СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстами на уроках литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстами на уроках литературного чтения в начальной школе»


Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой.

Но нельзя быть счастливым, не умея читать.

Тот, кому недоступно искусство чтения, –

невоспитанный человек, нравственный невежда.

В.А. Сухомлинский


Пояснительная записка

Темой самообразования, над которой я работала в течение четырёх последних лет, была тема: «Работа с текстами на уроках обучения грамоте и литературного чтения». В качестве основы для своей работы я взяла частнометодическую (предметную) технологию совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева.

Цель: совершенствование общеучебных умений работать с текстами на уроках обучения грамоте и литературного чтения в начальной школе.

Задачи:

  1. расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире

человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

  1. воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и

жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие интереса к чтению и потребности в нём;

  1. развитие разнообразных речевых навыков школьников.

Результаты работы по данной технологии представлены в презентации.


Концептуальная основа

У каждого ребёнка знакомство с литературой начинается задолго до школы и продолжается в течение всей жизни. Поэтому началь­ный этап приобщения ребёнка к книге очень важный и ответствен­ный, так как он и будет определять, полюбит ли ребёнок книгу, разовьётся ли у него умение интуитивно чувствовать красоту поэти­ческого слова, сформируется ли потребность в систематическом чтении литературных произведений.

Важной особенностью этого этапа является то, что ребёнок из позиции слушателя переходит в категорию читателя и постепенно начинает постигать огромный мир литературы. Он учится размыш­лять над тем, как и каким образом, обыкновенные слова под пером писателя и поэта превращаются в картину (художественный образ), которая заставляет читателя радоваться и удивляться. Почему из обычных слов возникает целый мир: реальный, фантастический, волшебный?

Начальный этап литературного образования, реализуемый в про­грамме «Литературное чтение», и является первой ступенью едино­го, непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе.

Программа «Литературное чтение» имеет два основных направ­ления:

  • знакомство с лучшими литературными произведениями, раз­бор и анализ

которых строится по законам искусства;

  • формирование грамотного читателя, который умеет правильно и выразитель-

но читать, понимать и переживать содержание прочи­танного.

Отсюда вытекают два основных принципа построения програм­мы – коммуникативно-речевой и литературно-художественный.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование у них всех видов речевой деятельности, и прежде всего на развитие навыка чтения: от чтения вслух (громко-речевой его формы) до чтения про себя.

В 1 классе основное внимание уделяется формированию навыка чтения целыми словами (развитию целостных синтетических при­ёмов чтения), развитию умения понимать текст не только на уровне предметного содержания, но и на уровне главной мысли произведе­ния (с помощью учителя).

Речевое развитие ребёнка связано с его языковыми способностя­ми, мыслительными и эмоциональными сферами, речевым обще­нием между читателем и автором текста. Основная функция чтения будет осуществляться только в том случае, если навык чтения фор­мируется как общеучебный и применяется при изучении разных учебных предметов. При изучении этих предметов дети обязательно сталкиваются с печатными и рукописными текстами, тем самым отрабатывая полноценный навык чтения с присущими ему каче­ствами – правильностью, беглостью и выразительностью, а глав­ное – осознанностью, т. е. высоким уровнем понимания читаемого материала.

Развитие речевой культуры учащихся предполагает целенаправ­ленное развитие таких речевых умений, как пересказ прочитанного, ответы на вопросы (полные и краткие), составление простейших планов и озаглавливание текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на переориентацию уроков-монологов на уроки-диалоги: уроки воображаемого обще­ния юных читателей с писателем и героями его произведений. На уроках-диалогах дети учатся сравнивать и сопоставлять прочитан­ные произведения, высказывать свою точку зрения. Сравнивая литературные произведения, учащиеся видят, как писатели по-раз­ному воспринимают окружающий мир, по-разному описывают одни и те же явления в различных произведениях.

Таким образом, коммуникативно-речевой принцип позволяет:

  • развивать важнейшие виды речевой деятельности: чтение, го­ворение, слу-

шание;

  • формировать умения пересказывать текст и создавать соб­ственные по

аналогии с прочитанным;

  • способствовать освоению диалоговой формы общения (вооб­ражаемого об-

щения юных читателей с писателем и героями его про­изведений).

Литературно-художественный принцип позволяет реализовать на уроках чтения основные литературные функции: эстетические, по­знавательные и нравственные, которые создают прочную основу для глубокого изучения и понимания литературного произведения как искусства слова, формирует заинтересованного читателя с широким кругозором, содействует нравственно-эстетическому и общему развитию младших школьников.

