СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.(из лопыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

(из опыта работы)

Полхонова Н.Н.,

учитель начальных классов



Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление  детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:

- инструментальной диагностики;

-педагогического наблюдения;

-изучения результатов деятельности (работ учащихся);

-диагностики познавательных интересов;

-«пробы сил» в том или ином виде деятельности;

-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;

-индивидуальных бесед с детьми и родителями;

-анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

  • «Оценка общей одаренности»;

  • «Характеристика ученика»;

  • «Карта одаренности»;

  • Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);

  • Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);

  • «Интеллектуальный портрет»;

  • -выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности ( рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;

  • диагностика способностей к обучению (тесты «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака);

  • «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;

  • анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;

  • анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.

1 – выявление способностейпсихолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2- развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.

Включаю в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучаю детей самооценке результатов своей работы, формированию навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности. 

Начинаю с исследования по выявлению способностей, провожу диагностику учебной мотивации учащихся, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. В своей работе использую диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.

Одной из форм диагностических работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель: оценка  достижения планируемых результатов учеников начальной школы по междисциплинарной программе формирования  универсальных учебных  действий, что  позволяет  проанализировать выполненные учениками задания  и на основании этого выявить:

Олимпиада является формой внеклассной работы. Она позволяет улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала. Результаты выступления школьников на олимпиадах являются важной составляющей портфеля учебных достижений учащихся (портфолио).

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК «Первые шаги» (школьный уровень). Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через работу», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом. Для одаренных детей подбираю дополнительные задания усложненного уровня; разноуровневые домашние задания (задания с *). Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные форы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект. Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.

Стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности, проявлять гражданскую и нравственную позицию. Мои ученики всегда имеют возможность свободно воплощать свои задумки. Систематически провожу мониторинговые исследования, что способствует более дифференцированному подходу к личности ребенка. Большое внимание уделяю работе с детьми социального риска, профилактике правонарушений, оздоровлению детей. Постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу и нахожу новые формы работы.

Одна из главных целей в моей работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Каждый раз открывая для себя новое, дети с удовольствием погружаются в работу. Ведь урок - это исследование, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. В каждый урок включаю элементы проблемности, задания, активизирующие эмоциональный фактор, требующие самостоятельного поиска. Для расширения кругозора учащихся, на уроке использую компьютерные презентации. Стараюсь все уроки сделать разнообразными, интересными, увлекательными.

К каждому уроку ставлю задачи:

-развитие у детей творческого воображения, умение в обычном видеть необычное;

-пробуждение интереса к современным инструментам творческих задач.

Уроки направлены на развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, фантазии учащихся. Подбираю интересные и понятные для них темы для логического мышления.

Решая любую проблему, человек может идти двумя путями:

применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);

изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень).

Я считаю, что каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. И радостно, когда второй путь выбирает большее количество детей.

На уроках русского языка провожу разные виды работ.

Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

Предлагаю ряд познавательных задач, позволяющих целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.

«Ребусы»

Можно использовать при изучении словарных слов, при изучении нового материала, тренируют внимание, сообразительность.

Ужин вьюга мороз

Составь слово”.

Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву.

Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. Например, аппликация “Море” – мама, Оля, рак, енот. “Чудо - дерево”  - дождь, ель, радуга, ехать, ведро, озеро

Отгадай буквы, прочтёшь слово
Звонкий Г, глухой – …

Предпоследняя буква в слове “стол”.
Стоит за буквой П.

Буква похожа на баранку
Третья буква алфавита

Дружит в паре с буквой Г
Гл асный звук в букве Я

Ответ: “Коровка”

Числовой диктант”.

Диктант помогает определить, сколько деталей будет в новом изделии. В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Называю слово, прошу посчитать в нём количество букв и предлагаю совершить действие между полученными числами.

Например: к числу букв в слове “молоко” прибавьте количество букв в слове “рог”, прибавьте количество букв в слове “цветок” (6 + 3 + 6 = 15).

«Грамматическая арифметика»

Кабан – ан + лук = ? (каблук)

Корь - ь + идол – л + р=? (коридор)

Ква + рак – ак + тира = ? (квартира)

Четвёртое лишнее”.

Упражнение используется на этапе определения темы урока для развития логического мышления. Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

1. Корова, медведь, лиса, заяц.

2. Дуремар, Мальвина, Петушок, Пьеро.

3. Ромашка. Василёк. Дюймовочка. Сирень

4. Машина, самолет, автобус, троллейбус.

5.Яблоко, персик, огурец, груша.



Использую анаграммы для тренировки быстроты реакции, сообразительности, внимания.

«Анаграммы»

Переставьте буквы местами и получите новое слово.

БАНКА (кабан), ВОЛОС (слово), ГЛАВА (влага)



Задания на выделение существенных признаков понятия.

Чем отличаются:

  • окно от двери;

  • указка от карандаша;

  • круг от овала;

  • лист березы от листа клена.

Чем похожи слова каждой группы? Как можно, одним словом назвать каждую из предложенных групп?

а) Шоссе, дорога, тропинка.

б) Город, деревня, поселок.

в) Иголка, ножницы, циркуль.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Список литературы

1.Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990. - С. 2-18.

2.Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999

3.Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.

4.Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2008, № 4, с. 63-65.

5.Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником…: Методика для развития творч. воображения детей дошк. возраста / Пед. центр "Эксперимент". - Рига, 1994.

6.Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2001, № 10 с. 34-37.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!