Пояснительная записка
Программа по географии для 5 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса географии не только на предметном уровне, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «География».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе, а также предоставляет возможность для получения среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по географии, созданной с учетом:
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- фундаментального ядра содержания общего образования по географии;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
- программы развития универсальных учебных действий;
- рабочей программы по географии Предметная линия «Полярная звезда» 5-9 классы. Под редакцией профессора Алексеева А.И., Москва: Просвещение 2019 г.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с
другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 34 часа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплектов) линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А. И. Алексеева с 5 по 9 классы:
5-класс
География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.). М.: Просвещение, 2015. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)
Е.Е.Гусева. География. «Конструктор» текущего контроля. 5-6 класс (пособие для учителя)
Атлас 5-6 класс
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер.
-Мультимедиа - проектор.
- Комплект карт.
- Комплект портретов знаменитых географов и путешественников.
- Модели, макеты, муляжи.
- Медиатека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
приводить примеры методов исследования, применяемых в географии;
выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;
определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;
использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;— применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать понятия «план местности» и «географическая карта», параллель» и «меридиан»;— приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;— различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;— показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
различать горы и равнины;
классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
называть причины землетрясений и вулканических извержений;
применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач;
распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
классифицировать острова по происхождению;
приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;— приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;
приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;
приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (ПРОГРАММЫ)
5 КЛАСС
Раздел: Источники географической информации (19 часов)
Развитие географических знаний о Земле (4 часа)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
План и карта (11 часов)
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Пр.р. № 1. Построение плана местности (пришкольного участка).
Пр.р. № 2. Определение по плану и карте расстояний и направлений.
Пр.р. № 3. Определение географических координат объектов в мире и Курской области.
Р.С. № 1. Построение плана местности (пришкольного участка).
Р.С. № 2. Определение географических координат объектов в мире и Курской области.
Раздел: Природа Земли и человек (15 часов)
Человек на Земле (3 часа)
Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.
Литосфера – твердая оболочка Земли (12 часов)
Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Пр.р. № 4. Определение горных пород, встречающихся в Курской области,
изучение их свойств.
Пр.р. № 5. Описание гор, равнин мира и Курской области.
Пр.р. № 6. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов
землетрясений и вулканов.
Пр.р. № 7. Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли».
Р.С. № 3. Определение горных пород, встречающихся в Курской области, изучение
их свойств.
Р.С. № 4. Описание гор, равнин мира и Курской области.
Р.С. № 5. Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов
землетрясений и вулканов.
Учебно-тематический план
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел | Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Источники географической информации | Зачем нам география и как мы будем ее изучать | 1 | 0 |
На какой Земле мы живем | 4 | 0 |
Планета Земля | 3 | 0 |
План и карта | 12 | 3 |
Природа Земли и человек | Литосфера – твердая оболочка Земли | 14 | 4 |
Итого | | 34 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Материально-техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия | Основные направления воспитательной деятельности |
| Ведение | 1 | | | |
| Зачем нам география и как мы будем ее изучать | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7859/start/316107/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор | Предметные: Объяснять значение понятий "география". Метапредметные: Работать с текстом. Личностные: Привести свои примеры, доказывающие значение географии в современном мире. | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания. |
| На какой Земле мы живем | 4 | | | |
| Как люди открывали Землю (1) | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7860/start/312709/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, карта мира | Предметные: Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; Метапредметные: Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. Познавательные: поиск информации по накоплению географических знаний, Личностные: Привести свои примеры описания представления древних людей о Земле | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания. |
| Как люди открывали Землю (2) | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7861/start/251636/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, карта мира | Предметные: Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; Метапредметные: Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами Регулятивные: систематизировать информацию о великих путешествиях и открытиях. Личностные: описать картину «Географ» | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания. |
| Российские путешественники | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://www.youtube.com/watch?v=IxCJpQdKqoU), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, карта мира | Предметные: Различать вклад русских путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; Метапредметные: Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. Личностные: Привести свои примеры качеств личности первооткрывателей | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания. |
| География сегодня | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7862/start/312740/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, карта мира | Предметные: Раскрыть значимость современных технологий для географической науки Метапредметные: Работать с текстом, схемами, рисунками, таблицами. Личностные: понимать ценность географической информации для человечества | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания. |
| Планета Земля | 3 | | | |
| Мы во Вселенной | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7862/start/312740/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор модели, макеты, муляжи | Предметные: Объяснять значение понятий: «галактика», Вселенная» Метапредметные: Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Личностные: Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Эстетическое воспитание; Духовно-нравственное воспитание Экологическое воспитание. Ценности научного познания. |
| Движения Земли | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/planeta-zemlya/dvizheniya-zemli), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: Формирование представлений о движениях Земли и их следствиях; Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия. Регулятивные: умения организовывать свою деятельность, целеполагание. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Эстетическое воспитание; Духовно-нравственное воспитание Экологическое воспитание. Ценности научного познания. |
| Солнечный свет на Земле | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7864/start/312803/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор карта полушарий , модели, макеты, муляжи | Личностные: формирование целостного мировоззрения Регулятивные: умения организовывать свою деятельность, целеполагание. Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия | Эстетическое воспитание; Духовно-нравственное воспитание Экологическое воспитание. Ценности научного познания. |
| План и карта | 12 | | | |
