Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К.Костиди/ «___» __________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П.Понизовцев/ Приказ от «___» ________2018г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мой мир
2 в класс
Бурлаевой Анны Юрьевны,
первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 «___» ________2018г.
Руководитель ШМО _________/И.Г. Пороховая/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 «___» ________2018г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьёва/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1«____» _________________ 2018г.
с. Пригорское,
2018/2019 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.-
- на основе авторской программы Данилюк А. Я., Кондаков А. М.,Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2011., авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
Рабочая программа по курсу «Мой мир» во 2 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения курса «Мой мир» являются умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» ситуации, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Мой мир» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе собственного мнения и общепринятых моральных ценностей;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить решении ситуаций на основе текстов, иллюстрациях, ситуаций;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
№ п/п | Темы программы | Количество часов | Из них: |
теория | практика |
1 | Жизнь на Земле | 4 | 2 | 2 |
2 | Жизнь и здоровье человека. | 4 | 2 | 2 |
3 | Индивидуальность человека, его честь и достоинство. | 2 | 1 | 1 |
4 | Права человека и способы их защиты. | 2 | 1 | 1 |
5 | Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие. | 4 | 2 | 2 |
6 | Сознательный труд и его результаты | 2 | 1 | 1 |
7 | Дорогая цена вежливости | 4 | 2 | 2 |
8 | Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона | 4 | 2 | 2 |
9 | Любимый город | 4 | 2 | 2 |
10 | Родина - Россия | 2 | 1 | 1 |
11 | Мир на планете Земля | 2 | 1 | 1 |
| Всего часов | 34 | | |
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. "Жизнь на Земле" - 4 часа
Природа, которая нас окружает. Связь человека с природой. Чудо жизни на Земле. Красота живой природы. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Закон на защите природы: запреты и ответственность за их нарушение. Как надо вести себя в лесу, в поле, в парке, на берегу реки, озера, моря. Что могут сделать дети для охраны природы. Наши друзья - домашние животные. Недопустимость жестокого обращения с животными.
Тема 2. "Жизнь и здоровье человека" - 4 часа
Жизнь человека - великий дар. Благодарность родителям за жизнь. В чем ценность жизни человека. Право каждого человека на жизнь. Что угрожает жизни человека. Кто защищает жизнь людей. Кто спасает жизни людей. Счастливая и ответственная пора детства. До какого возраста человек по закону ребенок. Право ребенка на выживание, что оно означает. Дети с трудными судьбами. Чем можно помочь этим детям. Хорошее здоровье - условие полноценной жизни. Как стать сильным и ловким. Простые правила гигиены. Вредные привычки - угроза здоровью. Право детей на особую заботу о здоровье. Какие правила личной безопасности следует соблюдать в городе. Как не стать жертвой преступления. Как самому не причинить вред здоровью других людей.
Тема 3. "Индивидуальность человека, его честь и достоинство" - 2 часа
Мы все разные. Знаем ли мы себя? Право человека быть самим собой. Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас. В чем состоит достоинство человека. Самоуважение - важное свойство человека. Как ребенку защитить свое достоинство. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Право ребенка на собственное мнение. Как сделать, чтобы вас поняли.
Тема 4. "Права человека и способы их защиты" - 2 часа
Что значит "иметь права". Естественное право человека на жизнь, свободу и достоинство. Всеобщая декларация прав человека: права, делающие мир человечнее, жестокость и насилие под запретом. Кто и как защищает права человека. Уважение к правам другого человека - наша обязанность. Особая забота о правах детей. Конвенция о правах ребенка: важные для детей права. Кто должен защищать права ребенка.
Тема 5. "Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие" - 4 часа
Мы живем среди людей. Радость добрых отношений между людьми. Необходимость взаимопонимания, терпимости, миролюбия в отношениях между людьми. Как смирять свой гнев и обиду. Если человек вам неприятен - как поступить? Осторожно: жестокость! Радость добрых дел. Что такое "милосердие". Семья, любовь между близкими и родными людьми. Как ребенок может проявить свою любовь к родителям и другим членам семьи. Взаимопомощь в семье. Радость дружбы. Умеете ли вы дружить? Как сохранить дружбу.
Тема 6. "Сознательный труд и его результаты" - 2 часа
Что создано трудом людей. Трудом славен человек. Люди разных профессий. Радость труда. Труд школьника. Домашний труд. Что могут "умелые руки". Как приучить себя к труду. В каждой вещи - труд людей. Необходимость бережного отношения к вещам. Значение слов "мое", "наше". Если потеряна вещь. Как вести себя при находке. Кража и ее последствия.
Тема 7. "Дорогая цена вежливости" - 4 часа
Как и почему возникли правила вежливости. Кого называют вежливым человеком. Дорогая цена вежливости. Правила вежливости, которым нужно следовать (формы общения со взрослыми и со сверстниками в разных жизненных ситуациях). Вежливость и речь. Слова, которые оскорбляют. Что такое хамство. Вежливость и культура. Человек воспитывает себя сам: знаю - хочу - умею - действую. Наш школьный этикет.
Тема 8. "Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона" - 4 часа в год
Роль правил в жизни человека и общества. Правила, установленные государством. Что такое закон. Кто принимает законы. Конституция России - Основной Закон нашей страны. Что такое общественный порядок. Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, кино, театре, музее). Кто охраняет общественный порядок. Что запрещено. Ответственность за нарушение общественного порядка. Правила поведения в школе. Права и обязанности ученика. Права и обязанности учителя, директора школы. Ответственность учеников за порядок в школе.