Художественная литература – словесный вид искус­ства. Здесь в распоряжении художника-писателя один источник изобразительно-выразительных средств и одна возможность живо­писания, создания образа – это язык и слово. Талант художника-писателя помогает ему найти из тысячи хранимых в памяти слов одно, единственно верное и нужное для воплощения творческого замысла, искусно вплести в словесную ткань возникающий в во­ображении художественный образ или череду образов, включить их в развивающиеся события.

В процессе чтения человек силой своей творческой фантазии воссоздаёт в своём воображении художественно-словесный образ и всю образную картину в целом. Чем ярче, рельефнее и полнее ожи­вает эта картина в читательском воображении, тем сильнее она воздействует на читателя, порождая в нём мощные эмоциональные переживания, внутренние раздумья, безмолвные диалоги с книгой и её автором, действующими лицами и самим собой. Всё это, вместе взятое, вовлекает в свою сферу не только мыслительные действия, но и нравственные начала читателя.

Именно познавательная, смысловая сторона произведения, прежде всего, привлекает внимание начинающего читателя, и потому так важно через чтение литературных произведений стремиться расши­рить круг познавательных интересов ребёнка, обеспечивая адекват­ное понимание содержания при чтении и замысла автора произве­дения.

Понимание прочитанного выступает важнейшим показате­лем познавательной результативности процесса чтения ребёнка.

Литературно-художественный принцип определяет всю стратегию отбора произведений: направленность анализа про­изведений на постижение его художественного смысла и образной основы произведения, на особенности работы с изобразительно-вы­разительными средствами языка и знакомства с отдельными лите­ратуроведческими терминами, доступными детям младшего школь­ного возраста.

Реализация литературно-художественного принципа требует от учителя особого подхода к анализу (разбору) произведения. В первую очередь учителю необходимо учитывать специфику художественно­го произведения, его образный язык, обращать внимание детей на слово как важнейшее средство и инструмент создания словесно-художественного образа, привлекать внимание к другим средствам художественной выразительности. Анализ произведения необходи­мо связывать с чтением и перечитывание текста (выборочное, многократное и др.) и подчинять его задачам создания целостного впечатления от прочитанного.

Литературно-художественный принцип ориентирует учителя на то, чтобы проводить с детьми элементарные наблюдения и делать первые литературоведческие обобщения: различать малые фольклор­ные жанры (загадки, пословицы, потешки и т. д.), наблюдать над особенностями построения стихов, сказок, рассказов. Важно при­учать ребёнка прислушиваться к ритмико-мелодическим особенно­стям стихотворной речи, делать первоначальные обобщения об изоб­разительно-выразительных средствах языка, наблюдать за ролью сравнений, метафор, олицетворений в художественных текстах (без терминов), которые создают словесно-художественный образ в ли­тературном произведении.

Коммуникативно-речевой и литературно-художественный прин­ципы существенно влияют на отбор произведений, составляющих круг детского чтения.










Курс литературного чтения нацелен на:

  • развитие речи учащихся и активное формирование навыка чтения целыми

словами с целью развития смыслового чтения;

  • развитие у детей способности полноценно воспринимать худо­жественное

произведение;

  • расширение кругозора детей через чтение книг различных жан­ров, разно-

образных по содержанию, форме и тематике;

  • обогащение нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка;

  • создание условий для формирования потребности в самосто­ятельном чтении

художественных и научно-познавательных произ­ведений.


Развивать следующие умения и навыки работы с текстом:

  • слушать художественное произведение;

  • отличать понятное слово (словосочетание, предложение) от непонятного слова

(словосочетания, предложения);

  • раскрывать прямое и переносное значения слов (словосочетаний, предложений);

  • соотносить иллюстрации в учебнике с текстом произведения;

  • оценивать качество визуального образа представленных иллюстраций

(соответствие сюжету произведения, художественным деталям);

  • раскрашивать иллюстрацию с учётом особенностей прослушанного (прочитано-

го) произведения;

  • самостоятельно составлять иллюстрацию к прослушанному (прочитанному)

произведению;

  • раскрывать содержательные и жанровые особенности текста;

  • овладевать базовыми литературоведческими понятиями: рассказ, очерк,

стихотворение; автор, герой, рассказчик; диалог, монолог; юмор, иносказание, эпитет, сравнение, олицетворение, метафора;

  • отвечать на вопросы к тексту;

  • запоминать и воспроизводить основные события текста;

  • создавать собственное высказывание, опираясь на тему вопроса и грамотное

использование лексического значения слов;

  • использовать небольшие по объёму тексты, ориентируясь на заданный критерий

чтения;

  • заучивать небольшие по объёму тексты;

  • инсценировать прослушанные (прочитанные) произведения;

  • участвовать в обсуждении творческих работ.