| Ориентирование на местности | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7865/start/316138/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: Применять понятия «план местности», «ориентирование на местности», «стороны горизонта» ,«условные знаки» для решения учебных задач; ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Земная поверхность на плане и карте (1) | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7866/start/251605/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: сформировать представление об азимуте и плане местности Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи. Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Земная поверхность на плане и карте (2) | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7866/start/251605/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: научить учащихся находить азимут по плану и на местности. Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи. Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Практическая работа №1:«Построение плана местности» | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, атлас, тетрадь, транспортир, линейка | Предметные: сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности. Познавательные: извлекать информацию из различных источников по теме, делать анализ и отбор информации. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Учимся с «Полярной звездой» (1) | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор карта полушарий , модели, макеты, муляжи | Предметные: Применять понятия «навигационные системы», «источники географической информации», «ГИС». Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Географическая карта | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7868/start/251294/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: овладение основами картографической грамотности. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Градусная сетка | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7869/start/312834/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор карта полушарий , модели, макеты, муляжи | Личностные: Формирование познавательных интересов и мотивов.Предметные: Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов. Регулятивные: Составление и анализ сравнительной таблицы «Свойства линий градусной сетки», составление кластера «Отсчет параллелей и меридианов». | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Практическая работа №2: «Определение по плану и карте расстояний и направлений». | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор карта полушарий , модели, макеты, муляжи | Предметные: сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности. Познавательные: извлекать информацию из различных источников по теме, делать анализ и отбор информации. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Географические координаты (1) | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7870/start/272232/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: Знать понятия географическая широта, долгота, координаты. Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Географические координаты (2) | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson/7870/start/272232/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: Уметь определять географические координаты точек и точек по географическим координатам, определять направления объектов относительно друг друга. Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Практическая работа 3: «Определение географических координат объектов в мире и Курской области». | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Познавательные. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Коммуникативные. Владение устной речью. | Эстетическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Учимся с «Полярной звездой» (2) | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты | Предметные: Применять понятия «план», «масштаб», «координаты». Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Литосфера – твердая оболочка Земли | 14 | | | |
| Земная кора – верхняя часть литосферы | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson /7872/start/312865/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: объяснение ключ.слов "литосфера, горные породы, полезные ископаемые" Метапредметные Познавательные анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления • | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: называть основные виды горных пород по происхождению, полезных ископаемых по характеру использования. Метапредметные: давать определения понятиям. Личностные: формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения; | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Практическая работа №4: «Определение горных пород, встречающихся в Курской области, изучение их свойств». | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: давать краткое описание горной породы; понимать условные обозначения основных полезных ископаемых на карте; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Движения земной коры. Землетрясения. | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson /7873/start/312927/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: Познакомиться с понятиями: землетрясение, гипоцентр, эпицентр землетрясения, сейсмический пояс, Знать правила поведения во время землетрясения. Метапредметные: развивать первичные навыки работы с атласом, схемами, текстом учебника. Личностные: Сформировать готовность и способность к образованию и самообразованию | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Движения земной коры. Вулканы. | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson /7873/start/312927/),, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: формирование первичных знаний о вулканах и гейзерах. Изучить строение, типы вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержения. Метапредметные: развивать первичные навыки работы с атласом, схемами, текстом учебника Личностный результат- развивать внимание, память, мышление, умение управлять своей учебной деятельностью. | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Рельеф Земли. Равнины. | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson /7874/start/312958/), универсальный портативный компьютер, цифровой, модели, макеты, муляжи | Предметные: Знать - основные понятия, определения, термины, природные взаимосвязи, географическую номенклатуру Регулятивные. Навык планирования своей учебной деятельности или её этапов; самостоятельная оценка своей деятельности и деятельности других учащихся. | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Рельеф Земли. Горы. | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson /7874/start/312958/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: Знать - основные понятия, определения, термины, природные взаимосвязи, географическую номенклатуру Регулятивные. Навык планирования своей учебной деятельности или её этапов; самостоятельная оценка своей деятельности и деятельности других учащихся. | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Практическая работа №5: «Описание гор, равнин мира и Курской области». | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: давать краткое описание горной породы; понимать условные обозначения основных полезных ископаемых на карте; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике гор, равнин мира и своей местности | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Практическая работа №6: «Обозначение на контурной карте гор и равнин мира, своей местности, районов землетрясений и вулканов». | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: давать краткое описание горной породы; понимать условные обозначения основных полезных ископаемых на карте; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике гор, равнин мира и своей местности | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Практическая работа №7: «Разработка туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли». | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: Оформить географическую карту и проложить туристический маршрут с указанием начального, конечного и промежуточных пунктов следования и отметить природные достопримечательности по теме путешествия | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Защита проектов: «Скульптурный портрет Земли». | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Метапредметные: овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Литосфера и человек | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии (https://resh.edu.ru/subject/lesson /7875/start/251232/), универсальный портативный компьютер, цифровой проектор, модели, макеты, муляжи | Предметные: обучающиеся научатся давать определение понятиям «полезное ископаемое», «месторождение». Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов. Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Учимся с «Полярной звездой» (3) | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор | Предметные: Применять понятия «Горы», «Рельеф», «Горная страна». Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
| Обобщение знаний по изученному курсу. | 1 | Цифровые образовательные ресурсы по географии, универсальный портативный компьютер, цифровой проектор | Познавательные: продолжить формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных результатов. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль результатов учебно-познавательной деятельности, рефлексию. Личностные: продолжить формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, проявление учебно-познавательного интереса к географической науке, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Экологическое воспитание Ценности научного познания |
Итого | | 34 час. | | 7 пр.р. | |
10