СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "География" (ФГОС) 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для релизации в средней общеобразовательной школе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "География" (ФГОС) 8 класс»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОПОЛТАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




Принято на заседании ШМО

Гуманитарных наук

Протокол № ……

от «____» ___________ 2018 г.

Согласовано

заместитель директора по УВР

_____________Ленкова Е.А.

«____» ____________ 2018 г.

Утверждаю

директор школы

_____________Сутугин Н.В.

«____» ____________ 2018 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ГЕОГРАФИЯ»

8 КЛАСС, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД





Разработана

Кулинченко Юлией Робертовной,

учителем истории и обществознания







с. Новополтавка, 2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по географии для 8 класса соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, разработана на основе ООП ООО МБОУ «Новополтавская СОШ» и Примерной программы основного общего образования по географии.

Данная программа реализована в учебнике: Баринова И.И. География России. Природа. 8кл.: учеб.общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2018г

В авторскую программу внесены следующие изменения:

- с целью контроля и проверки знаний обучающихся введены рубежные проверочные работы в раздел 1 и раздел 2 за счет использования резервного времени;

- за счет резерва учебного времени раздел 3 увеличен на 1 час с целью контроля и обобщения знаний обучающихся по темам раздела и курса географии России за 8 класс;

- введена промежуточная аттестационная работа за курс 8 класса (1 час)

По расписанию и календарному графику работы школы на 2018-2019 учебный год на изучение предмета выделяется 68 аудиторных часов. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При этом в ней предусмотрено 10 практических работ, 2 проверочных работы и 1 контрольная работа. В качестве промежуточной аттестации по истории предусмотрена промежуточная аттестационная работа за курс 8 класса (контрольная работа). Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Наряду с этим в течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул, изменением расписания и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.

Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Природа» – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор природы России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса формируются представления о характере природно-территориальных комплексов России. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Программа рассчитана на обучение курса географии обучающихся 8 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у обучающихся в 6-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Цель программы:

Изучение географии России направлено на:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 8 классе решаются задачи:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

География России. Природа – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

В основу курса географии легли следующие педагогические, дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.

Формы контроля знаний.

Основные формы контроля: фронтальная и групповая. Возможно использование индивидуальной.

Методы контроля: устный опрос, письменный контроль, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, тест. По возможности используются нетрадиционные формы: викторина и кроссворд; различные методы и приемы разноуровневого контроля знаний, умений, способов деятельности учащихся.

Формы контроля: тестовый контроль, интерактивные задания, тренажеры, проверочные работы, топографические и географические диктанты, самостоятельная работа, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа, викторина и кроссворд; различные методы и приемы разноуровневого контроля знаний, умений, способов деятельности учащихся.

Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д.

Методической основой изучения курса в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:

  • Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Предметные результаты изучения географии включают в себя:

Обучающийся научится:

  • расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

  • оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России

Обучающийся получит возможность научиться:

  • давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

  • давать характеристику климата своей области (края, республики);

- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема урока


Кол-во часов

В том числе

Контрольные и проверочные работы

Практические работы

1

Наша Родина на карте мира

7

1


2

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России

21

1


3

Раздел 2. Природные комплексы России

31

1


4

Раздел 3. Человек и природа

8

-


18

Промежуточная аттестационная работа по теме: «География России. Природа»

1

1

-

Итог

68

4

14


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Наша Родина на карте мира (7 ч)

Введение. Что изучает физическая география России

Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом

Знакомство с учебником, атласом, интернет-ресурсами

Россия — самое большое государство мира. Крайние точки России. Границы

России. Особенности географического положения России.

Практические работы. 1. Характеристика физико-географического положения России

Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей

Местное время. Часовые пояса на территории России. Реформа системы исчисления времени в России. Практические работы. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. Географические открытия XVI — начала XVII в. Открытия Нового времени (середина XVII—XVIII в.). Открытия XVII в. Исследования XIX—XX вв.

