СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),

творческой попытаюсь отразить в таблице. Речь пойдет о двух основных моментах:

выявление и развитие.

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),

творческой попытаюсь отразить в таблице. Речь пойдет о двух основных моментах:

выявление и развитие.

1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое

наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся

2- развитие способностей: проведение факультативных курсов «Мир анатомии»,

«Занимательная биология с элементами практики», «Занимательные игры » и др .

Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня,

участие в научно-практических конференциях. Проведение мероприятий в школе с приглашением учащихся других школ. Включение в учебный процесс решения

задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала,

углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы,

формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов

решения различных задач повышенной сложности.



Способы выявления у учащихся

способностей к научной (интеллектуальной),

творческой, физкультурно-оздоровительной

деятельности


Способы развития у учащихся

способностей к научной

(интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной

деятельности


Работа по выявлению способностей

выстраивается с помощью:

- инструментальной диагностики;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ

учащихся);

- диагностика познавательных интересов

Богданова Т.Т («Диагностика

познавательной сферы ребенка»);

- использую методику Н.Ц. Бадмаевой, для

диагностики учебной мотивации

школьников

- учета желаний родителей;

- наблюдение за проектной деятельностью

учащихся и анализ продуктов деятельности;

- Использую методику «Репка», которая

позволяет определить изменения,

происходящие в личности учащегося


Работа по развитию способностей

выстраивается с помощью:

- применение индивидуального подхода в

работе с одаренными учащимися на

уроках и во внеурочное время с учетом

возрастных способностей детей и

созданием условий в активную

познавательную деятельность учащихся ;

- включаются в образовательный процесс

выше перечисленные образовательные

технологии;

- проведение родительских собраний

«Одаренный ребенок»;

- формируются навыки

исследовательской, проектной

деятельности (участие в конкурсах,

олимпиадах, НПК различного уровня и

др)


Для определения к научной деятельности

применяю методики, созданные А.И

Савенковым:

- «Оценка общей одаренности»;

Дополнительные задания для одаренных

детей усложненного уровня

Дифференцированная домашняя работа.

Мною разработаны и проводятся

- «Карта одаренности»;

- анкетирование «Интерес к предмету

«Биология»;

- выявление творческих способностей через

анализ результативной деятельности

учащегося;


Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня. Дифференцированная домашняя работа.Мною разработаны и проводятся факультативные курсы «Юный натуралист»,

«Занимательная биология с элементами

практики», «» и др

Проведение интеллектуальных игр.


Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению

(тесты «Оценка уровня школьной мотивации

по методике Н.Г. Лускановой);

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ,

тестов в течение учебного года

Педагогическое наблюдение (используются

методики мозгового штурма, игровые

методики,КТД)


Участие в олимпиадах и конкурсах.

Поведение предметных недель

Используется познавательная деятельность в

группе, команде, сотрудничество при

решении учебных задач. Наблюдение за

внеурочной деятельностью обучающихся

(творческие работы, проекты,

исследовательские работы и т д)


Участие в творческих конкурсах, смотрах,

интеллектуальных играх, математических

КВНах и других мероприятиях, где

используется деятельность в команде,

группе














Диагностика воспитанности

Диагностику воспитанности провожу по методике Н.П. Капустина. Она позволяет

определить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.


Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)

Качества личности

Я оцениваю

себя


Меня

оценивает

учитель


Итоговые

оценки


1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее

задание

- я стремлюсь получать хорошие

отметки





2. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам

обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в

школе и дома





3. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу





4. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила

внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

5. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять

время учебы и отдыха

- у меня нет вредных привычек








Оценка результатов:

5 – всегдаПо каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – частоВ результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным

определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)


Мониторинги оценки ключевых компетентностей учащихся

Методика «РЕПКА»

Цель:определить изменения, происшедшие в личности учащихся 11 класса за три

последних года обучения.

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше.

Поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак

«—»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

с) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) ;

л) умение планировать работу;

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и

принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.











Обработка полученных данных.Полученные результаты систематизирую с помощью

следующей таблицы (фрагмент таблицы)



Фамилия, имя

учащегося


Физическая сила и

выносливость




Умственная

работоспособность


Сила воли

Выдержка,

терпение


Ученик 1

+

+

+

+

Ученик 2

-

-

+

-

Ученик 3

-

+

-

-



Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика

разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы

учащихся М.В.Матюхиной.Проводится три серии испытаний.

Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из

суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют

очень большое значение для учения.

0 2 4 6 8

10

12

14

Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,

по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны

особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал :

1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.


Ключи к тесту. Мотивы:

-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;

-благополучия: 5 - 6;

-аффилиации: 7 -8;

-престижа: 9 - 10;

-избегания неудачи: 11 - 12;

-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;

-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;

-коммуникативные: 17 - 18;

-творческой самореализации: 19 - 20;

-достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи

совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые

ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.