Содержание учебного материала

В круг детского чтения входят художественные и небольшие на­учно-познавательные произведения, составляющие органическую часть детской литературы. При чтении художественных произведе­ний внимание ребёнка привлекается к тому, что перед ним не просто интересный в познавательном отношении текст, а произведение искусства, которое через призму художественного образа (без тер­минов) открывает богатство окружающего мира и мира человече­ских отношений. Рождает в читателе чувство гармонии и красоты, помогает увидеть прекрасное в жизни человека, учит различать добро и зло. Научно-познавательные тексты расширяют кругозор ребён­ка, формируют у него познавательный интерес к этой литературе.

Уроки литературного чтения – это не уроки литературы в чистом виде, к которым младший школьник ещё не готов в силу недоста­точного читательского опыта и несформированности навыка чте­ния, а уроки пробуждения интереса детей к книге, первых читатель­ских открытий. На этих уроках важно использовать непосредствен­ный опыт эмоционально-чувственного отношения ребёнка к дей­ствительности, опыт собственной творческой деятельности (сочине­ние небольших миниатюр, рассказиков, стихов и др.).

Поэтому в программу, кроме разделов «Круг чтения», «Речевые умения и навыки», «Работа с текстом», включён раздел «Развитие художественно-творческих способностей и способностей воспри­нимать красоту окружающего мира».

Неотъемлемой частью программы «Литературное чтение» являет­ся внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятель­ного домашнего чтения.


Процессуальная часть (технологический процесс)

Работа с текстами на уроках обучения грамоте и литературного чтения

(из опыта работы)

Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но, не секрет, что уже первоклассники, только-только научившись читать, теряют интерес к чтению, и урок чтения считают одним из нелюбимых.

Каким же мастерством надо владеть учителю, чтобы не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения. Больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

Организуя чтение, важно помнить о том, что этапы работы с текстами всех литературных жанров будут одинаковы. Это: подготовка к восприятию, знакомство с произведением, выполнение упражнений и заданий аналитического и синтетического характера. Однако работа над произведениями каждого жанра имеет свои особенности, специфику. Остановлюсь на этом вопросе.

На уроках чтения обучение продолжается в трёх направлениях: формирование навыка чтения, работа над художественным текстом и организация читательской деятельности учащихся с книгами. Большое внимание уделяется работе с текстом.

Сказки

Методика работы со сказками в начальной школе обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. На материале сказок формируется умение представлять и характеризовать персонажей, в том числе выявлять их мотивацию; способность замечать жанровые, языковые, композиционные особенности произведений. Работая со сказкой нетрудно научить детей понимать идею произведения, составлять план и делать пересказ. Кроме того, сказка представляется удачным материалом в связи с тем, что у детей данного возраста велик интерес к этому жанру, что влияет на формирование интереса к чтению, и на технику чтения: количество прочитанного плавно переходит в качество всех сторон навыка чтения: осознанности, правильности, беглости и выразительности.

В учебниках чтения детям предлагаются народные (бытовые, волшебные, сказки о животных), литературные, русские и зарубежные.

Структура уроков чтения является традиционной. На первом этапе работы с текстом, в зависимости от характера конкретного произведения решается одна из следующих задач:

  • оживить представления, связанные с прочитанным;

  • объяснить значение тех непонятных слов, которые наиболее важны для пони

мания прочитанного;

  • организовать техническую подготовку посредством выполнения специальных

упражнений, составленных на материале слов и выражений, взятых из текста, который предстоит читать;

  • вызвать у детей соответствующий содержанию эмоциональный настрой.

Учитывая доступность сказок для восприятия учащимися, нередко можно обойтись и без подготовительной работы.

Второй этап – первичное знакомство с произведением. Выбор способа знакомства с текстом целиком зависит от читательских умений учащихся.

Не исключается также рассказ и чтение сказки учителем с показом персонажей – игрушек и иллюстраций, прослушивание грамзаписей.

При организации первичного восприятия не следует опасаться чтения текстов по частям с обсуждением каждой очередной прочитанной части. Это не нарушит целостности восприятия школьника и будет готовить его к чтению крупнообъёмных произведений. Важно при этом, чтобы читаемые отрывки были относительно закончены по содержанию. Не нужно так же бояться давать задание дочитать сказку дома, если работа над ней не завершена на уроке.

