2021г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Протокол № 1 от «31» августа 2021 г.
Протокол №1 от «31» августа 2021 г.
Программа учебной дисциплины Элементы высшей математики является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
Код, наименование ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | -выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений; -применять методы дифференциального и интегрального исчисления; -решать дифференциальные уравнения. | -основы математического анализа и линейной алгебры, аналитической геометрии; -основы дифференциального и интегрального исчисления. |
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК1.2Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции. |
ПК1.4 Определять показатели надежности и качества проектируемых цифровых устройств. |
ПК2.2 Производить тестирование и отладку микропроцессорных систем. |
ЛР 1Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической | -понятия гражданина и защитника великой страны; – принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций; – нормы правопорядка; идеалы гражданского общества;принципыобеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих; – понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»; – основы родной культуры, истории, этнографии; – понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки; – понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности; – различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; – правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; – способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; – понятие эстетических ценностей, обладающихосновами эстетической культуры; – понятия семейных ценностей, семьи;принципывоспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания; – принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость; – представление о возможных ограничителях свободы своего профессионального выбора; – понятие о профессиональной конкуренции, правила конструктивной критики; – представление оизменяющихся условиях на рынке труда, о формах трудовой деятельности, понятие безработицы и ее виды; – способы поддержания престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации; – цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного и социокультурного развития России; – критерии личной успешности; – представление о цифровой экономике; – оптимальные алгоритмы решения задач цифровой экономики; – представление о самостоятельности и ответственности в принятии решений во всех сферах своей деятельности. |
ЛР 2Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Место математики в жизни человека; применение аппарата математики к решению практических задач | 2 | ОК1,ОК4, ОК 5, ОК9 ЛР1-ЛР12 |
|
Раздел 1. | Основы теории комплексных чисел | 16 | |
Тема 1.1 Понятие и представление комплексных чисел | Содержание учебного материала | 16 | |
Лекционное занятие: Понятие о комплексных числах.Действия над комплексными числами. Определение комплексного числа. Геометрическое изображение комплексных чисел. Модуль и аргумент комплексного числа.Различные формы записи комплексных чисел. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ЛР1-ЛР12 |
Семинарское занятие Тема:Действия над комплексными числами 1.Сложение, вычитание, умножение, деление комплексных чисел. 2.Возведение в степень и извлечение корня из комплексного числа | 2 | |
Практическое занятие №1 Перевод комплексного числа из одной формы в другую Практическое занятие №2 Выполнение действий над комплексными числами Практическое занятие №3 Возведение в степень и извлечение корня из комплексного числа | 6 | ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания на перевод комплексного числа из одной формы в другую и выполнение действий над комплексными числами. Подготовка сообщения по теме: «Применение комплексных чисел» | 6 | |
|
Раздел 2. | Линейная алгебра с элементами аналитической геометрии | 42 | |
Тема 2.1 Матрицы и определители | Содержание учебного материала | 8 | |
Лекционное занятие:Матрицы и определители. Матрицы, их виды. Действия над матрицами. Умножение матриц, обратная матрица. Определители n-го порядка, их свойства и вычисление. Миноры и алгебраические дополнения. Разложение определителей в сумму алгебраических дополнений. | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
| Практическое занятие №4 Действия над матрицами. Нахождение обратной матрицы. Вычисление определителей. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания по вычислению определителей, нахождению обратных матриц | 2 | |
Тема 2.2 Системы линейных уравнений | Содержание учебного материала | 14 | |