Федеральные округа и их столицы. Субъекты Федерации: края, области, города федерального подчинения, национально-территориальные образования

Систематизация и обобщение знаний по теме «Наша Родина на карте мира». Итоговый контроль в форме географического диктанта, зачета, презентации.

Дискуссия. Тема «Огромные пространства России: благо или помеха в развитии страны?»

Анализ и сопоставление карт атласа. Работа с различными источниками географической информации. Обозначение границ России на контурной карте

Характеристика морей. Обозначение на контурной карте береговой линии России

Решение задач на определение местного и поясного времени

Сбор информации из разных источников о русских ученых, землепроходцах — открывателях земель на севере и востоке страны

Анализ политико-административной карты России (государственные границы, федеральные округа и их столицы, субъекты)

Работа с картами атласа, интернет- ресурсами. Самоидентификация «Я — гражданин России (житель ее конкретного региона)». Подготовка презентации

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (21 ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (5 ч)

Крупные формы рельефа России и их размещение

Строение литосферы. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Тектонические структуры нашей страны. Связь основных форм рельефа со строением литосферы

Распространение полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Практические работы. 3. Установление связей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми

Процессы, формирующие рельеф. Древнее оледенение на территории России. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Деятельность человека. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы родного края

Обозначение на контурной карте ос­новных форм рельефа России

Анализ и сопоставление физической и тектонической карт

Характеристика размещения полез­ных ископаемых России, обозначение на контурной карте крупных месторождений

Объяснение особенностей размещения полезных ископаемых

Характеристика современных процессов, формирующих рельеф. Объяснение взаимосвязи всех компонентов природы

Климат и климатические ресурсы (5 ч)

Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс. Влияние подстилающей поверхности

Распределение тепла на территории нашей страны. Распределение осадков на территории нашей страны. Типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса.

Практические работы. 4. Комплексная характеристика климата

Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Благоприятные климатические условия. Неблагоприятные климатические явления.

Практические работы. 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов

Характеристика климата своего края. Оценка агроклиматических ресурсов

Анализ климатических карт и диа­грамм

Характеристика разных типов кли­мата

Характеристика стихийных явлений и их последствий для человека (1 —

2 явления, типичных для своего края). Работа с контурной картой

Характеристика климата родного края

Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч)

Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа. Влияние климата на реки. Стихийные явления, связанные с реками

Практические работы. 6. «Характеристика одной из рек, определение возможностей ее хозяйственного использования»

Крупнейшие озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низовые болота. Важность сохранения водно-болотных угодий. Роль подземных вод в природе и жизни человека. Виды подземных вод. Границы распространения многолетней мерзлоты в России, причины ее образования. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой

Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой. Дискуссия. Тема «Вода — уникальный ресурс, который нечем заменить...»

Характеристика реки. Объяснение влияние климата на реки

Обозначение на контурной карте крупных рек, озер, границы многолетней мерзлоты

Оценка роли воды в жизни человека. Объяснение эстетической и оздоровительной роли водных ландшафтов

Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)

Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв

Типы почв России: арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново- подзолистые, серые лесные, черноземы, темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые. Практические работы. 7. «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт»

Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего нужно охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы родного края

Анализ текста и рисунков учебника. Составление конспекта урока

Выявление зависимости распространения почв от климата, рельефа, растительности и других факторов

Характеристика основных типов почв. Оценка почвенных ресурсов страны

Растительный и животный жир. Биологические ресурсы (4 ч)

Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Роль живых организмов в жизни Земли. Роль растительного и животного мира в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир родного края.

