Работа ДОУ с детьми ОВЗ в соответствии ФГОС
Старший воспитатель
МБСКОУ (VII-VIII вида)
«Детский сад № 18»
Васильченко Н.М.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
ФГОС ДО - это совокупность государственных гарантий получения бесплатного доступного качественного образования посредством:
- расширения возможностей развития личностного потенциала и
способностей каждого ребёнка дошкольного возраста;
- обеспечения условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
- приобщения детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
- реализации вариативных образовательных программ;
- соблюдения прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.
ФГОС ДО
- Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
(п. 2.11.2 ФГОС)
Организационное обеспечение введения ФГОС ДО направлено на
- Доступность для воспитанников всех помещений детского сада, где осуществляется образовательный процесс;
- Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающему все основные виды деятельности;
- Обеспечение возможности предметно-пространственной среды наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности;
- Обеспечение гендерной направленности предметно-пространственной среды;
- Обогащение предметно-пространственной среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;
- Обеспечение наличия большого количества «подручных» материалов которые призваны творчески использоваться для решения различных игровых проблем
- Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ (из письма МОиН РФ от 28.02.2014 №08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»)
Под специальными условиями понимаются:
- Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
- Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
(ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Ст.2, п.16))
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
- Статья 1 пункт 16 – обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
- Статья 16 пункт 23 - индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
- Статья 16 пункт 27 - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
- Статья 1 пункт 28 - адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Цель деятельности МБСКОУ - образовательная деятельность по адаптированной образовательной программе МБСКОУ
Задачи:
- Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей
- Воспитание и возможное восстановление нервно-психической
деятельности воспитанников
- Создание условий для социально-личностного развития дошкольников, их коммуникативной и социальной компетентности, подготовка детей к школе
- Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей, активизация педагогического потенциала семьи
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей
- Воспитание с детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
- Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей
- Социально-личностного реабилитация детей с нарушениями интеллекта, формирование основ социально-бытового и коммуникативного поведения
ФГОС ДО
Содержание коррекционной работы:
- Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
(п. 2.11.2 ФГОС)
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
- Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Цель психолого – медико -педагогического консилиума
- Создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем интеллектуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Логоритмика
Работа с родителями
Кружок «Умелые пальчики»
Кружок «Весёлая карусель»
Кружок «Волшебные ладошки»
«Лекотека» Само слово «Лекотека» произошло от шведского слова Leco - игрушка и греческого theke – хранилище.
Это служба психологического
сопровождения и специальной педагогической
помощи родителям,
воспитывающим детей
с ограниченными
возможностями
здоровья.
- Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Взаимодействие со школой
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Планируемые результаты социализации детей с ОВЗ:
- Ребёнок с ОВЗ имеет навык социально приемлемого поведения;
- У ребёнка развито позитивное отношение к окружающим людям;
- Ребёнок адекватно реагирует на неудачи, умеет исправить допущенные ошибки, принять помощь и поддержку;
- У ребёнка расширен словарный запас и речевая активность;
- Ребёнок может следовать правилам коммуникативной культуры общения со сверстниками и взрослыми.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению
Учителя должны
Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям
Задачи преемственности детского сада и школы
- Развитие любознательности
- Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
- Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка
- Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.
Работа с родителями
Методическая работа с педагогами
Работа с детьми
Организация работы по преемственности
Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построению новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности».
Л. И. Швецова