Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа – интернат «Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) образования
Рабочая учебная программа по естествознанию
для 5 класса
Автор - составитель:
Кучковская Л. А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по естествознанию для 5 класса МБУОШИ «Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) образования» разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
Примерной программы по информатике для основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Авторской программы основного общего образования по природоведению (5 класс)
(Плешаков А.А., Сонин Н.И., Биология. Программа для основной школы: 6–9 классы. /. Плешаков А.А., Сонин Н.И. – 5 изд., стереотип. – М: Дрофа, 2012 г. – 138 с.
Основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения МБУОШИ «Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) образования» № ____» (приказ от__________, №_____).
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Естествознание» является актуальным для формирования естественнонаучной картины мира и продолжает линию естествознания начальной школы является пропедевтическим, включая интегрированные сведения из курсов биологии, физики, химии, географии и астрономии. В курсе естествознания даются первые представления о таких понятиях, как масса, взаимодействие, сила, энергия, атом; молекула, химический элемент.
Получаемые учащимися сведения о веществах и их прекращениях могут служить первоначальной основой для постепенного осознания идеи о том, что материя и формы ее движения всегда взаимосвязаны, что объекты природы образуют целостные системы, относительно устойчивые, но в то же время динамичные. Нарушение этой динамической устойчивости систем может привести к нежелательным последствиям. Осознание этой идеи важно для понимания экологических проблем.
Интеграция различных естественнонаучных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания.
Естествознание изучается в 5 классе, общее число часов по предмету 65 ч + 5 ч. резерв
Раздел 1 «Человек изучает природу» расширен на 2 часа, практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Великие естествоиспытатели.
Раздел 2 «Мир астрономии» расширен на 10 часов, которые используются для проведения практических работ:
Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд.
Работа с подвижной картой звёздного неба.
Раздел 3 «Мир физики» расширен на 11 часов, которые используются для проведения практических работ:
Исследование 1 – 2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т. п.)
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
Раздел 4 «Мир химии» расширен на 12 часа, которые используются для проведения практических работ:
Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций, подготовки проектных работ и контрольного урока.
Раздел 5 «Мир биологии» расширен на 15 часов, которые используются для проведения практических работ:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.)
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения, подготовки проектных работ: Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Раздел 6 «Мир географии» расширен на 12 часов, которые используются для проведения лабораторных работ, подготовки проектных работ и контрольного урока.
Резерв 5 часов, которые используются для подготовки проектных работ.
Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой по учебному предмету «естествознание», опубликованному в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2010» .
Цели изучения естествознания и биологии в основной школе
систематизация знаний учащихся об объектах природы, их многообразия и единстве, полученных в начальной школе;
пропедевтика основ естественнонаучных знаний; получение учащимися представлений о методах научного познания природы;
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Задачи:
систематизировать знания учащихся об объектах природы, их многообразии и единстве, заложить основы естественнонаучных знаний;
сформировать представления о методах научного познания природы;
сформировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного исследования;
развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям,
способствовать формированию основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Место предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа по естествознанию для 5 класса рассчитана на 70 часов
(54 - теория, 12 - практика, 4 – итоговые работы). Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс (далее УМК), который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу биологии, в соответствии с ФГОС, включающий в себя:
Учебник естествознания для 5 класса
«Введение в естественные науки» / Э.Л.Введенский, А.А. Плешаков, -М.:Дрофа, 2012.
Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся/ Л.А. Бердичевская, Н.И. Сонин,–М: Дрофа, 2003.
Методическое пособие для учителя Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. / Н.Л. Галеева, - М.: Тайдекс Ко, 2002.
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2010» .
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Учебник содержит теоретический материал курса.
Вовлечение обучающихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сферах сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших подростков потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к окружающим людям, живым существам, природному окружению); в активном участии в природосберегающей деятельности; в осознанном выборе здорового образа жизни.
Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших подростков, их способности к сопереживанию, состраданию, потребности и умений соответствующей деятельности, настойчивости и воли в достижении целей самообразования и улучшения состояния окружающей природной среды.
Курс предполагает использование современных педагогических технологий: развивающих, личностно-ориентированных, исследовательских, проектных и групповых педагогических технологий. При проведении учебных занятий используются академические, мыследеятельностные, интерактивные, коммуникативные формы работы с обучающимися. Основными методами являются: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический, метод проектов, словесный, наглядный, практический.
