Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2016 № 500
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология»
для 3д класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Бондаренко Наталья
Михайловна
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии (труду ) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом основной образовательной программы ОУ, авторской программы Н. А. Малышевой «Своими руками».
Программа обеспечивает формирование навыков и умений в процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. На основе знакомства с традициями народных ремёсел школьники учатся создавать произведения декоративного творчества, воплощать свои фантазии в материале, осуществляя технологическую последовательность операций в изготовлении качественных несложных изделий, полезных в быту.
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе –предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления). Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основная цель программы - развитие личности ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и раскрытие его творческого потенциала через овладение технологическими приёмами обработки разнообразных материалов.
В пределах каждого года обучения учебный материал дан в виде разделов: изготовление изделий и декоративных композиций из природных материалов; изготовление изделий из бумаги и картона; выполнение изделий и декоративных композиций из пластичных материалов; изготовление изделий из текстильных материалов; изготовление изделий из проволоки и фольги.
Внутри каждого раздела содержание курса выстроено с учётом усложнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и возрастания сложности обработки материалов.
В программе не предусмотрено жёсткое разделение учебного времени по видам обрабатываемого материала, что позволяет преподавателю варьировать задание в зависимости от особенностей и условий образовательного учреждения. Это способствует более активному творческому поиску, самостоятельности в действиях ученика, его самовыражению, а так же поможет выполнению главной задачи – осуществлять развивающий характер обучения.
Описание места предмета в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
Личностные, предметные и метапредметные результаты
освоения курса «Технология»
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметнымирезультатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Основное содержание предмета «Технология»
Основные содержательные линии
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции(знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Наиболее распространённые в Вологодском края народные промыслы и ремёсла (кружевоплетение, великоустюгская чернь)
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, современные профессии (в том числе профессии села, профессии своих родителей).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе. Применение приёмов рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игра).
Выполнение символических действий моделирования и преобразования модели и работа с простейшей технической документацией: распознавание простейших чертежей и эскизов, чтение и выполнение разметки с опорой на них; изготовление плоскостных и объёмных изделий по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий. Анализ устройства изделия: выделение деталей, их формы, определение взаимного расположения, видов соединения деталей.
Понятие о конструкции изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям.
4. Знакомство с информационной технологией. Графическая информация.
Рукотворный мир как результат труда человека.
Элементы графической грамоты.
Технологические сведения и приёмы обработки.
Технологические процессы практических работ.
Проектирование.
Тематическое планирование
№ | Название тем и разделов | к-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Домашнее задание |
Вводная беседа по ПТБ (1ч.) |
1 | Проверь себя. | 1 | Называть правила техники безопасности при работе с ножницами, электрическим утюгом, напильником, клеем, циркулем ит.д. Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.Объяснять новые понятия. Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделий | С.3-4читать, доделать работу |
Учимся у мастеров (13 ч.) |
2 | Вышивание крестом. | 1 | Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой. Выполнять швы «крестик», «косая строчка», «петельный».Изготавливать изделия используя изученные швы. | С.6-9 читать, доделать работу |
3 | Швы «косая строчка» и «петельный шов». Сундучок для мелочей. | 1 | С.10-11 читать, доделать работу |
4 | Игрушки- подушки. | 1 | С.12 читать, доделать работу |