Семинарское занятие: Тема:Решение систем линейных уравнений методами линейной алгебры. 1.Формулы Крамера. 2. Матричный метод решения систем линейных уравнений. 3. Метод Гаусса. | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №5 Решение СЛАУ по формулам Крамера Практическое занятие №6 Решение СЛАУ матричным методом Практическое занятие №7 Решение СЛАУ методом Гаусса | 6 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания по нахождению решения систем линейных уравнений различными методами. Подготовка презентации по теме «Применение систем линейных уравнений» | 4 | |
Тема 2.3 Векторы на плоскости и в пространстве | Содержание учебного материала | 6 | |
Семинарское занятие: Тема:Векторы на плоскости и в пространстве Понятие вектора, координаты вектора. Действия над векторами и их свойства. Нахождение координат вектора. Построение векторов на плоскости и в пространстве. | 2 | ОК 1-9; ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №8 Действия над векторами | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания по нахождению координат вектора, построению векторов. Подготовка сообщения по теме «Понятие вектора. Действия над векторами» | 2 | |
Тема 2.4 Уравнение прямой на плоскости | Содержание учебного материала | 8 | |
Лекционное занятие: Уравнение прямой на плоскости. Общее уравнение прямой и его исследование. Взаимное расположение прямых на плоскости (угол между двумя прямыми; условия параллельности и перпендикулярности прямых) Различные виды уравнения прямой на плоскости. | 2 | ОК 1-9; ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №9 Составление уравнений прямой на плоскости | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Заполнение обобщающей таблицы «Уравнения прямой на плоскости». Выполнение индивидуального задания по составлению уравнения прямой на плоскости. | 4 | |
Тема 2.5 Кривые второго порядка | Содержание учебного материала | 6 | |
Семинарское занятие Тема:Кривые второго порядка на плоскости. 1. Общее уравнение кривых второго порядка на плоскости. 2. Каноническое уравнение кривой второго порядка на плоскости. 3.Характеристики кривых второго порядка. | 2 | ОК 1-9; ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление сравнительной таблицы «Характеристики кривых второго порядка» Выполнение графической работы по построению кривых второго порядка | 4 | |
|
Раздел 3. | Введение в математический анализ | 30 | |
Тема 3.1 Функции. Основные свойства функций | Содержание учебного материала | 6 | |
Семинарское занятие Тема:Функция. Основные свойства функций 1.Понятие функции. Основные свойства функций. 2.Способы задания функций. 3.Основные элементарные функции (степенная, показательная, логарифмическая, тригонометрические и обратные тригонометрические функции). 4. Сложная функция. 5. Функция нескольких переменных. | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №10 Основные свойства функций. Построение графиков функций. Применение понятия функции. | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Заполнение обобщающей таблицы «Основные элементарные функции и их свойства». | 2 | |
Тема 3.2 Предел числовой последовательности. Предел функции. | Содержание учебного материала | 12 | |
Семинарское занятие Тема: Основные понятия теории пределов 1.Предел числовой последовательности. 2.Основные теоремы о пределах. 3.Признаки существования предела. 4. Бесконечно малые и бесконечно большие величины. 5.Способы нахождения пределов числовых последовательностей. 6. Предел функции в точке и на бесконечности. 7. Замечательные пределы. 8. Односторонние пределы. | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №11 Вычисление пределов функций в точке и на бесконечности. Практическое занятие №12 Раскрытие неопределенностей с помощью формул замечательных пределов. Практическое занятие №13 Вычисление односторонних пределов. | 6 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания на раскрытие различных видов неопределенностей. | 2 | |
Тема 3.3Непрерывность функции. | Содержание учебного материала | 12 | |
Лекционное занятие: Непрерывность функции Понятие непрерывности функции.Свойства функций, непрерывных в точке и на отрезке. Определение характера разрыва функций. | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Семинарское занятие Тема:Точки разрыва функции, их классификация. 1. Определение непрерывной функции. 2. Точки разрыва 1-го рода. Точки устранимого разрыва и точки скачка. 3. Точки разрыва 2-го рода. | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №14 Исследование функций на непрерывность Практическое занятие №15 Определение характера разрыва функций. | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания на исследование функции на непрерывность Подготовка опорного конспекта «Свойства функций непрерывных на отрезке» | 4 | |
Раздел 4. | Дифференциальное исчисление | 26 | |
Тема 4.1 Производная функции | Содержание учебного материала | 8 | |
