СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык"»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку



170 часов




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык » для 3 класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г.) с изменениями,

  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 6» г. Брянска:

  • учебного плана МБОУ «Гимназия № 6» на 2019/2020 учебный год;

  • положения о рабочей программеучебного предмета, курса.

В соответствии с учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Русский язык » отводится 170ч. (из расчета 5 ч. в неделю)

Результаты изучения курса


Личностные результаты

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

  • понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках).

Познавательные УУД

  • самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

  • воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

Коммуникативные УУД

  • выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

Предметные результаты


  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи.

  • языковые средства, создающие его выразительность;

научиться:

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение.Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике.

Фонетика, орфоэпия, графика. Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка;

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Лексика. Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.


Состав слова (морфемика). Обучающийся научится:

  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

  • выделять нулевое окончание;

  • подбирать слова с заданной морфемой;

  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.


Морфология. Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

  • .

Синтаксис. Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.


Орфография и пунктуация. Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;

  • разделительный твёрдый знак (ъ);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (170 часов)

Составлено в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение,2016 г.

п/п

Тема урока

Кол-вочасов

Язык и речь

2 часа

1.

Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека.

1

2.

Назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

1

Текст. Предложение. Словосочетание

14часов

Текст

3 часа

3.

Текст как единица языка и речи.

1

4.

Входная контрольная работа

1

5.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом.

1

Предложение

9 часов

6.

Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге.

1

7.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

1

8.

Виды предложений по цели высказывания. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

9.

Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные.

1

10.

Обращение. Предложения с обращением.

1

11.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

12.

Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам.

1

13.

Простое и сложное предложения.

1

14.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

1

Словосочетание

2 часа

15.

Словосочетание. Главное и зависимое слово.

1

16.

Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

1

Слово в языкеи речи

19 часов

Лексическое значение слова

3 часа

17.

Слово и его лексическое значение.

1

18.

Распознавание лексических групп слов в речи: синонимы, антонимы.

1

19.

Омонимы. Значение, использование омонимов в речи.

1

Слово и словосочетание

4 часа

20.

Слово и словосочетание.

1

21.

Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов.

1

22.

Подробное изложение с языковым анализом текста.

1

23.

Диктант по теме «Предложение и слово».

1

Части речи

4 часа

24.

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.

1

25.

Имя существительное. Местоимение.

1

26.

Имя прилагательное. Глагол.

1

27.

Имя числительное (общее представление).

1

Однокоренные слова

1 час

28.

Однокоренные слова.

1

Слово и слог. Звуки и буквы

7 часов

29.

Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

1

30

Согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

31.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласным в корне.

1

32.

Разделительный мягкий знак (ь).

1

33.

Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

1

34.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проект «Рассказ о слове»

1

35.

Диктант по теме «Слово в языке и речи»

1

Состав слова

17 часов

Корень слова

3 часа

36.

Корень слова. Однокоренные слова.

1

37.

Правописание корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов.

1

38.

Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

1

Формы слова. Окончание

3 часа

39.

Формы слова. Окончание.

1

40.

Нулевое окончание. Алгоритм определения окончания в слове.

1

41.

Слова, которые не имеют окончания.Словарный диктант.

1

Приставка

3 часа

42.

Приставка - значимая часть слова.

1

43.

Значение приставки в слове. Образование слов с помощью приставки.

1

44.

Слова с двумя приставками. Употребление в речи слов с приставками.

1

Суффикс

3 часа

45.

Суффикс как значимая часть слова. Алгоритм выделения в слове суффикса.

1

46.

Значение суффикса в слове. Образование слов с помощью суффиксов.

1

47.

Употребление в речи слов с суффиксами.Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

1


Основа

5 часов

48.

Основа слова.

1

49

Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу.

1

50.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

1

51.

Подробное изложение повествовательного текста.

1

52.

Проверочная работа по теме « Состав слова»

1


Правописание частей слова

28часов

53.

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

1

Правописание безударных гласных в корне слова

4 часа

54.

Правописание слов с безударными гласными в корне. Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

1

55.

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова.

1

56.

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Составление текста из деформированных предложений.

1

57.

Правописание слов с безударными гласными в корне. Слова с буквосочетаниями -оло-, -оро-, -ере-.

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными

4 часа

58.

59.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.


2

60.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными и безударными гласными в корне.

1

61

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Составление текста по сюжетному рисунку.

1

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

4 часа

62.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

63.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Правописание слов, в которых нет непроизносимого согласного звука.

1

64.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

1

65

Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне.

1

Правописание слов с удвоенными согласными

4 часа

66.

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

67.

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

68.

Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

1

69

Диктант по теме «Правописание орфограмм в корне слова»

1

Правописание суффиксов и приставок

4 часа

70.

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы-ек, -ик в словах, их правописание.

1

71.

Правописание суффиксов в словах.

1

72.

Правописание приставок в словах.

1

73.

Правописание значимых частей слова.

1

Приставки и предлоги

2часа

74.

Правописание приставок и предлогов в словах.

1

75.

Правописание приставок и предлогов в словах. Тест.