Природные условия России. Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов

Систематизация и обобщение знаний по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России». Итоговый контроль в форме географического диктанта, зачета, презентации

Анализ карт атласа. Объяснение при­способления животных и растений к условиям окружающей среды

Обозначение на контурной карте основных ООПТ России

Оценка природных условий и ресурсов России. Подготовка и защита презентации, проекта

Работа с картами атласа, интернет- ресурсами. Подготовка презентации

Раздел 2. Природные комплексы России (31 час)

Природное районирование (7 ч)

Разнообразие природно-территориальных комплексов (ПТК). Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные

Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей

Природная зональность. Природные зоны нашей Родины: арктические пустыни, тундра, лесотундра

Россия — лесная страна. Характеристика зон: тайги, смешанных и широколиственных лесов. Роль лесов в жизни человека. Природные ресурсы лесной зоны. Лесные пожары — угроза лесу. Необходимость охраны и восстановления лесов

Характеристики зон: степей, полупустынь и пустынь. Возможности хозяйственного использования зон.

Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор

Повторение и систематизации ранее усвоенных знаний и умений

Характеристика ПК Белого моря

Характеристика одной из северных зон страны с использованием разных источников географической информации

Обозначение на контурной карте природных зон России. Сравнительная характеристика тайги и смешанных лесов

Сравнительная характеристика

Составление схемы высотной поясности для разных гор нашей страны

Природа регионов России (24ч)

Восточно-Европейская (Русская) равнина (4 ч.).

Особенности географического положения. История освоения. Русская равнина — колыбель российской государственности. Древние русские города

Главная особенность природы — равнинность. Причины такого рельефа. Влияние географического положения равнины на ее природу: умеренно континентальный климат, самый полный набор природных зон. Реки и озера равнины. Великая русская река «Волга-матушка»

Самые крупные природные комплексы Русской равнины — природные зоны: тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни

Памятники природы равнины: Волга, Валдай, Селигер, Беломорье, остров Валаам, Кижи, Карелия. Девственные леса Коми. ООПТ Русской равнины: заповедники и национальные парки — «Русский Север», Кандалакшский, Валдайский, Астраханский и др.

Творческая работа. Разработка туристических маршрутов по Русской равнине: по памятникам природы; по национальным паркам; по рекам и озерам

Основные полезные ископаемые Русской равнины. Водные, агроклиматические, лесные рекреационные ресурсы. Проблемы Национального использования природных ресурсов и мероприятия по их восстановлению и сбережению

Характеристика региона по плану и картам. Установление межпредметных связей с историей

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа, крупных рек и озер, крупных городов, границ природных зон

Характеристика природных зон

Обозначение на контурной карте па­мятников природы, крупных ООПТ. Подготовка презентации об одном из них (по выбору) с опорой на межпредметные связи

Комплексная оценка природных ресурсов территории и отдельных их видов. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых, популярных туристических маршрутов



Кавказ (3 ч.)

Особенности географического положения: Северный Кавказ — самая южная часть территории России. По гребням Главного Кавказского хребта проходит граница со странами Закавказья. Кавказ — это Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье

Кавказ — молодые горы. Признаки возраста гор. Эльбрус — самая высокая вершина России и Европы. Взаимосвязь тектонического строения и рельефа. Сложная история геологического развития региона — причина богатств недр полезными ископаемыми. Наличие минеральных источников

Северный Кавказ — пример «многоэтажности» природы. Вертикальная зональность природы. Отличие климата высокогорий от равнинных и предгорных частей. Местные ветры: фён, бора. Реки, их особенности. Плодородные почвы

Причина разнообразия природных комплексов Северного Кавказа — различие в географическом положении и в высоте над уровнем моря. Особенности природы Прикубанской равнины. Кубань — житница России. Кавказские Минеральные Воды — крупнейший курортный район страны. Высо­когорный Дагестан.

Творческая работа. Подготовка презентации о природных уникумах Северного Кавказа

Богатство Северного Кавказа природными ресурсами. Уникальный курортный регион России: бальнеологические курорты страны. Самый многонациональный район России. Традиции и обычаи народов Кавказа

Характеристика географического положения Кавказа. Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника

Сопоставление и анализ различных источников географической информа­ции. Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых

Построение вертикального профиля Северного Кавказа, обозначение высотных поясов

Характеристика одного из природных комплексов Северного Кавказа (по выбору)

Составление схемы или таблицы «Природные ресурсы Кавказа»

Урал (4 ч.)