Новизна данной рабочей программы в том, что раньше тематический план включал такие разделы:
Тема 1. Изучение природы – 3 ч.
Тема 2 Вселенная - 14ч.
Тема 3 Земля – 18ч.
Тема 4. Жизнь на Земле – 14ч.
Тема 5. Человек на Земле – 16 ч., а по ФГОС:
-
В соответствии с особенностями предполагается использование следующих педагогических технологий:
Учебно-тематическое планирование
№ | Урок | Раздел (Тема) | Кол -во часов | Виды деятельности обучающихся или универсальные виды деятельности | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1 | | Изучение природы | 3ч. | | | | |
1.1 | 1 | Науки о природе | 1 | Определить тему, Анализировать текст, Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты). | развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы |
1.2. | 2 | Методы изучения природы | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты). Сообщения: Великие естествоиспытатели. | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. | формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами об изменениях природной среды под воздействием человека. |
1.3. | 3 | практическая работа №1: Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. | | | Составлять план проведения простейшего исследования (например, скорости испарения воды при различных условиях). Создавать проектные работы по теме «Развитие представлений о природе». | овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений. |
2. | | Мир астрономии | 11ч | | | |
2.1 | 4 | Рождение астрономии | 1 | | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, |
2.2. | 5 | Астрономия в древности и в средние века | 1 | |
2.3 | 6 | Рождение новой астрономии | 1 | | |
2.4. | 7 | Методы астрономических исследований | 1 | | |
2.5. | 8 | Планеты земной группы | 1 | Описывать Землю как элемент Солнечной системы. Описывать форму и размеры Земли. Объяснять значение экспедиции Магеллана для подтверждения представлений о шарообразной форме планеты. Наблюдать смены фаз Луны. Изучать фотографии поверхности Луны. Работать с информационными источниками (Интернет, энциклопедии, научно-популярная литература). | формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных. |
2.6. | 9 | Планеты - гиганты | 1 | Наблюдать планеты Солнечной системы. Изучать фотографии поверхности планет Солнечной системы, полученные с помощью космических аппаратов. Описывать одну из планет Солнечной системы | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы. |
2.7. | 10 | Малые тела солнечной системы | 1 | |
2.8. | 11 | Мир звёзд практическая работа №2,3: Наблюдение суточного движения Солнца и звёзд. (Изменение освещенности глобуса М. Е. Набокова) Работа с подвижной картой звёздного неба. Движение звезд, вследствие вращения Земли. | 1 | Наблюдать суточное движение Солнца и звезд. Работать с подвижной картой звездного неба. Наблюдать планеты Солнечной системы. Изучать фотографии поверхности планет Солнечной системы, полученные с помощью космических аппаратов. Описывать одну из планет Солнечной системы | | формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования | проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных. |
2.9. | 12 | Время и календарь | 1 | | | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | |
2.10 | 13 | Живые организмы и космос Практическое значение астрономии | 1 | | |
2.11 | 14 | Контроль знаний | 1 | | развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | формирование целостной научной картины мира; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни. |
3. | | Мир физики | 11 ч | | | | |
3.1 | 15 | Что такое физика практическая работа №4 Исследование 1 – 2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от её температуры, площади поверхности и т. п.) | 1 | Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. Наблюдать тепловое расширение газов и жидкостей. Наблюдать плавление льда. Наблюдать испарение и кипение воды | развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук. | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни. |
3.2 | 16 | Молекулы и атомы | 1 | Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы. Исследовать прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Строить графики по результатам измерений. Собирать простейшие электрические цепи. Исследовать свойства постоянных магнитов | развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук. | формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования | формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных. |
3.3. | 17 | Движение тел | 1 |
3.4 | 18 | Энергия | 1 |
3.5 | 19 | Электричество | 1 |
3.6. | 20 | Приключения с магнитом | 1 |
3.7 | 21 | Звук | 1 | | |
3.8 | 22 | Свет | 1 | Исследовать явления отражения и преломления, явления разложения белого света призмой. | |
3.9. | 23 | Физика и практика | 1 | Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы. Исследовать прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Строить графики по результатам измерений. Собирать простейшие электрические цепи. Исследовать свойства постоянных магнитов | развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | |
3.10. | 24 | Физика и охрана окружающей среды | 1 | Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы. | развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук. | устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей | |
3.11 | 25 | Контроль знаний | | | развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | |
