МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное образование Курманаевский район Оренбургской области
МАОУ "Курманаевская СОШ"
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Протокол от «28» 08. 2023г. №1 | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора ВР _________ Кудряшова Н.Г. «29» августа 2023г. | «УТВЕРЖДАЮ»: Директор _________ Скороходова Е.В. Приказ № 1 от «30» августа 2023 |
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
Спортивной секции
«Подвижные игры»
Уровень начального общего образования
Срок освоения: 1 год (1-2класс)
Составитель: Зангиева Т.Н.
учитель физической культуры
с. Курманаевка 2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» спортивно-оздоровительного направления разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями
Задачи программы:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию;
-развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость) способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
Взаимосвязь с программой воспитания.
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Подвижные игры" реализуется с учетом рабочей программы воспитания МАОУ «Курманаевская СОШ». Развивающая ориентация учебного курса заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкульт- минуток и утренней зарядки.
Воспитывающее значение учебного курса раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традиции народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, организации активного отдыха и досуга В процессе обучения у обучающихся активно формируются положителные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.
Формы внеурочной деятельности (формы проведения занятий) в соответствии с данной программой следующие:
Основным видом деятельности на занятиях является двигательная деятельность (индивидуальная, в парах и в группах).
Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметам, «Музыка», «Математика».
Достижение планируемых результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности и формирование универсальных учебных действий у обучающихся, оценки проектной деятельности обучающихся и промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности проводится в форме зачета с выставлением отметки «зачтено», «не зачтено».
Подведение итогов реализации рабочей программы учебного курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» осуществляется в следующих формах:
- соревнования внутри группы, общешкольные, районные, городские и т. д.;
Сроки освоения примерной программы: Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1 Подвижные игры -20ч.
Беседа по ознакомлению детей с особенностями кружка, требования к поведению уч-ся во время занятий, соблюдение порядка на рабочем месте, знакомство с правилами безопасности и их выполнение.
Игры с мячом: «Охотники и утки», «Мячом в цель», «Кто дальше бросит», «Обгони мяч», «Вышибалы», «Мяч среднему», «Не давай мяч водящему», «Мяч по кругу», «Призовой мяч», «Играй, играй, мяч не теряй», «Не урони мяч».
Игры с бегом: «Веселые ребята», «Салки», « Вызов номеров», «К своим флажкам», «Кто обгонит», «Салки под ногами», «Пятнашки», «Хитрая лиса», «День и ночь», «Паук и мухи», «Пустое место», «Кошки мышки», «Воробьи – вороны», «Космонавты», «Караси», «Лисы и куры», «У медведя во бору», «Успей занять место», «Чай-чай выручай», «Заяц без логова», «Белые медведи».
Игры с прыжками: «Удочка», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «С кочки на кочку», «Веревочка под ногами», «Салки с прыжками на одной ноге», «Попрыгунчики – воробышки», «Лягушка и цапля», «Прыжки по полосам», «Воробушки и кот»
Игры с построением и перестроением: «Третий лишний», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест»
Формы организации:
практические занятия
беседы
тестирования,
игры-эстафеты,
соревнования.
Раздел 2. Русские народные игры. -8ч
«Ручеек», «У медведя во бору», «Ворота», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Два мороза», «Совушка», «Море волнуется», «Коршун и наседка», «Хитрая лиса», «Карусель», «Мышеловка», «Фигуры», «Кот и мыши». «Колечко», «Все в кружок», «Луг-лужочек», «Заинька», «Плетень», «Ворота», «Платок»,
Формы организации:
практические занятия
ролевые игры
Раздел 3.Соревнования (эстафеты) -6ч.
Передача мяча над головой. Передача мяча под ногами. Передача мяча справа. Передача мяча слева. Мяч капитану. Кто быстрей. Попади в цель. Кто дальше прыгнет. Передал - садись. Меткие стрелки. Через болото. «Силачи». «Баскетболисты». «Смени мяч». «Кузнечики». «Вызов номеров». «Эстафета зверей». «Кто догонит».
Формы организации:
практические занятия
беседы
тестирования,
игры-эстафеты,
соревнования.
Промежуточная итоговая аттестация проводиться в форме тестирования (теория)
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный что позволяет определить динамическую картину физического развития воспитанника.
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе:
- становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;
- формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
- проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
- уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;
- стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;
- проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в овладении познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, умения их использовать в практической деятельности.
По окончании первого года обучения учащиеся научатся:
Познавательные УУД:
- выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их выполнение;
- обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять индивидуальные комплексы упражнений физ- культминуток и утренней зарядки, упражнений на профилактику нарушения осанки.
Коммуникативные УУД:
- объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить соответствующие примеры её положительного влияния на организм школьников (в пределах изученного);
- исполнять роль капитана и судьи в подвижных играх, аргументированно высказывать суждения о своих действиях и принятых решениях;
- делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных игр и спортивных соревнований, планированию режима дня, способам измерения показателей физического развития и физической подготовленности.
Регулятивные УУД:
- соблюдать правила поведения на занятиях с учётом их учебного содержания;
- выполнять учебные задания по освоению новых физических упражнений и развитию физических качеств в соответствии с указаниями и замечаниями учителя;
- взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных заданий, соблюдать культуру общения и уважительного обращения к другим учащимся;
- контролировать соответствие двигательных действий правилам подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при возникновении ошибок. Предметные результаты:
Предметные результаты отражают достижения учащихся в овладении способами самостоятельной деятельности, физическими упражнениями и техническими действиями из базовых видов спорта.
К концу обучения обучающийся научится:
- демонстрировать примеры основных физических качеств и высказывать своё суждение об их связи с укреплением здоровья и физическим развитием;
- выполнять упражнения с мячом;
- организовывать и играть в подвижные игры на развитие основных физических качеств, с использованием технических приёмов из спортивных игр;
- выполнять упражнения на развитие физических качеств.
