Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках технологии.
Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных стандартов и создание условий для творческого развития ребенка.
Проблема развития творческих способностей у учащихся, несомненно, актуальна. В процессе организации творческой деятельности в разных образовательных областях реализуется главная задача – всестороннее развитие личности ребенка. Творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативности, активности и развитию способности реализовывать свои собственные идеи, создавать что-то новое.
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание многих ученых. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного производства в активных личностях, способных ставить новые проблемы и находить их решения в сложных ситуациях, постоянно совершенствовать накопленные обществом знаний в жизни и трудовой деятельности. Как отмечают исследователи, знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, быть конкурентноспособным, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, владеть мобильными трудовыми функциями, способным творчески подходить к решению производственных проблем, сохраняя при этом свою неповторимость.
Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы и при наличии современного оборудования, которого мы не имеем. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают мне, как учителю определить ту возможную меру включённости учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
На своих уроках я использую такие формы работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, как:
* наблюдение;
* диагностика;
* беседы с участниками образовательного процесса;
* консультации;
* дифференцированные задания;
* учебные задания практико-ориентированной направленности;
* проектная деятельность;
* ролевые игры;
* предметные олимпиады и конкурсы;
* конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.
Провожу основные мероприятия по выявлению и развитию творческих способностей.
Диагностика:
Изучаю диагностические методики, основанные на доступности, информативной емкости . Создаю банк тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
Изучаю круг интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
Изучаю личностные потребности одаренных обучающихся путем собеседования.
Развитие творческих и познавательных способностей:
1. привлекаю учащихся к участию в конкурсах ДПИ и олимпиадах.
2. использую в практике работы с одаренными детьми следующие приемы:
* творческие ответы;
* выполнение творческих тематических заданий;
* выполнение проблемных поисковых работ;
* назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;
* повышение степени сложности заданий;
* интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности.
1. Выношу на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся.
2. Отмечю заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.
Так, на уроках, выявляются творчески способные, одарённые учащиеся. Эти дети, впоследствии, привлекаются к участию в заочных, дистанционных и очных олимпиадах всех уровней, начиная со школьного, районного, республиканского и российского, что является одной из форм работы. Работа по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней проводится в течение всего учебного года и требует индивидуального подхода. Реализация данного подхода определяет условия для культурной самореализации обучающегося и его интеллектуального саморазвития.
Благодаря трудовой деятельности, реализованной именно на творческих достижениях, удаётся добиться устойчивого интереса обучающихся к урокам, развития творческого потенциала и как конечная цель - воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.