Особенности географического положения Урала: пограничное положение между двумя частями света — Европой и Азией; почти меридиональное направление хребтов. История освоения. Древние обитатели Урала. Описание Урала в художественной литературе

Урал — древние горы. Размещение месторождений полезных ископаемых Урала в зависимости от истории геологического развития территории. Академик А. Е. Ферсман называл Урал «минералогическим раем»

Закономерности изменения природы Урала: с севера на юг (Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный Урал); с запада на восток (Предуралье и Зауралье); снизу вверх (высотная поясность). Характеристика природы отдельных частей Урала. Творческие работы. Разработка туристических маршрутов по разным частям Урала: Северному, Среднему, Южному

Природные уникумы Урала. Ильменский хребет. Ильменский заповедник — край самоцветов. Кунгурская ледяная пещера. Река Чусовая

Урал — старопромышленный регион России. Преобладание антропогенных ландшафтов. Главные промышленные центры Урала — Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил — лидеры в списке самых неблагополучных городов страны. Основные направления улучшения экологической ситуации в регионе

Обозначение на контурной карте географических объектов, упомянутых в тексте учебника

Составление таблицы «Природные ресурсы Урала»

Сравнительная характеристика отдельных частей Урала (Северного и Южного, Предуралья и Зауралья)

Характеристика ООПТ Урала с использованием разных источников географической информации и лите­ратурных произведений

Оценка экологической ситуации, сложившейся на Урале, выявление ее причин и возможных путей улучшения

Западно-Сибирская равнина (3 ч.)

Географическое положение Западно-Сибирской равнины. Границы равнины. Географический образ региона

Главные особенности природы Западно-Сибирской равнины: плоский рельеф, понижающийся к центру; суровый континентальный климат; обилие поверхностных вод; сильная заболоченность территории; многолетняя мерзлота; широтно-зональное изменение природных ландшафтов

Отчетливо выраженная зональность природы. Широтное размещение природных зон: от тундры на побережье Красного моря до степей на юге. Отсутствие широколиственных и смешанных лесов, небольшая площадь лесостепей

Разнообразие природных ресурсов. Западная Сибирь — один из мировых лидеров по запасам нефти и газа. Изменения со временем представлений о природных богатствах Западной Сибири: от ценной пушнины («мягкая рухлядь») в XVI в. до энергоресурсов в XX в. Трудности освоения природных богатств: суровый климат, многолетняя мерзлота, заболоченность, мошка. Причины и последствия лесных пожаров.

Дискуссия. Тема «Что мешает освоению природных богатств Западно-Сибирской равнины?»

Сравнение географического положения Западно-Сибирской и Русской равнин

Характеристика климата региона с использованием учебника и атласа. Объяснение причин его суровости

Характеристика природных зон. Сравнение природных зон Западной Сибири и Русской равнины, объяснение различий

Характеристика природных ресурсов региона

Восточная Сибирь (5 ч.)

Географическое положение и состав территории Восточной Сибири. Географический образ территории

Поселения охотников и рыболовов в верхнем палеозое. Первые сведения о «Сибирской земле» в русских летописях. Походы землепроходцев в Сибирь. Мангазея (Туруханск). Основание Красноярска (1628 г.), Братского острога (1631 г.). XVIII в. — включение Восточной Сибири в состав России

Влияние географического положения на природу региона: суровый резко континентальный климат, распространение многолетней мерзлоты. Полюс холода северного полушария — Оймякон. Горные массивы и плоскогорья. Полноводные реки: Лена, Енисей. Бескрайняя тайга

Особенности природы разных районов Восточной Сибири: Средняя, Северо - Восточная и Южная Сибирь. Тундры на полуострове Таймыр. Природа Якутии. Минусинская котловина. Алтай — высочайшие горы Сибири. ООПТ региона

История освоения Байкала. Особенности географического положения и природы Байкала. Значение Байкала. Ресурсы Байкала: водные, биологические, рекреационные

Наличие разнообразных ресурсов: минеральных, энергетических, лесных, водных, биологических, рекреационных. Проблема освоения природных ресурсов.