4. | | Мир химии | 12 ч. | | развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни; | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни |
4.1. | 26 | Истоки химии | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. | | овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни. |
4.2. | 27 | Химические знания в Средние века | 1 | | формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных. |
4.3. | 28 | Начало современной химии | 1 | | |
4.4 | 29 | Многообразие веществ практическая работа №5 Описание и сравнение признаков 2 – 3 веществ. | 1 | Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам. | освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | |
4.5. | 30 | Смеси и чистые вещества | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни. |
4.6 | 31 | Основные способы разделения смесей | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. | формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных. |
4.7 | 32 | Химический элемент | 1 | | |
4.8 | 33 | Простые и сложные вещества | 1 | Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам. | |
4.9 | 34 | Распространение химических элементов в природе. Органические и неорганические вещества | 1 | Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам. | |
4.10 | 35 | Химические явления практическая работа №6 Наблюдение признаков химических реакций. | 1 | Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы. Наблюдать процессы горения угля, серы и железа в кислороде. Описывать строение пламени. Изучать спиртовку и ее использование. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью | овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни. |
4.11 | 36 | Химия в наши дни | | Создавать проектные работы (коллекции, презентации, сообщения и т. п.) по теме «Использование веществ человеком». Работать с диаграммами «Химический состав различных природных объектов». | | | формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире; овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных данных. |
4.12 | 37 | Защита проектных работ | | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. | развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | |
5. | | Мир биологии | | | развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу | | |
5.1 | 38 | Что такое биология | 1 | | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | |
5.2. | 39 | Из истории биологии | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | |
5.3. | 40 | Экскурсия в мир клеток практическая работа №7 | 1 | Проводить наблюдения природных объектов. Составлять описания объекта изучения. Познакомиться с лупой и световым микроскопом. Проводить наблюдения природных объектов. Составлять описания объекта изучения Наблюдать и сравнивать строение растительной и животной клеток. Наблюдать типичные ткани животного и растительного организмов. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | |
5.4. | 41 | Как классифицируют организмы практическая работа №8 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов – определителей, чучел, гербариев и др.) | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. Отработать приемы классификации живых организмов | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения) | |
5.5. | 42 | Живые царства | 11 | Наблюдать с помощью микроскопа способы передвижения одноклеточных организмов (инфузории-туфельки, эвглены зеленой, амебы и др.). | | |
5.6. | 43 | Жизнь начинается | 1 | Наблюдать изменения внешнего облика растений и животных на разных этапах индивидуального развития. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения) | формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных в познавательной сфере - расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, освоение базовых естественнонаучных знаний, небходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе; в эстетической сфере – приводить примеры дополняющие научные данные образами литературы и искусства; в сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния. |
5.7. | 44 | Жизнь продолжается | 1 | Наблюдать изменения внешнего облика растений и животных на разных этапах индивидуального развития. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения) | |
5.8. | 45 | Почему дети похожи на родителей | 1 | | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | |
5.9 | 46 | Нужны все на свете практическая работа №9 Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. | 1 | Создавать проектные работы (презентации, сообщения, плакаты, коллекции и т. п.) по темам «Развитие жизни на Земле», «Кто были наши предки», «Ископаемые растения и животные нашего края». Наблюдать за способами передвижения беспозвоночных (бабочка, муравей, кузнечик) и позвоночных животных (аквариумные рыбки, лягушки, змеи и ящерицы, птицы, млекопитающие) | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | |
5.10 | 47 | Как животные общаются между собой | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | |
5.11 | 48 | Биология и практика практическая работа №10 Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. | 1 | Проводить наблюдения природных объектов. Составлять описания объекта изучения | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения) | |
5.12 | 49 | Биологи защищают природу | 1 | Проводить наблюдения природных объектов. Составлять описания объекта изучения | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | |
