СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»



Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

учителя физической культуры

Высотина Тимофея Геннадьевича МБОУ «Хоронхойская СОШ»



В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание оптимальных условий для их развития и воспитания становления личности. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка. Спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Распространено мнение, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Одаренный ребенок нередко опережает сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе учебной деятельности. Поэтому моя задача, как учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе я использую следующие признаки выявления развития способностей учащихся – урочная деятельность и внеурочная деятельность. К урочной деятельности относится проведения уроков физической культуры, три часа в неделю. К внеурочной деятельности относятся спортивные секции и дополнительные занятия соревнования и т.д.

















Выявление и развитие способностей обучающихся

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности




Интеллектуальные и творческие способности выявляю следующим образом:

- Использую методы педагогической диагностики: тестирование, анкетирование, наблюдение во время учебной деятельности с целью выявления у детей творческих способностей

-провожу беседы с учащимися и их родителями;

- осуществляю анализ результатов деятельности учащихся на уроке и внеурочное время, с целью развития творческих и познавательных способностей.



Физкультурно-спортивные способности выявляю следующим образом:

-провожу беседы и анкетирование с учащимися и их родителями;

-наблюдаю за детьми в процессе подвижных игр;

-анализирую результаты сдачи нормативов, соответствующие возрасту учащихся, с целью обеспечения возможности сохранения здоровья детей в период обучения в школе.








Интеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:

-создаю благоприятный психологический климат на учебных занятиях;

-включаю в уроки интеллектуально - творческие игры (игры на комбинирование: логические задачи, головоломки и другие; игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты; игры на формирование умения анализировать.

- использую личностно – ориентированные технологии;

- применяю индивидуальный подход на уроках;

Физкультурно-спортивные способности развиваю следующим образом:

-провожу физминутки, утреннюю зарядку;

-уроки физической культуры провожу по 3 учебных часа в неделю, третий час направлен на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся;

-во внеурочное время разучиваем различные подвижные игры;

-провожу спортивные праздники (Весёлые старты, «Зов джунглей», « Туристическая полоса», «День здоровья»); соревнования (по прыжкам в длину, на скакалках, лыжные гонки.);

- привлекаю к участию в спортивных мероприятиях родителей («Мама, папа я – спортивная семья», «Большие гонки»)







На уроках физической культуры быстрое освоение сложных упражнений и их выполнения, использование новых усложненных типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах. Сдача спортивных нормативов и постоянное улучшение своего результата. Выполнение норм ГТО. При выборе содержания и методов работы с детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Так, например, у детей 1- 5 классов - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств развитие быстроты, посредством игр. В старших классах силовая подготовка и выносливость (кроссы, занятия в тренажерном зале).

Организация учебного процесса

  • нетрадиционные уроки:

  • интегрированные уроки (например: физическая культура и О.Б.Ж); 

  • игровые уроки;

  • соревнования;

  • мини-турниры;

  • уроки с использованием технических средств и т.д.


Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности:

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

Педагогическое наблюдение

Медицинское обследование

Социологическое обследование

Контрольное испытания (тесты)

Соревнования по видам спорта

2

Углубленная проверка выявленных способностей

Педагогическое наблюдение

Контрольные испытания (тесты)

Соревнования

Медика – биологическое обследование

3

Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося

Педагогическое наблюдение

Контрольные испытания (тесты)

Соревнования

Медика – биологическое обследование



На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результату которых судят о наличии способностей. Некоторые варианты тестов предлагаю ниже.

Определив обучающихся со способностями к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. На уроках физической культуры применяю технологию разного уровня обучения. Использую три варианта дифференцированного обучения:

- на основе предварительной диагностики характеристик личности;

- уровня овладения учащимися знаниями, умениями и навыками;

- внутри классная дифференциация происходит в зависимости от познавательного интереса к изучению отдельных видов спортивной деятельности. Примером осуществления разно уровневого подхода служат составленные тесты по теории физической культуры, задания для самостоятельного выполнения упражнений по развитию физических качеств силы, гибкости, быстроты и выносливости.

Учащиеся, которые не могут сдать спортивные нормативы, относящиеся к специальной, медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствие учителя, как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам. Два раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Важным фактором, влияющим на выявление и развитие учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.

На данный момент внедряем сдачу норм ГТО. Проводим дни ГТО осенью и весной. Выступаем на районных фестивалях (зимний, летний).

Во внеурочной работе стараюсь детей привлекать к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции. В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, самбо, стрельба из ПВ, под моим руководством работает секция баскетбола (5-7 классы) и волейбола (девочки 5-8 классы от Кяхтинской ДЮСШ). На протяжении ряда лет наша школа работает по плану спортивно-массовых мероприятий на год:



План работы по физическому воспитанию МБОУ «Хоронхойская СОШ»

на 2017 -2018 учебный год

Спортивные мероприятия.

Классы

Сроки

Ответственные

1

Подготовка спортивно-материальной базы. Ремонт инвентаря и оборудования, установка спортивных снарядов и т.д.

10-ый

Июнь, август

Высотин Т.Г. Пугаев Г.Ф.

2

Проведения спортивного мероприятия «Весёлые старты», в честь начало учебного года.

1-4 классы

Сентябрь.

Администрация села, классные руководители. Учителя ФК.