Семинарское занятие Тема:Производная функции 1. Производная функции. Геометрический и механический смысл производной. 2.Зависимость между непрерывностью и дифференцируемостью функции. 3.Правила дифференцирования.Производные элементарных функций 4.Производная сложной и обратной функции. 5. Правило Лопиталя. | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №16 Нахождение производных функций. Практическое занятие №17 Раскрытие неопределенностей с помощью правила Лопиталя. | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания на вычисление производных. Подготовка презентации по теме: «Физический и геометрический смысл производной» | 2 | |
Тема 4.2 Приложения производной | Содержание учебного материала | 18 | |
Семинарское занятие Тема:Приложения производной 1. Возрастание и убывание функций. Экстремум функции. 2. Выпуклость функции. Точки перегиба 3. Асимптоты графика функции. 4. Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке. | 6 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №18 Полное исследование функции и построение ее графика Практическое занятие №19 Полное исследование функции и построение ее графика Практическое занятие №20 Применение дифференциала функции в приближенных вычислениях. Контрольная работа по теме «Дифференциальное исчисление» | 6 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания на применение производной. Выполнение индивидуального задания на применение дифференциала в приближенных вычислениях. Подготовка сообщения по теме «Приложения производной» | 6 | |
| Обобщающее повторение изученного материала | 2 | |
|
Раздел 5. | Интегральное исчисление | 34 | |
Тема 5.1Первообразная.Неопределенный интеграл | Содержание учебного материала | 16 | |
Семинарское занятие Тема:Первообразная функции и неопределенный интеграл 1.Первообразная функции и ее свойства. 2.Неопределенный интеграл и его свойства. 3. Методы вычисления неопределенных интегралов. 4. Интегрирование простейших рациональных дробей. | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №21 Нахождение интегралов методом замены переменной. Практическое занятие №22 Нахождение интегралов методом интегрирования по частям Практическое занятие №23 Интегрирование простейших рациональных дробей | 6 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания на вычисление неопределенных интегралов различными методами. Составление опорного конспекта «Интегрирование простейших рациональных дробей» | 6 | |
Тема 5.2 Определенный интеграл | Содержание учебного материала | 10 | |
Семинарское занятие Тема:Определенный интеграл. Формула Ньютона – Лейбница 1.Понятие интегральной суммы. Понятие определенного интеграла. 2.Свойства определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. 3. Геометрические приложения определенного интеграла. | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №24 Вычисление определенных интегралов Практическое занятие №25 Приложения определенного интеграла | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации «Приложения определенного интеграла» Выполнение расчетно-графических работ по теме: «Нахождение площадей с помощью определенных интегралов» | 4 | |
Тема 5.3 Несобственные интегралы | Содержание учебного материала | 8 | |
Лекционное занятие: Несобственные интегралы Понятие несобственных интегралов.Несобственные интегралы с бесконечными пределами интегрирования.Несобственные интегралы от неограниченной функции. | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №26 Исследование несобственных интегралов на сходимость | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания на исследование сходимости несобственных интегралов Подготовка сообщения по теме «Применение несобственных интегралов» | 4 | |
|
Раздел 6. | Дифференциальные уравнения | 26 | |
Тема 6.1 Дифференциальные уравнения первого порядка | Содержание учебного материала | 16 | |
Лекционное занятие: Дифференциальные уравненияпервого порядка Понятие о дифференциальном уравнении. Общее решение. Частное решение. Решение дифференциальных уравнений 1-го порядка.Уравнения 1-го порядка с разделяющимися переменными, однородные ДУ, линейные ДУ и способы их решения. | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №27 Нахождение общего и частного решения дифференциальных уравнений 1-го порядка с разделяющимися переменными. Практическое занятие №28 Однородные ДУ, линейные ДУ и способы их решения. Практическое занятие №29 Решение дифференциальных уравнений | 6 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания на нахождение общего и частного решений ДУ первого порядка. Составление обобщающей таблицы «Дифференциальные уравнения первого порядка и их решение» | 6 | |
Тема 6.2 Дифференциальные уравнения высших порядков | Содержание учебного материала | 10 | |
Семинарское занятие Тема:Дифференциальные уравнения высших порядков 1. Общее и частное решения ДУ высших порядков. 2. ДУ, допускающие понижение порядка. 3. Решение ДУ с постоянными коэффициентами. | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №30 Нахождение общего и частного решений ДУ второго порядка. Практическое занятие №31 Нахождение общего и частного решений ДУ второго порядка. | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление опорного конспекта «Дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами» Выполнение индивидуального задания на нахождение общего и частного решений ДУ второго порядка. | 4 | |
