Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
учителя физической культуры
Высотина Тимофея Геннадьевича МБОУ «Хоронхойская СОШ»
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание оптимальных условий для их развития и воспитания становления личности. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка. Спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Распространено мнение, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Одаренный ребенок нередко опережает сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе учебной деятельности. Поэтому моя задача, как учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе я использую следующие признаки выявления развития способностей учащихся – урочная деятельность и внеурочная деятельность. К урочной деятельности относится проведения уроков физической культуры, три часа в неделю. К внеурочной деятельности относятся спортивные секции и дополнительные занятия соревнования и т.д.
Выявление и развитие способностей обучающихся
Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности | Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности | |
| |
Интеллектуальные и творческие способности выявляю следующим образом: - Использую методы педагогической диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение во время учебной деятельности с целью выявления у детей творческих способностей -провожу беседы с учащимися и их родителями; - осуществляю анализ результатов деятельности учащихся на уроке и внеурочное время, с целью развития творческих и познавательных способностей.
Физкультурно-спортивные способности выявляю следующим образом: -провожу беседы и анкетирование с учащимися и их родителями; -наблюдаю за детьми в процессе подвижных игр; -анализирую результаты сдачи нормативов, соответствующие возрасту учащихся, с целью обеспечения возможности сохранения здоровья детей в период обучения в школе.
| Интеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом: -создаю благоприятный психологический климат на учебных занятиях; -включаю в уроки интеллектуально - творческие игры (игры на комбинирование: логические задачи, головоломки и другие; игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты; игры на формирование умения анализировать. - использую личностно – ориентированные технологии; - применяю индивидуальный подход на уроках; Физкультурно-спортивные способности развиваю следующим образом: -провожу физминутки, утреннюю зарядку; -уроки физической культуры провожу по 3 учебных часа в неделю, третий час направлен на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся; -во внеурочное время разучиваем различные подвижные игры; -провожу спортивные праздники (Весёлые старты, «Зов джунглей», « Туристическая полоса», «День здоровья»); соревнования (по прыжкам в длину, на скакалках, лыжные гонки.); - привлекаю к участию в спортивных мероприятиях родителей («Мама, папа я – спортивная семья», «Большие гонки») |
На уроках физической культуры быстрое освоение сложных упражнений и их выполнения, использование новых усложненных типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах. Сдача спортивных нормативов и постоянное улучшение своего результата. Выполнение норм ГТО. При выборе содержания и методов работы с детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Так, например, у детей 1- 5 классов - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств развитие быстроты, посредством игр. В старших классах силовая подготовка и выносливость (кроссы, занятия в тренажерном зале).
Организация учебного процесса
Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности:
№ | Основные задачи этапа отбора | Основные методы отбора |
1 | Предварительный этап выявления способностей | Педагогическое наблюдение Медицинское обследование Социологическое обследование Контрольное испытания (тесты) Соревнования по видам спорта |
2 | Углубленная проверка выявленных способностей | Педагогическое наблюдение Контрольные испытания (тесты) Соревнования Медика – биологическое обследование |
3 | Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося | Педагогическое наблюдение Контрольные испытания (тесты) Соревнования Медика – биологическое обследование |
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.
Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результату которых судят о наличии способностей. Некоторые варианты тестов предлагаю ниже.
Определив обучающихся со способностями к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. На уроках физической культуры применяю технологию разного уровня обучения. Использую три варианта дифференцированного обучения:
- на основе предварительной диагностики характеристик личности;
- уровня овладения учащимися знаниями, умениями и навыками;
- внутри классная дифференциация происходит в зависимости от познавательного интереса к изучению отдельных видов спортивной деятельности. Примером осуществления разно уровневого подхода служат составленные тесты по теории физической культуры, задания для самостоятельного выполнения упражнений по развитию физических качеств силы, гибкости, быстроты и выносливости.
Учащиеся, которые не могут сдать спортивные нормативы, относящиеся к специальной, медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствие учителя, как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам. Два раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Важным фактором, влияющим на выявление и развитие учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
На данный момент внедряем сдачу норм ГТО. Проводим дни ГТО осенью и весной. Выступаем на районных фестивалях (зимний, летний).