5.13 | 50 | Биология и здоровье практическая работа №11, 12 Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. | 1 | Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты); использовать Интернет для поиска информации. Знакомиться с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Осваивать способы временной остановки кровотечения, правила наложения кровоостанавливающего жгута. Знакомиться с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Осваивать способы оказания первой помощи при ожогах, травмах и переломах, попадании инородных тел в глаза, уши или нос. Подготовить сообщение об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков. | | формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения) | |
5.14. | 51 | Живые организмы и наша безопасность | 1 | Сообщение: Ядовитые растения и грибы. Какие животные могут быть опасными для человека. | | | |
5.15. | 52 | Контроль | 1 | Создавать проектные работы (презентации, сообщения, плакаты, коллекции и т. п.) по темам «Развитие жизни на Земле», «Кто были наши предки», «Ископаемые растения и животные нашего края». | развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу | | |
6 | Мир географии | | | | | |
6.1. | 53 | Истоки географии | 1 | | развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | |
6.2 | 54 | Страницы Великих географических открытий | | | | использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.) | |
6.3. | 55 | Страницы Великих географических открытий | | | | |
6.4. | 56 | Русские путешественники и их открытия | | | | |
6.5. | 57 | Методы географических исследований | | | | |
6.6. | 58 | Строение Земли | | | | |
6.7. | 59 | Путешествие по Мировому океану | | | | |
6.8 | 60 | Путешествие по материкам | | | | |
6.9. | 61 | Путешествие по материкам (Африка) | | | | |
6.10. | 62 | Путешествие по материкам (Северная Америка) | | | | |
6.11 | 63 | Путешествие по материкам (Южная Америка) | | | | | |
6.12 | 64 | Путешествие по материкам (Австралия) | | | | | |
6.13 | 65 | Путешествие по материкам (Антарктида) | | | | | |
6.14 | 66 | Единство наук о природе | | | | | |
6.15 | 67 | Контроль | | | | | |
68 | | Защита проектов | | | | | |
Требования к результатам освоения курса
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного предмета естествознания
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
освоение приёмов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составления его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции): поиска и отбора источников и информации (периодические издания и Интернет и т.д.)
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования
В ценностно-ориентационной сфере:
формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
овладение научным подходом к решению различных задач: овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
в познавательной сфере - расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, небходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природе;
в трудовой сфере – формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере – приводить примеры дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры – расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приёмами самоконтроля своего физического состояния.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Человек изучает природу (9 часов)
Естествознание - система наук о природе. Методы научного познания: описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование. Инструменты и приборы для изучения природы. Взаимосвязь методов при изучении различных объектов природы.
Роль естествознания в сохранении и улучшении состояния природы.
Демонстрации:
Набор приборов и инструментов: часы, весы, измерительная линейка, термометр, лупа, микроскоп, бинокль и др.
Фотографии (видеофрагменты) современных научных приборов.
Глобусы Земли и Луны.
Гербарии культурных растений.
Взаимодействие магнитов и заряженных тел.
Разложение белого света в спектр.
Лабораторные работы и опыты:
Ознакомление с лабораторным оборудованием. Правила работы в лаборатории.
Измерение температуры воздуха. Измерение температуры воды. Измерение линейных размеров тел.
Универсальные учебные действия:
Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам (энциклопедии, словари, справочники, определители, карты);
использовать Интернет для поиска информации.
Изучать возможности органов чувств как источника информации об окружающей среде.
Создавать проектные работы по теме «Развитие представлений о природе».
Проводить наблюдения природных объектов.
Составлять описания объекта изучения.
Познакомиться с лупой и световым микроскопом.
Познакомиться с различными способами измерения величин (на примере массы или температуры).
Конструировать простейшие измерительные приборы и установки для наблюдений и опытов.
Составлять план проведения простейшего исследования (например, скорости испарения воды при различных условиях).
Раздел 2. Многообразие тел и веществ природы (25 часов)
Строение и происхождение Солнечной системы. Земля - планета Солнечной системы.
Строение поверхности Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Жизнь - уникальное явление. Разнообразие условий жизни на планете.
Признаки живых организмов: обмен веществ и энергии (питание, дыхание), рост, развитие, воспроизводство, раздражимость.
Разнообразие живых организмов. Царства живой природы, их основная характеристика. Человек - один из видов живых организмов.
Клеточное строение живых организмов.