Дискуссия. Тема «Докажите справедливость слов М. В. Ломоносова “Российское могущество прирастать Сибирью будет...”»

«Путешествие» по Восточной Сибири: осознание величия природы, обширности просторов региона в сравнении с европейской частью России и странами Западной Европы

Подготовка доклада, презентации об освоении русскими Сибири (по опережающим заданиям)

Подготовка географического эссе о природе региона, представление величия и красоты сибирских просторов России

Выявление главных особенностей природы районов с использованием разных источников географической информации. Обозначение на контурной карте национальных парков и заповедников региона

Составление конспекта урока «Черты уникальности Байкала»

Обозначение на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых. Составление таблицы «Природно-ресурсный потенциал Восточной Сибири»

Дальний Восток (4 ч.)

Специфика географического положения Дальнего Востока: большая протяженность с севера на юг вдоль Тихого океана. Сейсмоактивный регион. Землетрясения и цунами. История освоения Дальнего Востока

Самый контрастный регион России по природным условиям: от арктических тундр на севере до широколиственных лесов на юге. Муссонный климат на юге

Смещение природных зон региона к югу. Физико-географические районы Дальнего Востока: Чукотское тундровое нагорье, Камчатские молодые тундрово-лесистые горы, остров Сахалин, Приморский край. Природные уникумы: Долина гейзеров на Камчатке, Уссурийская тайга, Саха­лин, Курильские острова

Разнообразие природных ресурсов: рудных (золото, олово, железные руды); цветных металлов. Благоприятные агроклиматические ресурсы в Приморском крае. Густая речная сеть и минеральные воды Камчатки. Энергетические ресурсы. Особенности биологических ресурсов. Богатые рекреационные ресурсы

Практические работы. 8 «Оценка природных условий одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

Обозначение на контурной карте бере­говой линии региона, основных гор и равнин

Сравнительная характеристика природы северных и южных частей Дальнего Востока

Составление географического образа Дальнего Востока. Сравнительная характеристика природных комплексов региона: Чукотки и Приморья, Камчатки и Сахалина

Оценка природных ресурсов Дальнего Востока. Прогнозирование развития рекреационных ресурсов региона

Раздел 3. Человек и природа (9 ч)

Благоприятные условия для жизни и деятельности людей. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. География стихийных явлений. Меры борьбы со стихийными природными явлениями.

Практические работы. 9. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России

Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы. Влияние деятельности человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты

Охрана природы. Значение географического прогноза.

Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Уровень здоровья людей. Ландшафты как фактор здоровья.

Практические работы. 10. Характеристика экологического состояния одного из регионов России

История взаимоотношений между человеком и географической средой. Научно-техническая революция: благо или причина экологического кризиса

Объяснение географии природных стихийных явлений — землетрясе­ний, вулканов, наводнений, смерчей, лавин, селей — на территории нашей страны

Выявление причин возникновения антропогенных ландшафтов

Осознание ответственности человека за сохранение природы родной страны, родного края

Оценка роли географического прогноза в жизни и деятельности человека

Выявление причин экологического кризиса в наши дни. Характеристика экологической ситуации в России

Работа с картами атласа, интернет- ресурсами. Подготовка презентации

Промежуточная аттестационная работа по теме: «География России. Природа»- 1 час

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Баринова И.И. География России. Природа. 8кл.: учеб.общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2018г

  2. Баринова И.И., География: Диагностические работы. 8 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику Бариновой И.И. «География России. Природа. 8 класс». – М.: Дрофа, 2016

