СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных стандартов и создание условий для творческого развития ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках технологии.



Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных стандартов и создание условий для творческого развития ребенка.

Проблема развития творческих способностей у учащихся, несомненно, актуальна. В процессе организации творческой деятельности в разных образовательных областях реализуется главная задача – всестороннее развитие личности ребенка. Творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности и развитию способности реализовывать свои собственные идеи, создавать что-то новое.

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание многих ученых. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного производства в активных личностях, способных ставить новые проблемы и находить их решения в сложных ситуациях, постоянно совершенствовать накопленные обществом знаний в жизни и трудовой деятельности. Как отмечают исследователи, знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, быть конкурентноспособным, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, владеть мобильными трудовыми функциями, способным творчески подходить к решению производственных проблем, сохраняя при этом свою неповторимость.

Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы и при наличии современного оборудования, которого мы не имеем. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают мне, как учителю определить ту возможную меру включённости учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

На своих уроках я использую такие формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, как:

* наблюдение;

* диагностика;

* беседы с участниками образовательного процесса;

* консультации;

* дифференцированные задания;

* учебные задания практико-ориентированной направленности;

* проектная деятельность;

* ролевые игры;

* предметные олимпиады и конкурсы;

* конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.


 Провожу основные мероприятия по выявлению и развитию творческих способностей.

Диагностика: 

Изучаю диагностические методики, основанные на доступности, информативной емкости . Создаю банк тестов для диагностирования  обучающихся  по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 

Изучаю круг интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 

 Изучаю личностные потребности одаренных  обучающихся путем собеседования. 

Развитие творческих и познавательных  способностей: 

1. привлекаю  учащихся к участию в конкурсах ДПИ и олимпиадах. 

2. использую в практике работы с одаренными детьми следующие приемы: 

* творческие ответы; 

* выполнение творческих тематических заданий; 

* выполнение проблемных поисковых работ; 

* назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ; 

* повышение степени сложности заданий; 

* интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 

Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.

1. Выношу на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся. 

2. Отмечю заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.  

  Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.

Так, на уроках, выявляются творчески способные, одарённые учащиеся. Эти дети, впоследствии, привлекаются к участию в заочных, дистанционных и очных олимпиадах всех уровней, начиная со школьного, районного, республиканского и российского, что является одной из форм работы. Работа по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней проводится в течение всего учебного года и требует индивидуального подхода. Реализация данного подхода определяет условия для культурной самореализации обучающегося и его интеллектуального саморазвития.

Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса обучающихся  к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.