Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку составлена для 10класса, разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
2. ФГОС ООО и концепция духовно-нравственного воспитания граждан России
3. Нормативные требования СанПин, СанПин2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
4. Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень/авт.-сост. Н.Г. Гольцова - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.
5. Устав школы
6. Образовательная программа школы
7. Годовой календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
8. Учебный план на 2021-2022 учебный год
9. «Русский язык и литература. Русский язык»: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1.Авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2018.
Цели и задачи предмета «Русский язык»
Цель: дальнейшее развитие и совершенствование функциональной грамотности учащихся на старшей ступени образования, что предполагает углубление представлений, учащихся о системе языка и развитие их коммуникативных, лингвистических и культуроведческих компетенций, повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации, подготовка к ЕГЭ.
Задачи:
овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры
воспитание творческого, инициативного компетентного гражданина России
воспитание гражданина и патриота, формирование представления о русском языке как духовной, нравственной, культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка;
формирование у учащихся функциональной грамотности в широком смысле слова, необходимой выпускникам школы для успешной самореализации и социализации, выражающейся в успешном решении коммуникативно-познавательных задач;
изучение языка как средства выражения мыслей, чувств и переживаний человека, способствующего развитию коммуникативных умений;
закрепление и расширение знаний о тексте, совершенствование умений конструирования и составления текстов;
дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний, учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций;
применение полученных знаний и умений в собственной практике;
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
развитие речи и мышления учащихся на межпредметной основе;
формирование и совершенствование основных информационных умений и навыков: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык» является одним из основных, так как русский язык — государственный язык Российской Федерации, национальный язык русского народа, язык великой русской литературы, язык межнационального общения и один из международных языков. Изучение предмета «Русский язык» вносит особый вклад в достижение целей основного общего образования, поскольку метапредметные образовательные функции родного языка способствуют формированию личности ребенка, развитию его мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Посредством родного языка учащиеся приобщаются к духовному богатству русской культуры и литературы, культурно-историческому опыту человечества. Знание русского языка, умение пользоваться его средствами влияет на качество усвоения других предметов основной образовательной программы основного общего образования. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Владение родным языком помогает в дальнейшей жизни овладевать профессиональными навыками, способствует социальной адаптации личности.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В данной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, в соответствии с которым тематическое планирование курса включает не только перечень лингвистических понятий, но и основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом программа подчёркивает направленность курса русского языка на формирование функциональной грамотности, то есть способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной иписьменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных организациях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Направленность курса русского языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, включая культуру речи.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в программе разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом. Содержание данных разделов в целом направлено на формирование гражданской идентичности.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования на ступени 10 класса в объеме 70 часов, 2 часа в неделю. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы, среди которых русский язык занимает ведущее место и является обязательным для аттестации в формате ЕГЭ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
• ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
• готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
•принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
•российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
•уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
•формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
•воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
В сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
•гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
•признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
• готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
•принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
•способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
•формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
• развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
• эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
В сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
• уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;
• осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
• готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
• готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
• физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознаватьконфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета
Введение. Слово о русском языке. – 1 ч.
Лексика. Фразеология. Лексикография – 8 ч.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слова. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Р.р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. Входная контрольная работа в формате ЕГЭ. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление в речи. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология» (тест)
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. - 2ч.
Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика».
Морфемика. Словообразование –3 ч.
Состав слова. Система морфем русского языка. Словообразование. Словообразовательный разбор слова. Формообразование. Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Словообразование».
Морфология. Орфография. – 15 ч.
Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова.Правописание чередующихся гласных в корне слова. Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Контрольная работа (тест). Приставки пре- и при-. Правописание приставок. Буквы -ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь знаков. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. Р.р. Текст как речевое произведение. Р.р. Смысловая и композиционная целостность текста. Промежуточная контрольная работа за I полугодие (тест). Р.р. Средства связи предложений в тексте. Р.р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста.