1

Разделительный твердый знак (Ъ)

5 часов

76.

Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове.Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Словарный диктант.

1

77.

Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Перенос слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

1

78.

Административное контрольное списывание

1

79.

Административный контрольный диктант

1

80.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и другими орфограммами.

1

Что такое части речи

2 час

81.

Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.

1

82.

Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи.

1

Имя существительное

30часов

Повторение

6часов

83.

Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном.

1

84.

Значение и употребление имён существительных в речи. Начальная форма имени существительного.

1

85.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

86.

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

1

87.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных.

1

88.

Собственные и нарицательные имена существительные. Проект « Тайна имени»

1

Число имен существительных

2 часа

89.

Число имён существительных, изменение имён существительных по числам.

1

90.

Имена существительные, имеющие форму одного числа.

1

Род имен существительных

7 часов

91.

Род имён существительных: мужской, женский, средний.

1

92.

Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах.

1

93.

Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения.

1

94.

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода.

1

95.

Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова.

1

96.

Подробное изложение повествовательного текста.

1

97.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное.»

1

Падеж имен существительных

15 часов

98.

Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

1

99.

Склонение имён существительных (изменение имён существительных по падежам).

1

100.

Неизменяемые имена существительные. Сочинение по картине И. Я. Билибина

« Иван -царевич и лягушка – Квакушка»

1

101.

Именительный падеж имён существительных.

1

102.

Родительный падеж имён существительных.

1

103.

Дательный падеж имён существительных.

1

104.

Винительный падеж имён существительных.

1

105.

Именительный, родительный, винительный падежи.

1

106.

Творительный падеж имён существительных.

1

107.

Предложный падеж имён существительных.

1

108.

Подробное изложение текста повествовательного типа.

1

109.

Все падежи. Все падежи. Обобщение знаний об имени существительном.

1

110

Все падежи. Начальная и косвенные формы имён существительных.

1

111.

Сочинение по картине К.Ф. Юона « Конец зимы. Полдень»

1

112.

Диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание имен существительных».

1

Имя прилагательное

17 часов

Повторение

5 часов

113.

Имя прилагательное. Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном.

1

114.

Связь имени прилагательного с именем существительным. Заглавная буква в именах собственных.

1

115.

Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте описании.

1

116.

Составление текста-описания в научном стиле.

1

117.

(Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».)

1

Род имен прилагательных

4часа

118.

Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе).

1

119.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

120.

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

121

Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1

Число имен прилагательных

2 часа

122.

Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам.

1

123.

Число имён прилагательных. Сравнительное описание.

1

Падеж имен прилагательных

2 часа

124.

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

125.

Начальная форма имени прилагательного.

1

Обобщение знаний об имени прилагательном

4 часа

126.

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

127

Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном.

1

128.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками»

1

129.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1


Местоимение

4 часа

130.

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений.

1

131.

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Словарный диктант.

1

132.

Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.

1

133.

Проверочная работа по теме « Местоимение»

1

Глагол

22 часа

Повторение

4 часа

134.

Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе. Значение и употребление глаголов в речи.

1

135.

Значение и употребление глаголов в речи.

1

136.

Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов.

1

137.

Составление текста по сюжетным рисункам.

1

Форма глагола

18 часов

Неопределенная форма глагола

2 часа

138.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.

1

139.

Неопределённая форма глагола.

1

Число глаголов

2 часа

140.

Изменение глаголов по числам.

1

141.

Изменение глаголов по числам.

1

Времена глаголов

5 часов

142.

Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее.

1

143.

Написание окончаний-ешь, -ишь в глаголах. Суффикс-л- вглаголах прошедшего времени.

1

144.

Изменение глаголов по временам.

1

145.

Время и число глаголов.

1

146.

Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

1


Род глаголов в прошедшем времени

2 часа

147.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе). Родовые окончания глаголов (-а, -о).

1

148.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе).

1

Правописание частицы не с глаголами

2 часа

149.

Правописание частицы не с глаголами

1

150.

Правописание частицы не с глаголами. Произношение возвратных глаголов.

1

Обобщение знаний о глаголе

5 часов

151.

Обобщение знаний о глаголе.

1

152

Обобщение знаний о глаголе.

1

153.

Проверочная работа по теме: Грамматические признаки глагола.

1

154.

Административное контрольное списывание

1

155

Административный контрольный диктант

1

Повторение

15 часов

156.

Части речи.


1





157.

Части речи.


1

158.

Подробное изложение повествовательного текста.


1


159.

Предложения по цели высказывания и по интонации.


1


160.

Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.


1

161.

Составление текста на тему « У вечного огня»


1


162.

Имя числительное. Имя существительное.


1

163.

Имя существительное. Словарный диктант.


1

164.

Правописание слов с изученными орфограммами.


1


165.

Правописание слов с изученными орфограммами.


1

166.

Правописание слов с изученными орфограммами. Разбор предложения по членам предложения.


1

167.

Правописание слов с изученными орфограммами.


1

168.

Однокоренные слова. Правописание слов с изученными орфограммами.

1


169.

Текст. Тема и главная мысль текста.

1

170.

Турнир «Знатоки русского языка»

1