой в семье.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой - безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыков и умений.













Цели:

  • Выполнение Закона об образовании;

  • принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.

  • ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку;

  • создание условий для успешного индивидуального развития ребенка



ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

Учащихся: получение полного и среднего образования;

выбор формы получения образования.

Родителей: в создании наиболее комфортных условии обучения своего ребенка;

в стабилизации отношении в семье: смягчение конфликтных ситуаций в школе.

Школы: решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков.

Задачи:

  • Создание условий для успешного усвоения обучающимися учебных программ.

  • Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников.

  • Реализация разноуровневого обучения.

  • Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации.

  • Формирование ответственного отношения обучающихся к учебному труду.







Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся 

1.Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено ново­го в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3.Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти при­знаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объ­яснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4.Ученик   не   реагирует   эмоционально (мимикой   и   жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный ре­зультат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении уп­ражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, дока­зательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе по­нятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответ­ствующих вопросов.

Оптимальная система мер по оказанию помощи слабоуспевающему школьнику 

1.Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации про­белов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устране­нию типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуа­ций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Направления в работе со слабоуспевающими обучающимися

Методы стимулирования обучающихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

посредством содержания

посредством организации деятельности

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

Показ значимости знаний, умений:

а) общественной

б) личностной

Межпредметные связи.

Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Оказание помощи неуспевающему ученику на различных этапах урока и профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Виды помощи в учении

Профилактика неуспеваемости.

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.  

При открытии новых знаний



Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном

обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у слабоуспевающих школьников

Открытие новых знаний



Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал



Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

ПЛАН РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

1.Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2-3). В течение учебного года.

2.Использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока. В течение учебного года

3.Организовывать в процессе обучения индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.В течение учебного года.

4.На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся». В течение учебного года

5.Шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В течение учебного года

6.При опросе слабоуспевающим давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, давать больше времени готовиться к ответу у доски. В течение учебного года

7.Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. В течение учебного года

8.Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. В течение учебного года

9.В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности. В течение учебного года

10.В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. В течение учебного года



Русский язык.

К.ч

Тема

Дата

Примеч.

1

1

Звуки и буквы. Алфавит.



2,3

2

Гласные и согласные.



4,5

2

Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие.



6

1

Ударение. Деление на слоги. Правила переноса слов .



7,8

2

Изменение формы слова с помощью окончания. Письмо под диктовку .



9

1

Речь устная и письменная.



10,11

2

Основа слова.



12

1

Род слов-названий предмета.



13

1

Число слов-названий предмета.



14,15

2

Начальная форма.



16

1

Форма одного слова.



17,18

2

Родственные слова.



19

1

Форма слова и родственные слова.



20,21

2

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.



22

1

Учимся писать корни.



23

1

Различаем приставки с буквами о, а.



24,25

2

Учимся различать предлоги и приставки.



26

1

Повторяем состав слова .



27,28

2

Правописание частей слова .



29,30,

31

3

Части речи



32,33,34

3

Повторение основных изученных тем





Математика.

Кл.ч

Тема

Дата

Примеч.

1

1

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.



2

1

Решение задач .



3

1

Сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток.



4

1

Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.



5

1

Решение задач .



6

1

Круглые числа.



7

1

Решение задач.



8

1

Десятки и единицы.



9

1

Сложение круглых чисел.



10

1

Вычитание круглых чисел.



11

1

Сложение круглых чисел с однозначными.



12

1

Луч, прямая, отрезок, ломаная.



13

1

Треугольник, прямоугольник и круг.



14

1

Решение задач. Краткая запись.



15

1

Решение задач с помощью схем.



16

1

Меры массы.



17

1

Сравнение двузначных чисел.



18

1

Решение выражений со скобками.



19

1

Сложение двузначных чисел с переходом через десяток.



20

1

Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток.



21

1

Таблица умножения на 2 и 3



22

1

Таблица умножения на 4 и 5.



23

1

Таблица умножения на 6,7,8.



24

1

Таблица умножения на 9. Повторение таблицы умножения.



25

1

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.



26

1

Решение примеров на сложение в столбик.



27

1

Решение примеров на вычитание в столбик.



28

1

Периметр.



29

1

Площадь.



30

1

Решение задач в два действия.



31

1

Компоненты при умножении.



32

1

Компоненты при сложении и вычитании.



33

1

Нахождение неизвестного.



34

1

Чему я научился за этот год. Урок тест .





Прогнозируемый результат

Обучающиеся к концу 2 класса должны:

Уметь:

- применять правила правописания на изученные орфограммы;

- различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки, и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; состав слова;

- воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять вычитание, используя таблицу сложения;

- воспроизводить наизусть результаты табличного умножения любых однозначных чисел; выполнять деление используя таблицу умножения;

- решать задачи в одно, два действия;

- выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 100.























Используемая литература

1. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.

2. В. Ю. Романова, Л.В. Петленко. Русский язык в начальной школе: индивидуальные задания. 2008 3. К. Э. Кочурова . Дружим с математикой: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений, 2-е изд., дораб. – М.: 2009 -96 с.

4. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. «Математика в начальной школе»: Проверочные и контрольные работы. – М.: 2006. -304 с.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!