СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа с КТП 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: Биология. 10-11 класс: Общая биология: А.А,Каменский, Е,А,Криксунов, В.В.Пасечник, М.: Дрофа 2017год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа с КТП 10 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1





Принята

на заседании

Педагогического Совета

Протокол №1 от 30.08.2019г.



Утверждена

Приказом от 30.08.2019 г. № ______

директор МАОУ Домодедовской СОШ №1____________________Л.М.Бочарникова








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: «Биология»

уровень образования: базовый уровень, среднее общее образование .

класс: 10 «А»

количество часов: 34

учитель: Рыбакова Александра Эдуардовна, учитель биологии, первая квалификационная категория

программа разработана на основе : ФК ГОС, примерной программы среднего общего образования по биологии. Рабочая программа по биологии 10-11 классы учебник: Общая биология: А.А,Каменский, Е,А,Криксунов, В.В.Пасечник, М.: Дрофа 2017год.










г. о. Домодедово

2019 г



Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 10-11 классы линии учебников Пасечника В.В..издательства «Дрофа» для средней школы разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учтены основные положения формирования универсальных учебных действий в системе среднего образования и соблюдена преемственность с примерными программами общего образования.

Рабочая программа по биологии разработана в русле теории и методики обучения биологии с учетом возрастных особенностей учащихся. Для обучающихся данной возрастной группы характерно формирование прикладного и рефлексивного видов мышления, развитие учебной и познавательной деятельности на основе саморазвития и самообразования личности.

Общая характеристика предмета

Курс биологии в 10-11 классах является составной частью целого курса биологии на ступени полного общего образования. Как отдельный учебный предмет, в ходящий в систему биологического образования, он выполняет ряд функций. Кроме традиционных – обучающей, развивающей и воспитательной, в настоящее время выполняет такие, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.

Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов, убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности. В данной программе заложены основы для развития у школьников глобально ориентированного мировоззрения, при котором акцент переносится на понимание эволюционного развития живой и неживой природы в их взаимосвязи, на осознание места и роли человека в природе.

Культуротворческая функция биологического образования проявляется в формировании у школьников культуры, в том числе её экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой. Программа ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция реализуется в создании условий для осмысления учащимися взаимосвязи человека и природы, понимания природы как абсолютной ценности и как объекта материально-производственной деятельности людей.

Интегративная функция биологического образования проявляется в синтезе и интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. При отборе содержания авторы программы исходили из принципа «нового синтеза» — синтеза всех знаний человечества о природе, охране и оптимизации природной среды.

Интеграция всех элементов содержания курса биологии — знаний, видов деятельности, ценностей, а также интеграция биологических знаний с другими естественнонаучными знаниями является основой для формирования у учащихся универсальных учебных действий, где ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия.

Экологическая функция биологического образования проявляется в формировании ценностно-ориентационных видов деятельности, экологической культуры обучающихся.

Цели биологического образования в средней школе формулируются на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях. Реализация целей осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания курса биологии. На метопредметном уровне формируются универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные.

В основе формирования глобальных целей биологического образования лежат их социальная обусловленность, идея рассмотрения биологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной организации живой природы, интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.

Глобальными выступают следующие цели биологического образования:

  • социализация личности ученика посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Эта цель согласуется с идеалом воспитания личности, способной жить в гармонии с обществом и природой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности, когда происходит понимание сущности природных закономерностей и причин противоречий и конфликтов в системе «природа—общество»;

  • приобщение к культуре познания на основе формирования ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, науки и образования;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе развития у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;

  • развитие познавательных мотивов и потребностей школьников в биологическом образовании; интереса к учебной и исследовательской деятельности; способностей к проявлению гуманистической позиции в общении с природой и людьми;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование научного мировоззрения на основе интеграции знаний о природе и обществе.

Место курса биологии в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени среднего (полного) образования предшествует курс «Общей биологии», изучаемый в основной школе и включающий первое знакомство с проблемами общей биологии, с учетом последних достижений в различных областях биологической науки.

Курс биологии средней школы изучает общие свойства живого, законы его существования и развития. Отражая живую природу и человека, как её часть, биология приобретает всё большее значение в научно-техническом прогрессе, становится производительной силой. Биология создает новую технологию – биологическую, которая должна стать основой нового общества. Биологические знания должны способствовать формированию биологического мышления и экологической культуры у каждого члена общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации невозможно.