  3. Принь О.Н. Поурочные разработки по географии. 8 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику Бариновой И.И. «География России. Природа. 8 класс». – ВАКО, 2016г

  4. Барабанов В.В. География. 8 класс. 36 диагностических вариантов. – М.: Национальное образование, 2012г

  5. Атлас. География 8 класс. – М.: «Дрофа», 2012г (электронная версия)

  6. Крылова О.В. Атлас. Контурные карты и сборник задач. География России. Природа и население. 8 класс. – М.: Издательство «АСТ», 2016г (Электронная версия)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Основная образовательная программа основного общего образования (с изменениями на основании приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новополтавская средняя общеобразовательная школа». – 2015г.

  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования — М.: Просвещение, 2008. — 21 с. — (Стандарты второго поколения).



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Наша Родина на карте мира (7 ч)

1

Введение. Что изучает физическая география России

4.09


2

Географическое положение России Практическая работа 1. Характеристика физико-географического положения России

7.09


3

Моря, омывающие берега России

11.09


4

Россия на карте часовых поясов Практическая работа 2. Определение поясного времени для различных пунктов России

14.09


5

Как осваивали и изучали территорию России

18.09


6

Как осваивали и изучали территорию России

21.09


7

Проверочная работа по теме «Родина ка карте мира». Повторение раздела

25.09


Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (21 ч)

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (5 ч)

8

Особенности рельефа России

28.09


9

Геологическое строение территории России

2.10


10

Минеральные ресурсы России

5.10


11

Развитие форм рельефа. Практическая работа 3. Установление связей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми

9.10


12

Повторение по теме «Рельеф и минеральные ресурсы»

12.10


Климат и климатические ресурсы (5 ч)

13

От чего зависит климат нашей страны

16.10


14

Распределение тепла и влаги на территории России

19.10


15

Разнообразие климата России Практическая работа 4. Комплексная характеристика климата

23.10


16

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы Практическая работа 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов

26.10


17

Повторение по теме «Климат и климатические ресурсы»

30.10


Внутренние воды и водные ресурсы (4 ч)

18

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Практическая работа 6. «Характеристика одной из рек, определение возможностей ее хозяйственного использования»

9.11


19

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

13.11


20

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека

16.11


21

Повторение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

20.11


Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)

22

Образование почв и их разнообразие

23.11


23

Закономерности распространения почв

27.11


24

Почвенные ресурсы России. Практическая работа 7. «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт»

30.11


Растительный и животный жир. Биологические ресурсы (4 ч)

25

Растительный и животный мир России

4.12


26

Биологические ресурсы. Особо охраняемы природные территории (ООПТ)

7.12


27

Природно-ресурсный потенциал России

11.12


28

Проверочная работа по теме «Особенности природы и природные ресурсы России»

14.12


Раздел 2. Природные комплексы России (31 час)

Природное районирование (7 ч)

29

Разнообразие природных комплексов России

18.12


30

Моря как крупные природные комплексы

21.12


31

Природные зоны России

25.12


32

Разнообразие лесов России

28.12


33

Безлесные зоны на юге России

11.01


34

Высотная поясность

15.01


35

Повторение по теме «Природное районирование»

18.01


Природа регионов России (24ч)

36

Восточно-Европейская (Русская) равнина

22.01


37

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины

25.01


38

Памятники природы Восточно-Европейской равнины

29.01


39

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их рационального использования

1.02


40

Кавказ — самые высокие горы России

5.02


41

Особенности природы высокогорий

8.02


42

Природные комплек­сы Северного Кавказа

12.02


43

Урал — «каменный пояс земли Русской»

