Тема урока: «Белки»
Белок – от греч. «protos» - первый
Задание 1. Соотнесите описание функций белков и их название.
Ответы занесите в предложенную таблицу.
| Описание функций | | Название |
1) | Строительный материал клетки | Р) | Транспортная |
2) | Ускоряют протекание химических реакций | Т) | Каталитическая |
3) | Переносят различные вещества | Е) | Сократительная |
4) | Регулируют обменные процессы | С) | Пластическая (структурная) |
5) | Выполняют все виды движений, к которым способны клетки и организмы | Н) | Энергетическая |
6) | Снабжают организм энергией | О) | Регуляторная |
7) | Обезвреживают чужеродные тела | И) | Защитная |
Ответ
Номер описания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Буква | | | | | | | | Е |
Задание 2. Составьте правильную последовательность уровней структурной организации молекул белков, начиная с низшей. Подпишите их названия.
1
2
3
4
Ответ (правильная последовательность)
Номер рисунка | | | | |
Название структуры | | | | |
За счет чего образуется | | | | |
Белки – это ____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Классификация белков по составу
Белки
Протеины
(простые)
Молекулы состоят только из остатков α-аминокислот
Протеиды
(сложные)
Молекулы содержат кроме остатков α-аминокислот другие группы атомов (остатки углеводов, фосфорной кислоты, катионы металлов и т.д.)
Классификация белков по их структуре
• Фибриллярные белки – в них наиболее важна вторичная структура – нерастворимы в воде, отличаются механической прочностью. К ним относят коллаген и миозин.
• Глобулярные белки – в них наиболее важна третичная структура. Полипептидные цепи таких белков свернуты в компактные глобулы, они растворимы в воде или солевых растворах, легко образуют коллоидные суспензии. К глобулярным белкам относят ферменты и гормоны.
• Промежуточные белки – фибриллярной природы, но растворимы в воде, к ним относится фибриноген.
Классификация белков по их функциям
• Структурные белки – коллаген, склеротин, эластин.
• Каталитические белки – полимеразы, рибонуклеазы.
• Регуляторные белки – инсулин, глюкагон.
• Транспортные белки – гемоглобин, гемоцианин.
• Защитные белки – антитела, фибриноген.
• Двигательные, или мышечные, белки – миозин, актин.
• Запасательные белки – казеин, альбумин.
Химические свойства белков
-
Денатурация
Лабораторный опыт №1
Что делали | Что наблюдали | Вывод |
В пробирку с молоком добавьте уксусной кислоты примерно на 1 см по высоте | | |
*Ренатурация
-
Гидролиз
Н+, t 0
Б
елки + H2O α-аминокислоты
-
Качественные реакции на белки
А) Ксантопротеиновая реакция (доказывает наличие остатков аминокислот, содержащих бензольные кольца)
Что делали | Что наблюдали | Вывод |
В пробирку с белком куриного яйца добавить HNO3 (конц) и осторожно нагреть | | |
Б) Лабораторный опыт №2. Биуретовая реакция (доказывает наличие пептидных связей)
Что делали | Что наблюдали | Вывод |
В пробирку с белком куриного яйца добавить немного CuSO4 и NaOH | | |
В) Лабораторный опыт №3. Цистеиновая реакция (доказывает наличие серы в белках)
Что делали | Что наблюдали | Вывод |
В пробирку с белком куриного яйца добавить такое же количество NaOH и (CH3COO)2 Pb и осторожно нагреть | | |
Задание 3. Выберите утверждения, характерные для белков.
-
Белки – это биополимеры.
-
В состав белков входят все известные химические элементы.
-
Мономерами белков являются все известные аминокислоты.
-
Вторичная структура белков представляет собой последовательность остатков аминокислот.
-
Первичная структура белков образуется за счет возникновения пептидных связей.
-
Процесс обратный денатурации называется ренатурация.
-
С помощью ксантопротеиновой реакции можно доказать наличие в белках пептидной связи.
-
Биуретовая реакция доказывает наличие в белках бензольных колец.
-
Цистиеновая реакция доказывает наличие серы в белках.
-
В результате полного гидролиза белков образуются α-аминокислоты.
Ответ: ______________________________
Домашнее задание.
§ 27, вопросы после параграфа 1, 2, 10