4.«Тематическое планирование» учебного курса внеурочной деятельности
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Виды деятельности | Форма проведения занятия | Электронные образова-тельные ресурсы | Реализация воспитательного потенциала темы |
1 | Основы знаний | В процессе обучения | Беседа | теория | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5751/start/223903 | День солидарности борьбы с терроризмом |
2 | Подвижные игры | 21 | разучивают правила подвижных игр и знакомятся с выбором и подготовкой мест их проведения; организуют и самостоятельно участвуют в совместном проведении; | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5730/start/190680 | Предметная неделя физической культуры |
3 | Русские народные игры | 7 | разучивают правила русских народных игр и знакомятся с выбором и подготовкой мест их проведения; организуют и самостоятельно участвуют в совместном проведении | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/9/ | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников |
4 | Соревнования (Эстафеты) | 6 | разучивают правилами соревнований и знакомятся с выбором и подготовкой мест их проведения; участвуют в соревнованиях. | Практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/9/ | День защитника Отечества 9 мая день Победы |
5.Календарно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Дата проведения занятий |
План | Факт |
| Iчетверть – 9ч. | | | |
| Подвижные игры | 9ч. | | |
1 | Игры с бегом: «Хитрая лиса», «Борьба за флажки», «Воробьи – вороны» | 1 | 05.09.2023 | |
2 | Игры с мячом: «Охотники и утки», «Коршун и наседка», «Салки с мячом» | 1 | 12.09.2023 | |
3 | Игры с прыжками: «Волк во рву», «Удочка», «Воробушки и кот» | 1 | 19.09.2023 | |
4 | Игры с мячом: «Вышибалы», «Не давай мяч водящему», «Ящерица» | 1 | 26.09.2023 | |
5 | Игры с построением и перестроением; «Третий лишний», «Шишки, желуди, орехи», «Перемена мест» | 1 | 03.10.2023 | |
6 | Подвижные игры: «Охотники и утки», «Хитрая лиса», «Удочка» | 1 | 10.10.2023 | |
7 | Подвижные игры: «Веселые ребята», «Не дай мяч водящему», «Хитрая лиса» | 1 | 17.10.2023 | |
8 | Подвижные игры: «Ворота», «Шишки, желуди, орехи»», «Лисы и куры» | 1 | 24.10.2023 | |
9 | Подвижные игры: «Успей занять место», «К своим флажкам» | 1 | 07.11.2023 | |
| IIчетверть – 7ч. | | | |
| Русские народные игры | 7ч. | | |
10 | Русские народные игры: «Ворота», «У медведя во бору», «Ручеек» | 1 | 14.11.2023 | |
11 | Русские народные игры: «Хитрая лиса», «Карусель», «Мышеловка» | 1 | 21.11.2023 | |
12 | Русские народные игры: «Хитрая лиса», «Чай, чай, выручай» ,«Совушка», | 1 | 28.11.2023 | |
13 | Русские народные игры: «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Совушка», | 1 | 05.12.2023 | |
14 | Русские народные игры: «Мышеловка», «Фигуры», «Кот и мыши» | 1 | 12.12.2023 | |
15 | Русские народные игры: «Колечко», «Все в кружок», «Луг-лужочек» | 1 | 19.12.2023 | |
16 | Русские народные игры: «Заинька», «Плетень», «Платок» | 1 | 26.12.2023 | |
| IIIчетверть – 10ч. | | | |
| Подвижные игры | 2ч. | | |
17 | Игры с мячом: «Вышибалы», «Не давай мяч водящему», «Ящерица» | 1 | 09.01.2024 | |
18 | Игры с мячом: «Охотники и утки», «Коршун и наседка», «Салки с мячом» | 1 | 16.01.2024 | |
| Соревнования (эстафеты). | 5ч. | | |
19 | Эстафеты | 1 | 23.01.2024 | |
20 | Эстафеты | 1 | 30.01.2024 | |
21 | Эстафеты | 1 | 06.02.2024 | |
22 | Эстафеты | 1 | 13.02.2024 | |
23 | Эстафеты | 1 | 20.02.2024 | |
| Подвижные игры | 10ч. | | |
24 | Игры с бегом: «Веселые ребята», «Салки под ногами», «Пятнашки» | 1 | 27.02.2024 | |
25 | Игры с мячом: «Вышибалы», «Не давай мяч водящему», «Мяч по кругу» | 1 | 05.03.2024 | |
26 | Игры с мячом и бегом: «Вышибалы», «Не давай мяч водящему», «Чай-чай выручай», «Хитрая лиса» | 1 | 12.03.2024 | |
| IVчетверть -8ч. | | | |
27 | Игры с мячом: «Вышибалы», «Охотники и утки», «Кто дальше бросит» | 1 | 19.03.2024 | |
28 | Игры с построением и перестроением: «Платок», «Ручеек» | 1 | 02.04.2024 | |
29 | Игры с бегом и мячом: «Чай-чай выручай», «Хитрая лиса», «Вышибалы» «Не дай мяч водящему» | 1 | 09.04.2024 | |
30 | Игры с мячом: «Охотники и утки», «Коршун и наседка», «Собачка» | 1 | 16.04.2024 | |
31 | Игры с бегом: «Веселые ребята», «Салки под ногами», «Пятнашки» | 1 | 23.04.2024 | |
32 | Игры с мячом: «Вышибалы», «Не давай мяч водящему», «Играй, играй, мяч не теряй» | 1 | 30.04.2024 | |
33 | Игры с прыжками: «Волк во рву», «Удочка», «Воробушки и кот» | 1 | 07.05.2024 | |
34 | «Веселые старты» | 1ч. | 14.05.2024 | |