Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной),
творческой попытаюсь отразить в таблице. Речь пойдет о двух основных моментах:
выявление и развитие.
1 – выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое
наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся
2- развитие способностей: проведение факультативных курсов «Мир анатомии»,
«Занимательная биология с элементами практики», «Занимательные игры » и др .
Участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня,
участие в научно-практических конференциях. Проведение мероприятий в школе с приглашением учащихся других школ. Включение в учебный процесс решения
задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала,
углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы,
формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов
решения различных задач повышенной сложности.
Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности | Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности |
Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности (работ учащихся); - диагностика познавательных интересов Богданова Т.Т («Диагностика познавательной сферы ребенка»); - использую методику Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики учебной мотивации школьников - учета желаний родителей; - наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности; - Использую методику «Репка», которая позволяет определить изменения, происходящие в личности учащегося | Работа по развитию способностей выстраивается с помощью: - применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных способностей детей и созданием условий в активную познавательную деятельность учащихся ; - включаются в образовательный процесс выше перечисленные образовательные технологии; - проведение родительских собраний «Одаренный ребенок»; - формируются навыки исследовательской, проектной деятельности (участие в конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня и др) |
Для определения к научной деятельности применяю методики, созданные А.И Савенковым: - «Оценка общей одаренности»; Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня Дифференцированная домашняя работа. Мною разработаны и проводятся - «Карта одаренности»; - анкетирование «Интерес к предмету «Биология»; - выявление творческих способностей через анализ результативной деятельности учащегося; | Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня. Дифференцированная домашняя работа.Мною разработаны и проводятся факультативные курсы «Юный натуралист», «Занимательная биология с элементами практики», «» и др Проведение интеллектуальных игр. |
Выявление интеллектуальных способностей: - диагностика способностей к обучению (тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой); - интегрированные диагностические работы; - анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года Педагогическое наблюдение (используются методики мозгового штурма, игровые методики,КТД) | Участие в олимпиадах и конкурсах. Поведение предметных недель |
Используется познавательная деятельность в группе, команде, сотрудничество при решении учебных задач. Наблюдение за внеурочной деятельностью обучающихся (творческие работы, проекты, исследовательские работы и т д) | Участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе |
Диагностика воспитанности
Диагностику воспитанности провожу по методике Н.П. Капустина. Она позволяет
определить качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха.
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Качества личности | Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
1. Любознательность: - мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | | | |
2. Прилежание: - я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | | | |
3. Отношение к природе: - я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | | | |
4. Я и школа: - я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми 5. Прекрасное в моей жизни: - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек | | | |
Оценка результатов:
5 – всегдаПо каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – частоВ результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным
определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Мониторинги оценки ключевых компетентностей учащихся
Методика «РЕПКА»
Цель:определить изменения, происшедшие в личности учащихся 11 класса за три
последних года обучения.
Учащимся предлагаются следующие вопросы:
Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше.
Поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак
«—»):
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) сила воли;
г) выдержка, терпение, упорство;
д) ум, сообразительность;
с) память;
ж) объем знаний;
з) внимание и наблюдательность;
и) критичность и доказательность мышления;
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) ;
л) умение планировать работу;
м) умение организовать свой труд (организованность);
н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
п) чуткость и отзывчивость к людям;
р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и
принимать помощь от других;
с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
Обработка полученных данных.Полученные результаты систематизирую с помощью
следующей таблицы (фрагмент таблицы)
Фамилия, имя учащегося | Физическая сила и выносливость | Умственная работоспособность | Сила воли | Выдержка, терпение |
Ученик 1 | + | + | + | + |
Ученик 2 | - | - | + | - |
Ученик 3 | - | + | - | - |
Диагностика учебной мотивации школьников
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика
разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы
учащихся М.В.Матюхиной.Проводится три серии испытаний.
Первая серия: испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из
суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют
очень большое значение для учения.
0 2 4 6 8
10
12
14
Вторая серия: из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны,
по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия: из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны
особенно важные для испытуемого суждения.
Тестовый материал :
1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
3.Хочу окончить школу и учиться дальше.
4.Хочу быть культурным и развитым человеком.
5.Хочу получать хорошие отметки.
6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.
7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
9.Хочу быть лучшим учеником в классе.
10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
12.Не хочу получать плохие отметки.
13.Люблю узнавать новое.
14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
15.Люблю думать, рассуждать на уроке.
16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
19.Люблю решать задачи разными способами.
20.Люблю все новое и необычное.
21.Хочу учиться только на «4» и «5».
22.Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключи к тесту. Мотивы:
-долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
-самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
-благополучия: 5 - 6;
-аффилиации: 7 -8;
-престижа: 9 - 10;
-избегания неудачи: 11 - 12;
-учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
-учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
-коммуникативные: 17 - 18;
-творческой самореализации: 19 - 20;
-достижения успеха: 21 - 22.
Обработка результатов теста: при обработке результатов учитываются только случаи
совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые
ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.