После первичного восприятия текста следуют этапы анализа и синтеза. Их не следует разделять. В случае если они органически переплетаются, дополняя друг друга, работа с текстом проходит более живо и интересно. Так, например, устно нарисовать портрет героя (синтез), дети дают ему характеристику (анализ), тем более, если после этого будет проводиться чтение по ролям или инсценирование (синтез) и т.п.

Какие виды работы аналитического характера следует использовать для работы со сказками?

Анализируется, прежде всего, характер и мотивация поведения персонажей, их функции в тексте, а так же художественные образы, как пейзаж и интерьер. Нельзя обойти вниманием особенности сказочной речи: повторы (ждёт-пождёт, жить-пожи-

вать …), традиционные эпитеты (наливное яблочко, добрый молодец, красна девица), устойчивые сказочные слова и выражения (слезами умылась, деревце за деревце, кустик за кустик) и др.

Анализируются также композиционные особенности сказок: наличие зачина, концовки, троекратного повтора событий в основной части произведения. В волшебных сказках выявляются обязательное наличие и особенности двух миров – реального и волшебного, анализируя особенности их обитателей.

Анализ предполагает ряд определённых направлений:

  1. Так как в детской литературе художественным образом является персонаж, то в

первую очередь проводится работа над характером героя с опорой на сюжет (характер проявляется только в действии, и нельзя отрывать анализ характеров от сюжета).

  1. Рассматриваются взаимоотношения героев, при этом необходимо, чтобы дети

поняли мотивацию, причины поведения персонажей.

  1. Если в произведении имеются описания пейзажа, интерьера, рассматривается их

роль в тексте.

  1. На основе анализа взаимодействия образов выявляется идея произведения. Пони-

мание идеи приближает к осознанию позиции автора-собеседника, потому что идея – это то, что именно хотел сказать автор своим произведением.

  1. Поскольку разбор – это общение с произведением и его автором, а ученик также

является собеседником, хорошо, если выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме).

Анализ языка художественного произведения должен осуществляться на каждом из этапов разбора содержания, кроме последнего.

Из видов работы синтетического характера больше всего при чтении сказок годятся следующие:

  • работа над составлением плана;

  • подробный, выборочный, творческий пересказ;

  • графическое и словесное рисование;

  • выразительное чтение сказки;

  • драматизация эпизода.

Здесь перечислены некоторые, наиболее эффективные виды работ со сказкой; этот перечень может самостоятельно дополняться.

При целенаправленной работе над читательскими умениями и навыками и соблюдении перечисленных рекомендаций будет обеспечен удачный переход к работе над произведениями ведущих видов и жанров детской литературы: мифов и сказаний, басен, рассказов, поэзии, познавательной литературы.

Рассказы

В учебниках чтения в начальных классах представлены рассказы о животных и об отношении человека к ним, рассказы нравственно-юмористические, нравственно-психологические, нравственно-драматические, героико-исторические.

При всей общности работы с рассказами разных типов, имеют место и некоторые различия. На них и остановлюсь.

Подготовку к восприятию рассказов о животных и о сверстниках ребят можно не проводить. Перед чтением исторических рассказов желательно ввести в атмосферу эпохи, во время которой происходит действие рассказа. С этой целью организуется беседа. Рассказ учителя, показ репродукций картин, иллюстраций. Если в рассказе имеются непонятные слова, проводится словарная работа. Перед чтением не нужно объяснять все непонятные слова, встречающиеся в тексте, а лишь те, которые создают колорит эпохи и незнание которых искажает восприятие общего смысла произведения.

Первичное восприятие рассказа чаще осуществляется путём самостоятельного чтения учащихся, в том числе про себя. Однако рассказы героико-исторические и нравственно-драматические (эмоциональные, насыщенные трагическими событиями) лучше услышать в исполнении учителя.

Анализ рассказов проводится в том же порядке, что и сказок. В отличие от анализа сказок при работе с рассказом чаще звучат проблемные вопросы.

При разборе рассказа основное внимание уделяется персонажам произведения и их взаимоотношениям.

Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая мысли и чувства персонажей, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее даётся младшим школьникам труднее.

Какие же приёмы помогают организовать работу над характеристикой персонажа? Перечислю некоторые из них:

  • называю качества персонажей и прошу привести примеры, их подтверждающие;

  • детям предлагаю самостоятельно назвать свойства характера героя;

  • сопоставляются герои одного произведения или близких по тематике произведе-

ний.

Наиболее лёгкий вид сравнения – противопоставление (падчерица и дочка). При сравнении уточняется авторское отношение к героям. Организуя работу над определением авторского отношения, нужно стремиться не только к выявлению слов и выражений, с помощью которых писатель передаёт душевное состояние героев, но и к воссозданию в воображении детей этих эмоциональных состояний, т.к. только тогда может возникнуть сопереживание.