Тема 9. "Любимый город" - 4 часа
Что значит быть горожанином. Знаем ли мы историю родного города? Красота города - результат труда и творчества многих поколений людей. Люди, прославившие наш город. Охрана Законом памятников истории и культуры. Сохранение памятников истории и культуры - дело каждого. Охрана зеленого убранства города. Обязанность горожан соблюдать чистоту и порядок на улицах города, в транспорте, в общественных местах. Животные в городе: правила содержания и выгула собак. Правила поведения в своем доме. Кто они - разрушители и пачкуны? Чем могут дети помочь родному городу? Правила безопасности, которые дети должны соблюдать на улице, во дворе, в парадной дома, в лифте, если остались дома одни.
Тема 10. "Родина - Россия" - 2 часа
Наше государство - Россия. Символы государства: флаг, герб. Москва - столица России. Мы - граждане России. Россияне - люди разных национальностей. Высокое чувство любви к Родине. Они защищали Родину. Сила Родины - в труде ее граждан. Как государство защищает права своих граждан.
Тема 11. "Мир на планете Земля" - 2 часа
Счастье мирной жизни. Ужасы войны. Дети - жертвы войны. Войны - угроза жизни на Земле. Люди хотят мира. Кто защищает мир на Земле. Дружба между народами.
Формы работы: Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня. В практике работы используются следующие формы: работа в парах, группах; участие в олимпиаде; практические и теоретические; знакомство с научно-популярной литературой; проектная деятельность; самостоятельная работа; конкурсы знатоков, игра соревнование; работа со стенгазетой; игры-состязания, КВН; творческие работы.
Основные виды деятельности учащихся:
оформление газет;
участие в олимпиаде, международной ;
знакомство с научно-популярной литературой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
Участие в конкурсах, КВН, турнирах, олимпиадах; выпуск стенгазет газет.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Мой мир»
во 2 в классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть 8 часов; II четверть 8 часов;
III четверть 10 часов; IV четверть 7 часов.
| | |
№ п/п | Тема | Дата проведения урока |
план | факт |
I. "Жизнь на Земле"(4ч.) |
1. | Беседа. Что написано в Красной книге? | 04.09 | |
2. | Практикум. Изготовление листков Красной книги | 11.09 | |
3. | Беседа. В лес пришла беда | 18.09 | |
4. | Практикум. Изготовление памятки | 25.09 | |
II. "Жизнь и здоровье человека"(4ч.) |
5. | Беседа. Осторожно — опасно для жизни | 02.10 | |
6. | Практикум. Решение ситуационных задач | 09.10 | |
7. | Беседа. Вредные привычки — угроза здоровью | 16.10 | |
8. | Практикум. Встреча с медработником: вопросы — ответы | 23.10 | |
III. "Индивидуальность человека, его честь и достоинство"(2ч.) |
9. | Беседа. О чести судят по поступкам | 06.11 | |
10. | Игра. «Верю — не верю» | 13.11 | |
IV. "Права человека и способы их защиты"(2ч.) |
11. | Беседа. Кто и как защищает права человека | 20.11 | |
12. | Практикум. Знакомство с книгой «Права ребенка — это ваши права» | 27.11 | |
V. "Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие, доброта"(4ч.) |
13. | Беседа. Дари близким любовь и заботу | 04.12 | |
14. | Практикум. Изготовление сюрприза для близких | 11.12 | |
15. | Беседа. Дружба верностью сильна | 18.12 | |
16. | Практикум. «Конфликт-театр», инсценировки по группам, их разбор | 25.12 | |
VI. "Сознательный труд и его результаты"(2ч.) |
17. | Беседа. Как приучить себя к труду | 15.01 | |
18 | Практикум. Выставка домашнего творчества | 22.01 | |
VII. "Дорогая цена вежливости"(4ч.) |
19. | Беседа. Простые правила этикета | 29.01 | |
20 | Практикум. Игра: «В гостях у Мальвины» | 05.02 | |
21. | Беседа. Что такое хамство? | 12.02 | |
22 | Игра. «Подскажи словечко» | 19.02 | |
VIII. "Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона"(4ч.) |
23. | Беседа. Они охраняют общественный порядок | 26.02 | |
24. | Игра. «Красный, желтый, зеленый» | 05.03 | |
25 | Беседа. Сила закона и сила примера | 12.03 | |
26 | Практикум. Операция «следопыт» | 19.03 | |
IX. "Мой любимый город"(4ч.) |
27. | Беседа. Пачкуны и разрушители — кто они? | 02.04 | |
28. | Игра. «Клуб знатоков (правила поведения в городе)» | 09.04 | |
29 | Беседа. Страницы каменной книги | 16.04 | |
30 | Игра. «Звездный час» | 23.04 | |
X. "Родина - Россия"(2ч.) |
31. | Беседа. «С чего начинается Родина?» | 30.04 | |
32. | Практикум. Конкурс стихов о Родине | 07.05 | |
XI. «Мир на планете земля» (2ч.) |
33. | Беседа. Нет — войне! | 14.05 | |
34. | Практикум. Устный журнал «Мы помним…» | 21.05 | |