Многообразие веществ. Вещества органические и неорганические. Простые (металлы и неметаллы) и сложные (оксиды, основания, кислоты, соли). Частицы вещества: молекулы и атомы. Представление о химических элементах. Знаки химических элементов. Химические формулы простейших веществ. Агрегатные состояния вещества. Единство химического состава тел неживой и живой природы.
Демонстрации:
Теллурий.
Модель маятника Фуко.
Глобусы Земли и Луны.
Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Карта звездного неба.
Географические карты различного масштаба.
Карта природных зон.
Таблица «Царства живой природы».
Микропрепараты растительных и животных клеток.
Таблица «Положение человека в системе живой природы».
Модели различных атомов и молекул.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Явление диффузии жидкостей.
Демонстрации разнообразных твердых тел и жидкостей.
Текучесть жидкостей.
Лабораторные работы и опыты:
Движение звезд вследствие вращения Земли. Изменение освещенности глобуса М. Е. Набокова.
Упругость, пластичность и текучесть различных тел. Наблюдение сжимаемости и упругости газа.
Опыты по взаимодействию частиц вещества. Окрашивание воды малым количеством краски. Растворение веществ в воде.
Универсальные учебные действия:
Наблюдать суточное движение Солнца и звезд, работать с подвижной картой звездного неба.
Наблюдать планеты Солнечной системы. Изучать фотографии поверхности планет Солнечной системы, полученные с помощью космических аппаратов. Описывать одну из планет Солнечной системы.
Описывать Землю как элемент Солнечной системы. Описывать форму и размеры Земли. Объяснять значение экспедиции Магеллана для подтверждения представлений о шарообразной форме планеты.
Наблюдать смены фаз Луны. Изучать фотографии поверхности Луны.
Работать с информационными источниками (Интернет, энциклопедии, научно-популярная литература).
Изучать свойства воздуха.
Изучать свойства воды.
Составлять комплексную характеристику одного из объектов гидросферы по предложенному плану с использованием различных источников информации.
Определять горные породы и минералы по образцам.
Ставить опыты, доказывающие необходимость света, тепла, воды, наличия кислорода для развития живых организмов (на примере изучения условий прорастания семян).
Наблюдать изменения состава воздуха при дыхании.
Работать с картой природных зон
Отработать приемы классификации живых организмов.
Наблюдать и сравнивать строение растительной и животной клеток.
Наблюдать типичные ткани животного и растительного организмов.
Наблюдать изменения физиологических показателей человека после дозированной физической нагрузки.
Наблюдать с помощью микроскопа способы передвижения одноклеточных организмов (инфузории-туфельки, эвглены зеленой, амебы и др.). Наблюдать за способами передвижения беспозвоночных (бабочка, муравей, кузнечик) и позвоночных животных (аквариумные рыбки, лягушки, змеи и ящерицы, птицы, млекопитающие).
Наблюдать изменения внешнего облика растений и животных на разных этапах индивидуального развития.
Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделировать строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам.
Наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях; описывать и сравнивать свойства веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях. Моделировать различные агрегатные состояния веществ. Распознавать кислород и углекислый газ. Создавать проектные работы (коллекции, презентации, сообщения и т. п.) по теме «Использование веществ человеком». Работать с диаграммами «Химический состав различных природных объектов».
Раздел 3. Природные явления (23 часа)
Разнообразие природных явлений: физические, химические, географические, биологические.
Физические явления. Примеры механических, тепловых, электромагнитных, световых и звуковых явлений; их использование в повседневной жизни.
Химические явления. Примеры явлений превращения веществ в окружающем мире: горение, гниение.
Географические явления. Примеры явлений в атмосфере, гидросфере, земной коре. Процессы рельефообразования, выветривания горных пород. Погодные явления.
Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.
Биологические явления. Явления, связанные с ростом, развитием, размножением живых организмов. Питание и дыхание организмов. Представление о развитии жизни на Земле: зарождение жизни в воде, освоение суши, появление человека.
Примеры взаимосвязи природных явлений (круговорот поды, почвообразование, фенологические явления).
Демонстрации:
Взаимодействие различных тел.
Падение тел.
Нагревание и кипение воды.
Тепловое расширение твердых тел и жидкостей.
Электризация тел трением.
Взаимодействие заряженных тел.
Отражение и преломление света.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Колебания натянутой струны, ножек камертона.
Горение угля и серы в кислороде.