Во внеурочной работе стараюсь детей привлекать к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции. В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, самбо, стрельба из ПВ, под моим руководством работает секция баскетбола (5-7 классы) и волейбола (девочки 5-8 классы от Кяхтинской ДЮСШ). На протяжении ряда лет наша школа работает по плану спортивно-массовых мероприятий на год:
План работы по физическому воспитанию МБОУ «Хоронхойская СОШ»
на 2017 -2018 учебный год
№ | Спортивные мероприятия. | Классы | Сроки | Ответственные |
1 | Подготовка спортивно-материальной базы. Ремонт инвентаря и оборудования, установка спортивных снарядов и т.д. | 10-ый | Июнь, август | Высотин Т.Г. Пугаев Г.Ф. |
2 | Проведения спортивного мероприятия «Весёлые старты», в честь начало учебного года. | 1-4 классы | Сентябрь. | Администрация села, классные руководители. Учителя ФК. |
3 | Участия в районных соревнованиях посвященных «Дню солидарности и борьбе с терроризмом». | Сборная школы | 3 сентября | Высотин Т.Г. |
4 | Проведение поселковых соревнований по кроссу. Посвященных всероссийской акции «Кросс наций». | 1-11 классы. | Сентябрь | Администрация села, классные руководители. Учителя ФК. |
5 | Общешкольные соревнования по мини-футболу, в честь «Развитие Отечественного Футбола». | 5-11 классы. | Сентябрь. | Учителя ФК. |
6 | Республиканский пробег в честь памяти Попова С.К. В зачёт районной спартакиады школьников. | Сборная школы. | Октябрь | Учителя ФК. |
7 | Проведения мероприятий «День ГТО». | 1-11 классы | Октябрь | Пугаев Г.Ф. Высотин Т.Г. |
8 | Выезд на районные соревнования по волейболу. В зачёт спартакиады школьников. На призы МВД. | Сборная команды школы | Ноябрь. | Высотин Т.Г. Пугаев Г.Ф. |
9 | Школьные соревнования по баскетболу. Подготовка к районным соревнованиям «Кэс-баскет». | 5-11 классы. | Ноябрь Декабрь | Высотин Т.Г. Пугаев Г.Ф. |
10 | Проведения школьной олимпиады по физической культуре. Подготовка к участию в районной олимпиаде по ФК. | 8-9 и 10-11 классы | Декабрь | Высотин Т.Г. Пугаев Г.Ф. |
11 | Проведения спортивного праздника «Весёлая эстафета», для младших классов. | 1-4 классы. | Январь | Учителя начальных классов и учителя ФК. |
12 | Школьные соревнования по настольному теннису. | 4-11 классы | Январь | Высотин Т.Г. Пугаев Г.Ф. |
13 | Месячник посвященный «Дню Защитника Отечества». Соревнования по шашкам и шахматам. | 5-11 классы. | Январь | Высотин Т.Г. |
14 | Месячник посвященный «Дню Защитника Отечества». Соревнования по стрельбе из ПВ | 5-11 классы. | Февраль | Преподаватель ОБЖ. |
15 | Месячник посвященный «Дню Защитника Отечества». Соревнования «Тропа к Генералу», «А, ну-ка парни». Поселковые соревнования по волейболу. | 5-11 классы. | Февраль | Преподаватель ОБЖ. Учителя ФК. |
16 | Проведения районных соревнований, по шорт треку и хоккею с мячом, памяти учителя ФК Жигмитдоржиева Н.К. | Сборная школы. | Февраль | Администрация села, спорт инструктор. Учителя ФК. |
17 | Школьные соревнования по волейболу и пионерболу. Подготовка к районным соревнованиям «Серебряный мяч». | 5-11 классы. | Март | Учителя ФК |
18 | Районный этап «Президентские состязания». Районные соревнования по ГТО. | 5-11 классы | Апрель | Учителя ФК. Классные руководители. |
19 | Школьная викторина по ПДД. Безопасная дорога домой. Велоэстафета. | 5-8 классы. | Апрель | Учителя ФК. Классные руководители. |
20 | Подготовка и участие в районных соревнованиях по легкой атлетике. | Сборная школы. | Апрель | Учителя ФК. |
21 | Участие в районных соревнованиях по кроссу памяти К.К. Рокоссовского. | Сборная школы | Май | Учителя ФК. |
22 | Проведение общешкольного тестирования по ГТО | 1-11 классы. | Май | Учителя ФК. Классные руководители. |
23 | Участие в спартакиаде школьников района по плану РУО спортивных мероприятий. | Сборная школы | В течении года. | Директор СОШ. Учителя ФК. |
Немаловажно привлечение родителей к физкультурно-спортивным мероприятиям: в развитии и формировании способностей учащихся; к совместной деятельности (участие и организация в школьных и поселковых соревнований, заливка и чистка ледового катка, организация выезда на соревнования).
Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: участие в соревнованиях, турнирах, как условие и средство формирования самооценки.
Стараюсь включать детей в соревнования с более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками часть детей старается брать на себя роль организатора. Поэтому я привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими учащимися, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.
Для старшего возраста (16-17 лет) использую проектно-исследовательскую деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте я стараюсь, привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах, турнирах, Днях здоровья. В составе Региональной молодежной общественной организации социальных инициатив «ФЕНИКС», членом которой я являюсь, выступаем с пропагандой ЗОЖ (акция «Обменяй сигарету на конфету», «21 век без наркотиков и СПИДа!» и т.п.). Стараюсь показать учащимся, что физическая культура необходима всем людям, в любой работе, специализации. Для этого использую беседы, конкретные примеры.
Важнейшей формой работы по выявлению и развитию способностей являются олимпиады по физической культуре.
Результаты участия в ВОШ
№ | ФИ учащегося | Учебный год | Уровень | Результат |
1 | Агарёва Виолетта | 2012-2013 | муниципальный | 2 место |
2 | Гаськова Екатерина | 2013-2014 | муниципальный | 2 место |
3 | Черепанова Наталья | 2014-2015 | муниципальный | 2 место |
4 | Буянтуев Бабасан | 2014-2015 | муниципальный | 3 место |
4 | Черепанова Наталья | 2015-2016 | муниципальный | 2 место |
5 | Жигулина Анастасия | 2015-2016 | муниципальный | 3 место |
Олимпиады способствуют выявлению способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие физические потребности ребенка. Работу по подготовке к олимпиаде школьного и муниципального уровня провожу в течение всего учебного года.