3

Участия в районных соревнованиях посвященных «Дню солидарности и борьбе с терроризмом».

Сборная школы

3 сентября

Высотин Т.Г.

4

Проведение поселковых соревнований по кроссу. Посвященных всероссийской акции «Кросс наций».

1-11 классы.

Сентябрь

Администрация села, классные руководители. Учителя ФК.

5

Общешкольные соревнования по мини-футболу, в честь «Развитие Отечественного Футбола».

5-11 классы.

Сентябрь.

Учителя ФК.

6

Республиканский пробег в честь памяти Попова С.К. В зачёт районной спартакиады школьников.

Сборная школы.

Октябрь

Учителя ФК.

7

Проведения мероприятий «День ГТО».

1-11 классы

Октябрь

Пугаев Г.Ф.

Высотин Т.Г.

8

Выезд на районные соревнования по волейболу. В зачёт спартакиады школьников. На призы МВД.

Сборная команды школы

Ноябрь.

Высотин Т.Г.

Пугаев Г.Ф.

9

Школьные соревнования по баскетболу. Подготовка к районным соревнованиям «Кэс-баскет».

5-11 классы.

Ноябрь

Декабрь

Высотин Т.Г.

Пугаев Г.Ф.

10

Проведения школьной олимпиады по физической культуре. Подготовка к участию в районной олимпиаде по ФК.

8-9 и 10-11 классы

Декабрь

Высотин Т.Г.

Пугаев Г.Ф.

11

Проведения спортивного праздника «Весёлая эстафета», для младших классов.

1-4 классы.

Январь

Учителя начальных классов и учителя ФК.

12

Школьные соревнования по настольному теннису.

4-11 классы

Январь

Высотин Т.Г.

Пугаев Г.Ф.

13

Месячник посвященный «Дню Защитника Отечества». Соревнования по шашкам и шахматам.

5-11 классы.

Январь

Высотин Т.Г.

14

Месячник посвященный «Дню Защитника Отечества». Соревнования по стрельбе из ПВ

5-11 классы.

Февраль

Преподаватель ОБЖ.

15

Месячник посвященный «Дню Защитника Отечества». Соревнования «Тропа к Генералу», «А, ну-ка парни». Поселковые соревнования по волейболу.

5-11 классы.

Февраль

Преподаватель ОБЖ. Учителя ФК.

16

Проведения районных соревнований, по шорт треку и хоккею с мячом, памяти учителя ФК Жигмитдоржиева Н.К.

Сборная школы.

Февраль

Администрация села, спорт инструктор. Учителя ФК.

17

Школьные соревнования по волейболу и пионерболу. Подготовка к районным соревнованиям «Серебряный мяч».

5-11 классы.

Март

Учителя ФК

18

Районный этап «Президентские состязания». Районные соревнования по ГТО.

5-11 классы

Апрель

Учителя ФК. Классные руководители.

19

Школьная викторина по ПДД. Безопасная дорога домой. Велоэстафета.

5-8 классы.

Апрель

Учителя ФК. Классные руководители.

20

Подготовка и участие в районных соревнованиях по легкой атлетике.

Сборная школы.

Апрель

Учителя ФК.

21

Участие в районных соревнованиях по кроссу памяти К.К. Рокоссовского.

Сборная школы

Май

Учителя ФК.

22

Проведение общешкольного тестирования по ГТО

1-11 классы.

Май

Учителя ФК. Классные руководители.

23

Участие в спартакиаде школьников района по плану РУО спортивных мероприятий.

Сборная школы

В течении года.

Директор СОШ. Учителя ФК.



Немаловажно привлечение родителей к физкультурно-спортивным мероприятиям: в развитии и формировании способностей учащихся; к совместной деятельности (участие и организация в школьных и поселковых соревнований, заливка и чистка ледового катка, организация выезда на соревнования).

Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: участие в соревнованиях, турнирах, как условие и средство формирования самооценки.
Стараюсь включать детей в соревнования с более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками часть детей старается брать на себя роль организатора. Поэтому я привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими учащимися, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

Для старшего возраста (16-17 лет) использую проектно-исследовательскую деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте я стараюсь, привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах, турнирах, Днях здоровья. В составе Региональной молодежной общественной организации социальных инициатив «ФЕНИКС», членом которой я являюсь, выступаем с пропагандой ЗОЖ (акция «Обменяй сигарету на конфету», «21 век без наркотиков и СПИДа!» и т.п.). Стараюсь показать учащимся, что физическая культура необходима всем людям, в любой работе, специализации. Для этого использую беседы, конкретные примеры.

Важнейшей формой работы по выявлению и развитию способностей являются олимпиады по физической культуре.

Результаты участия в ВОШ

ФИ учащегося

Учебный год

Уровень

Результат

1

Агарёва Виолетта

2012-2013

муниципальный

2 место

2

Гаськова Екатерина

2013-2014

муниципальный

2 место

3

Черепанова Наталья

2014-2015

муниципальный

2 место

4

Буянтуев Бабасан

2014-2015

муниципальный

3 место

4

Черепанова Наталья

2015-2016

муниципальный

2 место

5

Жигулина Анастасия

2015-2016

муниципальный

3 место



Олимпиады способствуют выявлению способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие физические потребности ребенка. Работу по подготовке к олимпиаде школьного и муниципального уровня провожу в течение всего учебного года.