5 | Оригами. Складывание базовой формы «шляпа». | 1 | Сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами и его использовании. Осваивать условные обозначения техники оригами. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами. Осваивать приёмы сложения оригами, понимать их графическое изображение. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Самостоятельно выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по сложению оригами. | С.13 читать, доделать работу |
6 | Складывание изделия из базовой формы «шляпа». | 1 | С.14-1 читать , доделать работу |
7 | Складывание объемных изделий | 1 | С.16-17 читать, доделать работу |
8 | Рельефный рисунок | 1 | Выполнять основные приёмы обработки пластилина. Выполнять углублённый рельеф на пластилине(бороздки, углубления) при помоцистеки.Выбирать цветовое решение изделия. | С.18-19 читать, доделать работу |
9 | Вязание на спицах. | 1 | Соблюдать ПТБ при работе со спицами. Уметь набирать петли на спицы. Составлять из набранных петель композиции. | С.20 читать, доделать работу |
10 | Макраме. Узел Геркулеса. | 1 | Выполнять узоры и цепочки из двойного плоского узла. Читать Графическое изображение узоров макраме. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. | С.22-23 читать, доделать работу |
11 | Узоры и цепочки из двойного узла. | 1 | С.24-28 читать, доделать работу |
12 | Изонить. Вычерчивание и заполнение нитками угла. | 1 | Соблюдать ПТБ при работе с иглой. Выполнять разметку, используя иглу.Заполнять нитью разные углы. | С.29-31 читать, доделать работу |
13 | Низание бисера на проволоку. | 1 | Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него. Составлять рассказ по полученной информации и на основе собственного опыта. Сравнивать и различать виды бисера. Знать свойства и особенности лески, использовать эти знания при изготовлении изделий из бисера. Осваивать способы и приёмы работы с бисером. Подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Соотносить схему изготовления изделия с текстовым и слайдовым планами. Выбирать для изготовления изделия план, контролировать и корректировать выполнение работы по этому плану. Оценивать качество выполнения работы по рубрике «Вопросы юного технолога» | С.33-34 читать, доделать работу |
14 | Составление схемы и плетение фигурки. | 1 | 35-36 читать, доделать работу |
От замысла к изделию (8 ч.) |
15 | Преобразование плоского листа в объемное изделие «кот» или «кошка». | 1 | Создавать эскиз изделия. Продумывать конструкцию объёмного изделия.Оформлять изделие графическим рисунком. | С.38-42 читать, доделать работу |
16 | Плоские и объемные предметы. | 1 | Приводить примеры плоских и объёмных предметов. Называть геометрические фигуры. Давать определение пропорции. . | С.50-51 читать, доделать работу |
17 | Разметка открытки при помощи измерительных инструментов. | 1 | Соблюдать ПТБ при работе с ножницами. Выполнять чертёж развёртки, рицовку. Склеивать изделие. Выполнять изделие по порядку технологических операций. | С.46-47 читать, доделать работу |
18 | Развертка рамочки в виде треугольника. Элементы из бумажных полосок. | 1 | С.49 читать, доделать работу |
19 | Технологическая операция и технологический процесс. | 1 | С.52-53 читать, доделать работу |
20 | Изделия из подвижных деталей. Вертушка. | 1 | Анализировать технический рисунок. Выполнять чертёж. Соблюдать ПТБ при работе с ножницами. Собирать изделие. | С.55 читать, доделать работу |
21 | «Мир профессий». Макет и модель. | 1 | Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность разных людей. Применять приёмы работы с разными материалами. Знать отличие макета от модели. | С.59,66-67 читать, доделать работу |
22 | Конструкции из металлических реек. | 1 | На основе образца готового изделия и иллюстраций к каждому этапу работы составлять план его сборки: определять количество деталей и виды соединений, последовательность операций. Самостоятельно составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки. Осваивать новые способы соединения деталей: подвижное и неподвижное. Сравнивать алгоритмы сборки различных видов автомобилей из конструктора | С.62-63 читать, доделать работу |
Учимся экономно расходовать материалы ( 5ч.) |
23 | Лоскутная мозаика. | 1 | Соблюдать ПТБ при работе с ножницами и иглой. Создавать эскизы, продумывать цветовое решение изделия. Выполнять изделие по порядку технологических операций. | С.4-8 читать, доделать работу |
24 | Аппликация из ткани. | 1 | С.9-13 читать, доделать работу |
25 | Конструкции из готовых форм. | 1 | На основе иллюстрации составлять план сборки изделия. Экономно расходовать материалы. Соблюдать ПТБ при работе с ножницами. | С.14-17 читать, доделать работу |