15.02


44

Природные ресурсы Урала

19.02


45

Своеобразие природы Урала

22.02


46

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

26.02


47

Западно-Сибирская равнина: особенности природы

1.03


48

Природные зоны Западно-Сибирской равнины

5.03


49

Природные ресурсы Запад­но-Сибирской равнины и условия их освоения

12.03


50

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

15.03


51

Климат Восточной Сибири

19.03


52

Природные районы Восточной Сибири

22.03


53

Жемчужина Сибири — Байкал

5.04


54

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

9.04


55

Дальний Восток — край контрастов

12.04


56

Природные комплексы Дальнего Востока

16.04


57

Природные уникумы Дальнего Востока

19.04


58

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком Практическая работа 8 «Оценка природных условий одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

23.04


59

Контрольная работа по теме «Природа регионов России»

26.04


Раздел 3. Человек и природа (9 ч)

60

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Практическая работа 9. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России

30.04


61

Воздействие человека на природу

7.05


62

Промежуточная аттестационная работа по теме: «География России. Природа»

10.05


63

Рациональное природопользование

14.05


64

Россия на экологической карте мира

17.05


65

Экология и здоровье человека

21.05


66

География для природы и общества Практическая работа 10. Характеристика экологического состояния одного из регионов России

24.05


67

Повторение по теме «Человек и природа»

28.05


68

Повторение по теме «География России. Природа»

31.05


Приложение 1

Темы проектных работ

Вода — основа жизни на Земле
Вода — священная тайна природы
Вода. Ее состояния и основные свойства .
Вода: вчера, сегодня, завтра .
Вулканы и вулканизм
Вулканы, мифы и реальность
Выявление приоритетных загрязнителей и их влияние на качество жизни жителей моего города.
Геральдика городов и районных центров нашей области
Гибралтар.
Гидрологические исследования.
Гидрометеорологические и гидрохимические исследования бассейна реки.
Государственный флаг – своеобразное зеркало страны.
Гранит как горная порода.
Движение земной коры.
Деградация земель как следствие антропогенного воздействия (на примере склона моего микрорайона).
Деградация малых рек.
Демографическая нагрузка.
Есть ли необходимость создавать в зоне тундры заповедники?
Зависит ли менталитет народа от природных условий?
Значение сохранения памятнико-культурного наследия.
Изменение погодных условий в осенний период за последние три года в нашем городе.
Изучение нашего водоема.
Изучение современного состояния моей реки.
Как погода влияет на меня?
Как проявляется влияние природных условий на характере жилья и пищи человека в нашей стране?

Приложение 2

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ КУРСА

Технические средства обучения (средства ИКТ):

1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся.

2. Мультимедиапроектор.

3. Устройства вывода звуковой информации (колонки)

4. Устройства для ручного ввода текстовой информации (клавиатура и мышь).

Наглядно-печатные пособия:

• Географические карты (мира, отдельных областей земного шара, комплексные, политические, физические, России), печатные раздаточные пособия, статистические материалы, рисунки и тексты, комплекты таблиц демонстрационных по географии, портреты ученых-географов и путешественников.

• Приборы практические: компасы

• Цифровые измерительные приборы: термометр, барометр, угломер

• Объекты натуральные: гербарии культурных и дикорастущих растений,

• Модели, макеты, муляжи: глобусы, теллурий.

• Коллекции: Коллекция горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых различных типов, шкала твердости Мооса, набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов.

Интернет – ресурсы:

  • http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.

  • http://geographer.ru – Географический портал.

  • http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.

  • http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.

  • http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.

  • http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.

  • http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.


Приложение 3

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ГЕОГРАФИИ

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы

6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


Приложение 4


Географические контрольные и проверочные работы по географии, вошедшие в состав рабочей программы, представлены в пособии:

Барабанов В.В. География. 8 класс. 36 диагностических вариантов. – М.: Национальное образование, 2012г

Страницы, на которых опубликованы тексты работ (по темам):

1. Проверочная работа по теме «Родина ка карте мира» - с.5-20

2 Проверочная работа по теме «Особенности природы и природные ресурсы России» - с.21-44

3. Контрольная работа по теме «Природа регионов России» - с.53-60


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!