Лабораторные работы и опыты:
Наблюдение таяния льда.
Взаимодействие постоянных магнитов.
Наблюдение теней и полутеней.
Звукопроводность различных тел (веществ).
Распознавание кислорода и углекислого газа с помощью тлеющей и горящей лучинок.
Универсальные учебные действия:
Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов, заполнять таблицы.
Исследовать прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Строить графики по результатам измерений.
Наблюдать тепловое расширение газов и жидкостей. Наблюдать плавление льда. Наблюдать испарение и кипение воды.
Собирать простейшие электрические цепи.
Исследовать свойства постоянных магнитов.
Исследовать явления отражения и преломления, явления разложения белого света призмой.
Наблюдать процессы горения угля, серы и железа в кислороде. Описывать строение пламени. Изучать спиртовку и ее использование.
Исследовать скорость разложения органических отходов: изготовить мини-компостер из пластиковой бутылки.
Распознавать кислород и углекислый газ.
Наблюдать за облаками, строить и анализировать диаграммы облачности и осадков. Измерять температуру и давление атмосферного воздуха. Строить и анализировать график суточного и месячного хода температур.
Составлять схему круговорота воды.
Наблюдать примеры выветривания горных пород (разрушения облицовки зданий) и рельефообразования (оползни, осыпи, изменения русел ручьев и рек). Методы борьбы с оврагами, выдуванием, вымыванием почв.
Знакомиться с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения.
Осваивать способы временной остановки кровотечения, правила наложения кровоостанавливающего жгута, оказания первой помощи при ожогах, травмах и переломах, попадании инородных тел в глаза, уши или нос.
Приводить примеры взаимосвязи биологических, химических и физических явлений: способность живых организмов двигаться; физическая природа зрительного и слухового восприятия; химическая природа дыхания и усвоения питательных веществ.
Описывать возрастные изменения растений, животных и человека на разных этапах индивидуального развития.
Создавать проектные работы (презентации, сообщения, плакаты, коллекции и т. п.) по темам «Развитие жизни на Земле», «Кто были наши предки», «Ископаемые растения и животные нашего края».
Раздел 4. Взаимосвязи в природе (13 часов)
Солнечно-земные связи. Смена времен года и времени суток как следствие обращения Земли вокруг Солнца и вращения вокруг собственной оси.
Взаимосвязи между живой и неживой природой. Разнообразие живых организмов как результат приспособленности к обитанию в различных природных условиях. Примеры влияния живых организмов на неживую природу.
Взаимосвязи в живой природе. Основные типы взаимоотношений живых организмов (хищник-жертва, паразит-хозяин, конкурентные, взаимополезные и нейтральные отношения). Представление о природном сообществе; ярусность в природном сообществе (на местном материале).
Природа как единая система. Взаимосвязь между элементами природных систем. Целостность - основное свойство системы. Устойчивость природных систем.
Влияние человека на природу. Нарушение природного равновесия, возникновение экологических проблем. Ответное воздействие измененной природы на человека (на местном материале).
Демонстрации:
Фенологический календарь своей местности.
Растения и животные, занесенные в Красные книги различного уровня (своей местности, региона, РФ, мира).
Видеофрагменты о сезонных и суточных явлениях в природе; о растительном и животном мире различных природных зон; о влиянии деятельности человека на природу; о деятельности различных международных природоохранных организаций (WWF, IFAW).
Лабораторные работы и опыты:
Моделирование движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси с использованием глобуса Земли и источника света.
Описание особенностей внешнего строения растений различных природных зон с использованием гербарных материалов.
Описание организмов, обитающих в пресных водоемах данной местности, по коллекциям и по результатам собственных наблюдений в природе во время экскурсий.
Сравнение особенностей внешнего и внутреннего строения живых организмов, обитающих в различных средах жизни (например, комнатные растения - традесканция, кактус, монстера и аквариумные - элодея, валлиснерия, роголистник).
Сравнение конечностей беспозвоночных (на примере насекомых) и позвоночных животных, приспособленных к различным способам передвижения: бег, прыжки, лазанье, плавание, полет.
Моделирование цепей питания в различных сообществах с использованием дидактических карточек.
Описание по заданному плану особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе (на местном материале).