Самостоятельные части речи -28 ч.
Имя существительное как часть речи. Морфологические нормы. Контрольная работа на тему «Орфография. Культура речи» (тест). Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных. Р.р. Текстоведческий анализ. Имя прилагательное как часть речи. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание -Н и –НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных и существительных. Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Имя существительное. Имя прилагательное». Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных. Р.р. Употребление имен числительных в речи. Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола. Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий. -Н и –НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения о книге. Р.р. Написание сочинения-рассуждения о книге. Деепричастие как глагольная форма. Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Глагол и глагольные формы». Наречие как часть речи. Слитное и раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий. Слова категории состояния.
Служебные части речи -13 ч.
Предлог как служебная часть речи. Правописание производных предлогов. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Готовимся к ЕГЭ. Р.р. Обучение анализу текста. Повторение и обобщение пройденного. Итоговая контрольная работа. Анализ контрольной работы. Итоговый урок.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя
Основная литература
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мещерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы. В 2 ч. Ч. 1- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018
Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень/авт.-сост. Н.Г. Гольцова - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.
Дополнительная литература
Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г. Ф. Хлебинская. – М.: ОЛМА-Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2015
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2020 в 2-х книгах / Л. И. Мальцева, Н. М. Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д. А., М.: Народное образование, 2020
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / под редакцией Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2017
Русский язык. Теория. 5-11 кл.: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа
Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016
Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. 10-11 класс / Т. В. Раман. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
Литература для обучающихся:
Основная литература
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мещерина М.А. Русский язык. 10 – 11 классы. В 2 ч. Ч. 1- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018
Дополнительная литература
Баронова, М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
Егораева, Г.Т.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. М.: Экзамен, 2010
И.П.Цыбулько. ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. М.: Национальное образование, 2011
Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
Цифровые образовательные ресурсы
Справочные, научные материалы:
http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ –
Учебные материалы по русскому языку
Издательский дом «Первое сентября»:
http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка
Федеральный портал «Российское образование»:
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/ – Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ – Ресурсы по русскому языку
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык
Методические материалы:
www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»
http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)
www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации
www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)
www.mgn.ru/~gmc/rus.html/ – Городской методический центр Магнитогорска. Методические материалы для учителя русского языка и литературы
http://pavlrimc.narod.ru/RUS_SEMINAR.html/ – Методический центр управления образования Павловского района Краснодарского края. Материалы семинара «Учителю русского языка и литературы»
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей
http://slovesnikural.narod.ru/ – Уральское отделение Российской академии образования. Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»
http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ – Инфотека методических материалов по русскому языку: сайт интернет-государства учителей ИнтерГУ.ру
http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников
ЕГЭ:
http://ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ
www.ege.ru – Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме
www.rustest.ru – ФГУ «Федеральный центр тестирования»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10 КЛАСС
(70 ч.)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Введение. Слово о русском языке | 1 |
| Лексика. Фразеология. Лексикография Уроки контроля Уроки развития речи | 8 2 1 |