Общая характеристика предмета

Содержание курса биологии на ступени основного общего образования представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Система биологических знаний (основные закономерности, понятия, научные факты) представляет собой накопленную человечеством информацию о живой природе, взаимосвязях в природе, об основных закономерностях функционирования живых систем во взаимосвязи с окружающей средой. Биологические знания обусловливают ориентацию личности в окружающей её действительности и в системе общечеловеческих ценностей.

Способы предметной деятельности, включённые в содержание курса, усвоенные индивидом и ставшие его умениями и навыками, обусловливают его готовность к пониманию научной картины мира, его реальному участию в познании и сохранении природы и воспроизводстве культуры. Компонент содержания, отражающий опыт творческой деятельности, в зависимости от степени его усвоения обеспечивает овладение человеком средствами преобразования действительности на качественно новом уровне.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности и своему месту в мире стимулирует социальную активность, содействует активному усвоению ценностей, норм и правил в восприятии природы и взаимоотношений человека с природой. Усвоение содержания курса биологии содействует интеллектуальному развитию личности ученика, формированию у него научного мировоззрения и экологической культуры.

Данная программа по биологии построена с учетом следующих содержательных линий:

многообразие и эволюция живых организмов;

системная и уровневая организация живой природы;

биологическая и социальная сущность человека.

Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации выделяет:

68 часов (10-11 классы) на базовом уровне;

Требования к результатам освоения программы

Изучение курса биологии в средней (полной) школе направлено на достижение следующих результатов.

Личностные результаты

  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  • признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметные результаты

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения; структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернет); проводить анализ и обработку информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Предметные результаты освоения биологии на базовом уровне

1. В познавательной сфере:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, Т. Моргана; закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

  • выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);

  • обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, организма человека, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;

  • понимание процессов, происходящих в живых системах (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);

  • объяснение роли биологии в формировании мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем;

  • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • решение элементарных биологических задач; составление схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описание особей по морфологическому критерию;

  • выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности и на биологических моделях;

  • сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы; зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

3. В сфере трудовой деятельности:

  • овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов;

  • соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами.

4. В сфере физической деятельности:

  • обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

5. В эстетической сфере:

  • развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ (68 часов, 1 час в неделю)

Учебник: Биология. 10-11 класс: Общая биология: А.А,Каменский, Е,А,Криксунов, В.В.Пасечник, М.: Дрофа 2017год.







Введение

Биология как наука. Живые системы — объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого.

Раздел I КЛЕТКА Основы цитологии

Возникновение представлений о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн – основоположники клеточной теории. Клеточная теорияРоль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества. Удвоение молекул ДНК.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Ядро. Хромосомы. Соматические и половые клетки.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотрофов и гетеротрофов. Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Лабораторные работы

«Сравнение строения растительной и животной клеток».

«Опыты по определению каталитической активности ферментов».

Раздел II

ОРГАНИЗМ

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз, амитоз, мейоз.

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Гаметогенез. Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Основы генетики и селекции

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола, наследование. сцепленное с полом.

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации, их причины.

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология и её достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

Лабораторные работы

«Составление элементарных схем скрещивания».

«Решение элементарных генетических задач»

«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)».

Раздел III

ВИД

Основы учения об эволюции

Додарвиновская научная картина мира.

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Естественный отбор как направляющий фактор эволюции. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат действия факторов эволюции.

Вид как макробиологическая система. Критерии вида. Современные представления о видообразовании. Доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии).

Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас, их единство. Критика расизма и социального дарвинизма.

Лабораторные работы

«Наблюдение и описание особей по морфологическому критерию».

«Выявление приспособлений организма к среде обитания».



Раздел IV

ЭКОСИСТЕМЫ

Основы экологии

Экологические факторы. Экологическая ниша. Биологические ритмы.

Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Типы взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей и их роль в сообществе.

Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды.

Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании.

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.

Лабораторные работы

«Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)».

«Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем».

«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных антропогенных изменений в биосфере».3 часа – резервное время

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса биологии в средней школе выпускник научится давать научное объяснение биологическим процессам, явлениям, закономерностям; использовать методы биологической науки для изучения живых организмов и человека — проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы.