26 | Мозаика. | 1 | На основе анализа иллюстраций составлять последовательность изготовления мозаики. Экспериментировать, используя различные приспособления с разной площадкой для прижимания. | С.18-19 читать, доделать работу |
27 | Вязание крючком. | 1 | .Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материал учебника и собственный опыт. Осваивать технику вязания воздушных петель крючком. Использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель. Систематизировать сведения о видах ниток. Подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вязания. Осваивать технику вязания цепочки из воздушных петель. Самостоятельно или по образцу создавать композицию на основе воздушных петель. Анализировать, сравнивать и выбирать материалы, необходимые для цветового решения композиции. Самостоятельно составлять план работы на основе слайдового и текстового планов, заполнять с помощью учителя технологическую карту и соотносить её с планом работы | С.20-22 читать, доделать работу |
Мастерим и играем в театр (3ч.) |
28 | Кукольный театр. Игрушки из папье-маше. | 1 | Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии. Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги. Контролировать изготовление изделия на основе технологической карты. Самостоятельно выполнять раскрой деталей корзины. Оценивать готовое изделие и презентовать | С.24-31 читать, доделать работу |
29 | Декорации из полосок. | 1 | На основе анализа иллюстраций составлять план изготовления аппликации.Делить полоски на части, сгибать и склеивать простые элементы, несложные конструкции. | С.40-43 читать, доделать работу |
30 | Технология мультипликации. | 1 | Выполнять рисунки в блокноте. Оживлять картинки при помощи карандаша и перелистывания блокнота. | С.48-49 читать, доделать работу |
Работаем с природными материалами ( 3 ч.) |
31 | Заглянем в прошлое. Плетение . | 1 | Соблюдать ПТБ при работе с ножницами. Планировать свою работу. Выполнять коврик, корзиночку используя соломку, мочало. | С.52-53 читать, доделать работу |
32 | Выращивание растений. | 1 | Знать и соблюдать основные этапы выращивания комнатных растений. Размножать растения черенками и семенами. | С.56-58 читать, доделать работу |
33 | Каркас для растений из гибких веток. | 1 | Планировать свою работу. Соединять веточки при помощи проволоки, скотча. | С.62-63 читать, доделать работу |
Знакомимся с информационной технологией (1ч.) |
34 | Записная книжка. | 1 | Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплётчика. Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием. Осваивать технику переплётных работ, способ переплёта листов в книжный блок. Использовать приёмы работы с бумагой, ножницами. | С.65-74читать, доделать работу |
Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения предмета.
Нормативные документы
Технология . Своими руками. Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы–М:ДРОФА, 2010г.
Учебно-методические комплекты по «Технологии» для 1-4 классов.
Малышева Н. А. Своими руками. Технология.3 кл. В 2 ч.: учебник - М.: Дрофа, 2012
Таблицы:
Стежки и швы
Отделочные строчки
Соединительные и закрепляющие строчки
Приемы разметки деталей на ткани
Работа с бумагой
Работа с конструктором
Природные материалы. Заготовка. Хранение.
Уход за комнатными растениями. Подкормка комнатных растений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате обучения технологии ученик к концу 3 класса будет знать/понимать:
-роль трудовой деятельности в жизни человека;
-распространенные виды профессий;
-область применения и назначения материалов и инструментов;
-правила безопасного труда, личной гигиены, организации рабочего места и применять на практике;
-способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой;
-термины, обозначающие технику изготовления изделий, и их значение.
Учащиеся должны уметь:
-экономно размечать детали из разных материалов способами, предусмотренными программой;
-самостоятельно ориентироваться в рисунках, чертежах, схемах и выполнять их самостоятельно;
-размечать детали при помощи угольника, линейки;
-выполнять технологические приемы: лепить ажурные композиции из пластилина на проволочном каркасе, набирать петли на спицы, вязать крючком воздушную косичку;
-работать в техниках, предусмотренных программой, по схемам;
-выполнять комбинированные работы с бумагой, картоном, веревкой, бусами, неткаными материалами, готовыми формами;
-выполнять сборку изделий, композиций, конструкций, моделей, предусмотренных программой;
-оформлять готовые изделия или его детали: рисунком, вышивкой, аппликацией, мозаикой;
-контролировать на каждом этапе правильность выполнения работ и вовремя вносить коррективы;
-сравнивать и выделять особенности профессий;
-использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.