| Фонетика. Орфоэпия. Орфография Уроки контроля | 2 1 |
| Морфемика. Словообразование Уроки контроля | 3 1 |
| Морфология. Орфография Уроки контроля Уроки развития речи | 15 1 4 |
| Самостоятельные части речи Уроки контроля Уроки развития речи | 28 3 4 |
| Служебные части речи Уроки контроля Уроки развития речи | 13 2 1 |
| Итого: | 70 ч. |
Календарно-тематическое планирование
Русский язык – 10 класс
по учебнику Г.Г. Гольцова, И.В. Шамшина, М.А. Мещериной
70 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Дата |
плани-руемая | факти-ческая |
| Введение | 1 ч. | |
1 | Слово о русском языке. | 1 | | |
| Лексика. Фразеология. Лексикография | 8 ч. | | |
2 | Слово и его значение. Однозначность и многозначность слова. | 1 | | |
3 | Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | | |
4 | Р.р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. | 1 | | |
5 | Входная контрольная работа в формате ЕГЭ. | 1 | | |
6 | Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление в речи. | 1 | | |
7 | Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. | 1 | | |
8 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | | |
9 | Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология» (тест) | 1 | | |
| Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | 2 ч. | | |
10 | Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями. | 1 | | |
11 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика». | 1 | | |
| Морфемика. Словообразование. | 3 ч. | | |
12 | Состав слова. Система морфем русского языка. Словообразование. | 1 | | |
13 | Словообразовательный разбор слова. Формообразование. | 1 | | |
14 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Графика. Словообразование». | 1 | | |
| Морфология. Орфография. | 15 ч. | | |
15 | Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
16-17 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 2 | | |
18 | Употребление гласных после шипящих и Ц. | 1 | | |
19 | Правописание звонких, глухих и двойных согласных. | 1 | | |
20 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | | |
21 | Контрольная работа (тест). | 1 | | |
22 | Приставки пре- и при-. | 1 | | |
23 | Правописание приставок. Буквы -ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь знаков. | 1 | | |
24 | Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | 1 | | |
25 | Р.р. Текст как речевое произведение. | 1 | | |
26 | Р.р. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | | |
27 | Промежуточная контрольная работа за I полугодие (тест). | 1 | | |
28 | Р.р. Средства связи предложений в тексте. | 1 | | |
29 | Р.р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. | 1 | | |
| Самостоятельные части речи | 28 ч. | | |
30 | Имя существительное как часть речи. Морфологические нормы | 1 | | |
31 | Контрольная работа на тему «Орфография. Культура речи» (тест) | 1 | | |
32 | Правописание падежных окончаний имен существительных. | 1 | | |
33 | Гласные в суффиксах имен существительных. | 1 | | |
34 | Р.р. Текстоведческий анализ. | 1 | | |
35 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
36 | Правописание суффиксов имен прилагательных. | 1 | | |
37-38 | Правописание -Н и –НН в суффиксах имён прилагательных | 2 | | |
39 | Правописание сложных имён прилагательных и существительных. | 1 | | |
40 | Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Имя существительное. Имя прилагательное» | 1 | | |
41 | Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. | 1 | | |
42 | Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных. | 1 | | |
43 | Р.р. Употребление имен числительных вречи. | 1 | | |
44 | Местоимение как часть речи | 1 | | |
45 | Правописание местоимений. | 1 | | |
46 | Глагол как часть речи. | 1 | | |
47 | Правописание личных окончаний глагола. | 1 | | |
48 | Причастие как глагольная форма. | 1 | | |
49-50 | Правописание суффиксов причастий.-Н и –НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 2 | | |
51 | Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения о книге. | 1 | | |
52 | Р.р. Написание сочинения-рассуждения о книге. | 1 | | |
53 | Деепричастие как глагольная форма. | 1 | | |
54 | Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа по теме «Глагол и глагольные формы» | 1 | | |
55 | Наречие как часть речи. Слитное и раздельное написание наречий. | 1 | | |
56 | Дефисное написание наречий. | 1 | | |
57 | Слова категории состояния. | 1 | | |
| Служебные части речи | 13 ч. | | |
58 | Предлог как служебная часть речи. | 1 | | |
59-60 | Правописание производных предлогов. | 2 | | |
61 | Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | 1 | | |
62 | Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. | 1 | | |
63 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 1 | | |
64 | Правописание частиц НЕ и НИс различными частями речи. | 1 | | |
65 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | 1 | | |
66 | Готовимся к ЕГЭ. Р.р. Обучение анализу текста. | 1 | | |
67 | Повторение и обобщение пройденного. | 1 | | |
68-69 | Итоговая контрольная работа. | 2 | | |
70 | Анализ контрольной работы. Итоговый урок. | 1 | | |