Выпускник овладеет умениями исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов и организма человека, включая умения выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, сравнивать, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Выпускник средней школы получит возможность научиться сознательно применять правила поведения в природе и основы здорового образа жизни в быту; работать с различными источниками учебной информации (словарями, справочниками, текстами учебника и научно-популярной литературы); выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих людей; соблюдать правила работы в кабинете биологии, правильно обращаться с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник сможет научиться адекватно использовать речевые средства для дискуссии и обоснования своей позиции, аргументировать свою точку зрения, считаться с мнением других людей.

Выпускник научится:

  • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

  • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

  • владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о последствиях деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

  Оценка выполнения тестовых работ по биологии:

оценка

минимум

максимум

5

90 %

100 %

4

71 %

89 %

3

51 %

70 %

2

0 %

50%

Оценивание проектной работы по биологии

Общие требования к проектной работе по биологии.

Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

  • введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;

  • место и время выполнения работы;

  • краткое описание используемых методик с ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);

  • систематизированные, обработанные результаты исследований;

  • выводы, сделанные после завершения работы над проектом;

  • практическое использование результатов проекта;

  • социальная значимость проекта;

  • приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.

Критерии оценки проектов по биологии:

  • четкость поставленной цели и задач;

  • тематическая актуальность и объем использованной литературы;

  • обоснованность выбранных методик для проведения исследований;

  • полнота раскрытия выбранной темы проекта;

  • обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;

  • уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);

  • анализ полученных данных;

  • наличие в работе вывода или практических рекомендаций;

  • качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).

Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:

  • обоснованность структуры доклада;

  • вычленение главного;

  • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

  • использование наглядно-иллюстративного материала;

  • компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);

  • уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Календарно-тематическое планирование для 10 класса: Количество часов в неделю – 1 Количество часов за год - 34


Номера уроков

Наименования разделов и тем

Тип урока

Формы и виды контроля

Плановые сроки прохождения

Фактич-е

сроки

прохождения


Инструктаж ИОТ-001-16, ИОТ-016-16. Краткая история развития биологии. §1

Урок откр нов знан ОНЗ

Текущий, фронтальный

02.09



Методы исследования в биологии §2

ОНЗ

Инд-опрос, фронтальный

09.09



Сущность жизни и свойство живого §3

ОНЗ

Инд, фрон опрос

16.09


Уровни организации живой материи §4

ОНЗ

Инд-ный опрос, фронтальный

23.09



Методы цитологии. Клеточная теория §5



ОНЗ

Инд-ный опрос, фронтальный

30.09


Вода и её роль в жизнедеятельности клеток. Минеральные вещества и их роль в клетках.

ОНЗ

Индь-ный опрос, фронтальный

07.10



Углеводы. Липиды.

ОНЗ

Индивидуаль-ный опрос, фронтальный

14.10


Белки и их строение и функции.

Урок разв.контр (РК)

Самостоятель-ная работа

21.10



Нуклеиновые кислоты и их типы. Строение и функции ДНК.

ОНЗ

Текущий

2 четверть 05.11


Л/р №1 Клеточная мембрана. Ядро. Л/р№1 Изучение клеток под микроскопом.

Р

Л/р№1 Изучение клеток под микроскопом.

11.11



Л/р№2 Цитоплазма, клеточный центр, рибосомы, ЭПС, Аппарат Гольджи, лизосомы, клеточные включения.Л/р№2 Описание микропрепаратов клеток.

РК

Л/р№2 Описание микропрепаратов клеток

18.11


Л/р№3 Клетки прокариот и эукариот. Л/р№3 Сравнение строения клеток.

Р

Л/р№3 Сравнение строения клеток.

25.11



Организм -- единое целое. Многообразие организмов

ОНЗ

Текущий

02.12.


Неклеточные формы жизни. Вирусы. Вирусные заболевания.

ПСЗ

Фронтальный, самостоятель-ная работа


09.12



Энергетический обмен в клетке.

ОНЗ

Инд-ный опрос, фронтальный

16.12


Питание клеток

ОНЗ

Инд-ный опрос, фронтальный

23.12



Реализация наследственной информации.