|
Раздел 7. | Ряды | 28 | |
Тема 7.1Числовые ряды | Содержание учебного материала | 16 | |
Лекционное занятие: Числовые ряды. Понятие числового ряда. Сходимость ряда. Сумма ряда. Свойства сходящихся рядов. Признаки сходимости числовых рядов. | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Лекционное занятие:Знакопеременные и знакочередующиеся ряды. Понятие знакопеременного и знакочередующегося ряда.Абсолютная и условная сходимость рядов.Признак Лейбница. | 2 | 2 |
Семинарское занятие Тема: Признаки сходимости числовых рядов 1.Необходимый признак сходимости. 2. Признаки сравнения знакоположительных рядов. 3. Признаки Даламбера и Коши. 4. Знакочередующиеся ряды. Признак Лейбница. 5. Знакопеременные ряды. Абсолютная и условная сходимость рядов. | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №32 Исследование ряда на сходимость Практическое занятие №33 Исследование знакоположительных и знакочередующихся рядов на сходимость | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания на исследование числовых рядов на сходимость. Подготовка сообщения по теме «Абсолютная и условная сходимость знакопеременных рядов» | 4 | |
Тема 7.2 Степенные ряды | Содержание учебного материала | 12 | |
Лекционное занятие:Степенные ряды Понятие функционального и степенного ряда.Интервал и область сходимости степенного ряда.Ряд Маклорена. Ряд Тейлора. | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №34 Нахождение интервала и области сходимости степенного ряда. Практическое занятие №35 Разложение функций в ряды Маклорена и Тейлора. Контрольная работа. | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение индивидуального задания на применение степенных рядов к приближенным вычислениям. Подготовка презентации по теме: «Применение степенных рядов в приближенных вычислениях» | 4 | |
|
Раздел 8 | Функции нескольких переменных | 22 | |
Тема 8.1 Частные производные и дифференциал функции нескольких переменных | Содержание учебного материала | 12 | |
Лекционное занятие: Функции нескольких переменных Функция нескольких переменных.Предел и непрерывность функции нескольких переменных. Графики функций двух переменных. | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Семинарское занятие Тема:Частные производные и дифференциал функции нескольких переменных 1. Частные производные. 2. Дифференциал функции. 3.Применение дифференциала к приближенным вычислениям | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие № 36 Вычисление частных производных функции нескольких переменных. Практическое занятие № 37 Применение дифференциала функции нескольких переменных к приближенным вычислениям | 4 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка презентации «Приложения производной» Выполнение индивидуального задания на вычисление частных производных. | 4 | |
Тема 8.2 Двойные интегралы. Поверхности второго порядка | Содержание учебного материала | 10 | |
Лекционное занятие:Двойные интегралы. Поверхности второго порядка. Основные понятия и определения.Геометрический и физический смысл двойного интеграла. Способы вычисления двойных интегралов.Приложения двойного интеграла. | 4 | ОК 1-9; ЛР1-ЛР12 |
Практическое занятие №38 Вычисление двойных интегралов№нятияскиьшее значения функцийе корня из комплексного числа | 2 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение расчетно-графических работ на построение поверхностей второго порядка Подготовка сообщения «Приложения двойных интегралов» | 4 | |
| Обобщающее повторение изученного материала. Подготовка к экзамену | 6 | ОК 1-9; ПК 1.2; ПК1.4; ПК2.2 ЛР1-ЛР12 |
Итого | | 234 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета: математики и математических дисциплин;библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
1.В.П.Григорьев, Ю.А.Дубинский. Элементы высшей математики. М: Академия, 2011г.
2. В.П.Григорьев, Т.Н.Сабурова. Сборник задач по высшей математике. М: Академия, 2011г.
1. Д.Письменный. Конспект лекций по высшей математике.(ч.1и2) М.: Айрис Пресс, 2012г.
2. П.Е.Данко, А.Г.Попов, Т.Я.Кожевникова. Высшая математика в упражненияхи задачах (ч.1и2)- М.: Мир и Образование, 2008г.
3. В.А.Подольский, А.М.Суходский. Сборник задач по математике.- М.: ВШ, 2011г.
4. В.С.Шипачев. Основы высшей математики. М.:ВШ, 2010г.
1. И.А.Ромашкова. Рабочая тетрадь по дисциплине «Элементы высшей математики» (ч.1и 2).- Смоленск, 2013
1. Математический портал (все книги по математике)
- Режим доступа: http://mathworld.ru
2. Математика для колледжей
- Режим доступа: http://www.exponenta.ru
3. Математика для общеобразовательных школ (учебники)
- Режим доступа: http://www.mathtree.ru
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.