Примерные объекты экскурсий: школьные кабинеты физики, химии, географии и биологии; краеведческий музей; ближайшие объекты природного окружения: парк, лесопарк, водоем, сад; зоопарк, зоологический уголок, ботанический сад, дендрарий, оранжерея, метеорологическая станция.
Лаборатории:
биохимическая лаборатория, лаборатория станции защиты растений, сортосеменная станция, лаборатория экологического мониторинга, оценки качества воды и воздуха и т. п.
Универсальные учебные действия:
Работать с моделями движения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.
Описывать растения различных природных зон на основе гербарных материалов.
Описывать организмы, обитающие в пресной воде, по коллекциям и влажным препаратам.
Сравнивать свойства живых организмов из различных сред жизни (на примере таких комнатных растений, как: колеус, традесканция, кактус, элодея, валлиснерия).
Сравнивать конечности насекомых и позвоночных животных, приспособленных к разным условиям обитания.
Составлять схемы взаимосвязи и взаимодействия природных компонентов.
Составлять цепи питания в различных сообществах. Составлять описания (по заданному плану) особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе (на местном материале).
Участвовать в социально ориентированной деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения; осваивать простейшие приемы оценки экологического состояния воды, воздуха, растительности и почвы.
Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги (региона, РФ, мира).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Помещение кабинета для преподавания естествознания оснащено учебной мебелью, шкафами для хранения демонстрационного и лабораторного оборудования, демонстрационным столом учителя, с подводкой к нему электрического тока и холодной воды, а также всем необходимым для обеспечения правил безопасного труда учащихся.
Кабинет естествознания может быть совмещен с кабинетом биологии.
Материально-техническое оснащение преподавания естествознания обеспечивает выполнение учащимися учебно-практических работ, проведение демонстраций учителем, а также организацию проектной деятельности и практикумов в окружающей природной среде. Основу для ученических наблюдений и опытов составляют комплекты для фронтальных ученических работ по всем темам курса, а также коллекции и гербарии. Номенклатура опытов, наблюдений и измерений с использованием коллекций, гербариев и тематических комплектов оборудования обеспечивает проведение всех видов деятельности, перечисленных в тематическом планировании.
Печатные пособия
Портреты великих ученых-естествоиспытателей (для создания постоянной (сменной) экспозиции при оформлении кабинета).
Карта звездного неба.
Физическая карта мира.
Таблицы по основным темам курса естествознания.
Информационно-коммуникационные средства
Технические средства обучения (ТСО)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Комплект для проведения наблюдений за погодой.
Комплект «Явления превращения веществ».
Комплект для моделирования строения атомов и молекул.
Комплект лабораторного оборудования (штатив лабораторный, стаканы, чашки Петри, стаканы мерные, пробирки, колбы, стеклянные палочки и т. д.).
Теллурий.
Глобус Земли физический.
Комплект «Оказание первой медицинской помощи».
Микроскоп.
Комплект посуды с принадлежностями демонстрационный.
Столик подъемный.
Штатив демонстрационный.
Компьютерная измерительная лаборатория на базе мультимедийного компьютера.
Цифровой микроскоп.
Натуральные объекты
Коллекция «Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания».
Коллекция «Горные породы и минералы. Полезные ископаемые».
Гербарии.
Микропрепараты по теме «Клеточное строение живых организмов».
Комнатные растения (10–15 видов).
Комплект посуды и принадлежностей для ухода за комнатными растениями.
Литература
Литература для учителя:
Бердичевская, Л.А., Сонин, Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся/ Л.А. Бердичевская, Н.И. Сонин,–М: Дрофа, 2003.
Введенский, Э.Л., Плешаков, А.А. Естествознание. 5 класс. Введение в естественные науки / Э.Л.Введенский, А.А. Плешаков, -М.:Дрофа, 2012.
Галеева, Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя/ Н.Л. Галеева, - М.: Тайдекс Ко, 2002.
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. Естествознание. 5 класс: проект. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2010» .
Литература для обучающихся:
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Введенский, Э.Л., Плешаков, А.А. Естествознание. 5 класс. Введение в естественные науки / Э.Л.Введенский, А.А. Плешаков, -М.:Дрофа, 2012.
Плешаков, А.А., Сонин, Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь)/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, - М.: Дрофа, 2005.
Плешаков, А.А., Сонин, Н.И. Природоведение (Альбом-задачник)/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, - М.: Дрофа, 2005.