ОНЗ

Инд-ный опрос, фронтальный

3 четвер 13.01


Митоз.

ОНЗ

Текущий

20.01



Мейоз

ОНЗ

Инд-ный опрос, фронтальный

27.01


Бесполое размножение

ОНЗ

Индивидуаль-ный опрос, фронтальный

03.02


Половое размножение.

РК

Фронтальный, самостоятель-ная работа

10.02



Онтогенез Л/р№4 Сходство зародышей.

Р

Л/р№4 Сходство зародышей.

17.02


Развитие организмов.

ОНЗ

Текущий

24.02



Л/р№5 Моногибридные скрещивания. Закон чистоты гамет. Л/р№5 Схемы скрещиваний.

Р

Л/р№5 Схемы скрещиваний.

02.03


Л/р№6 Дигибридные скрещивания. Закон независимого наследования признаков. Л/р№6 Решение генетических задач.

ПСЗ

Л/р№6 Решение генетических задач.

09.03



Сцепленное наследование. Генетическое определение пола.

ПСЗ

С.Р

16.03


Генетика пола.

ОНЗ

Индивидуаль-ный опрос

4 четвер 31.03



Модификационная изменчивость.

ОНЗ

Индивидуаль-ный опрос, фронтальный

06.04


Л/р№7 Мутационная изменчивость. Л/р№7 Источники мутагенов.

Р

. Л/р№7 Источники мутагенов.

13.04



Методы селекции растений.

ПСЗ

Инд. опрос

20.04


Методы селекции животных.

ОНЗ

Инд-ный опрос, фронтальный

27.04



Биотехнология Л/р№8 Аспекты биотехнологии.

РК

Л/р№8 Аспекты биотехнологии

04.05




Обобщение и повторение раздела "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

ОНЗ

Инд-ный опрос, фронтальный

11.05


Обобщение и повторение раздела "Основы цитологии"

ПСЗ

Инд-ный опрос, фронтальный

18.05




Литература и средства обучения:

Программа: Программа по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 10―11 классы: учеб. пособие для общеобразовательных. организаций: базовый уровень / В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова. ― М. : Просвещение, 2017

Учебник: Биология. Общая биология. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Каменский, В.В.Пасечник, А.М.Рубцов:  - М., Просвещение. 2019 .

для учителя

1.        Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.

2.        Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

3.        Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

4.        Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин НИ. Общая биология: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоат. Учеб. заведений  - М.: Дрофа, 2005.

5.        Рис Э., Стернберг М. От клеток к атомам: Иллюстрированное введение в молекулярную биологию: Пер с англ. – М.: Мир, 1988.

6.        Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10 – 11 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику / под ред. В.Б. Захарова. – М.: Дрофа, 2003.

7.        Уроки общей биологии: Пособие для учителя / В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко, З.А. Мокеева, Н.М. Верзилин. – М.: Просвещение, 1986.

8.         Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. для бщеобразоват. учеб. заведений. 5-е изд., дораб. М.: Дрофа, 2001. – 256 с

9.         Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для учителя. – 2-е изд.  М.: Просвещение, 1995. – 368 с.

10.          Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний.М.: Издательство МНЭПУ, 1993. – 261 с.

11.         Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.

12.         Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

13.         Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

Дополнительная литература для учащихся:

1.  Г.И.Лернер. Уроки биологии. Общая биология.10-11 классы. Тесты, вопросы, задачи.- М.: Эксмо,2005

2. В.В. Пасечник Авторская программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. – М.: Дрофа 2010

3. М.В. Оданович, Н.И. Старикова,Е.М. Гаджиева, Е. Ю.Щелчкова Биология 5-11классы:развернутое тематическое планирование – Волгоград: Учитель, 2009

4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

5.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

6.http://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

7. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

8.http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

9.http://www.gbmt.ru/ - Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева. Виртуальные экскурсии: Животные в мифах и легендах, Животные-строители, Забота о потомстве, Опасные животные. Цифровые копии фонда музея могут быть использованы в качестве иллюстраций






РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания методического

объединенияучителей биологии,

химии, географии

от «29 » августа 2019 г.

Руководитель ШМО

____________Анисимова М.А.

СОГЛАСОВАНО:

Замдиректора по УВР

_____________Мурашева Е.М..

«30 » августа 2019 г.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!