Известно, что для развития школьника важно сформировать их личное отношение к прочитанному. Однако не следует выделять это в специальный этап урока. Рассуждение о собственном отношении учащихся к прочитанному должны пронизывать всю работу с текстом.

Прежде чем готовиться к беседе, нужно начать с уяснения главной мысли произведения, которая высветит все вопросы, необходимые для коллективного целенаправленного рассуждения.

Работа с крупнообъёмными произведениями на уроках классного чтения.

Как известно, в учебниках чтения содержатся различные по объёму произведения.

В методике чтения существует определённый порядок на уроке, отражающий процесс осмысления младшими школьниками любого художественного произведения:

  1. подготовительная работа;

  2. чтение всего произведения в целом;

  3. краткая беседа по проверке первичного восприятия;

  4. чтение произведения по частям и анализ частей;

  5. работа над планом произведения, выборочное чтение, обучение выразительному

чтению;

  1. обобщающая беседа;

  2. пересказ и другие творческие работы в связи с прочитанным;

  3. заключительное итоговое чтение.

Эта схема при работе с крупнообъёмными произведениями нарушается: большой объём текста не позволяет провести на одном уроке все виды работ по восприятию и освоению такого рода произведений, поэтому требует к себе особого методического подхода, т.к. восприятие и осмысление такого художественного произведения происходит в течение нескольких уроков.

Например, чтение рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» можно провести по-разному.

1 вариант.

На трёх уроках читать и разбирать по одной части рассказа, включая словарную работу, работу по содержанию художественно-изобразительными средствами каждой части рассказа.

2 вариант.

Первый урок – чтение всего рассказа, словарная работа, обращение к сюжету.

Второй урок – идейно-художественный анализ рассказа.

Третий урок – работа над художественно-изобразительными средствами и лексикой всего рассказа.

В крупнообъёмном произведении длиннее цепь событий, больше героев. Сравним: дед Ларион чуть не убил на охоте зайца с рваным ухом. Во время пожара этот зайчишка вывел деда к озеру и тем самым спас его от смерти (это первая линия). Потом дед Ларион организовал лечение своего спасителя: внук Ваня носил зайца к ветеринару, который отказался лечить странного пациента (вторая линия). Однако по совету бабки Анисьи дед Ларион и Ваня нашли доктора в городе, который вылечил обожжённые на лесном пожаре заячьи лапы (третья линия).

Много людей принимало участие в судьбе несчастного зайца: Ваня Малявин, дед Ларион, аптекарь, бабка Анисья, ветеринар, детский врач Карл Петрович Корш.

Усвоение фактического содержания, установление причинно-следственных отношений в произведении – очень важная работа на уроке чтения. Но при чтении этих произведений не следует разъединять восприятие текста по разным урокам. Продуктивнее читать их на каждом уроке.

Остановлюсь на примере работы с текстом К.Г. Паустовского «Заячьи лапы».

1 часть. Чтение первой части рассказа учащимися. Проверка первичного восприятия.

  1. Правильная ли была догадка, о ком рассказ?

  2. В какую беду попал заяц?

Повторное чтение первой части рассказа с творческим заданием

  1. Перечитайте первую часть и отметьте карандашом всё, что здесь говорится о

зайце.

Словесное рисование.

  1. Опиши, каким ты представляешь себе зайца. Выборочное чтение.

  2. Найди и прочитай, как отнёсся к этому зайчику каждый из персонажей рассказа.

Кто пожалел бедного зайца?

  1. Чем отличается речь Анисьи? Какие слова она говорит неправильно? Как ты ду-

маешь, почему? Можно ли по её речи догадаться, что она добрый, душевный человек?

  1. Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю? Чтение по ролям.

  2. Прочитай разговор Вани и Анисьи.

  3. Прочитай по ролям разговор Вани и ветеринара. Перед этим определи, как нужно

читать их слова.

  1. Как ты думаешь, будет ли спасён зайчишка?

  2. Озаглавь первую часть рассказа. /Встреча Вани и ветеринара./


2 часть. Чтение второй части рассказа учащимися. Выявление главной мысли по вопросам:

  1. Назовите действующих лиц рассказа. Кто и как помогал в спасении?

Писатель больше рассказывает о Ваниной помощи и умении сострадать. Он пришёл к ветеринару, завернув зайчишку в куртку; плакал, когда ветеринар отказался лечить зайца; бежал к озеру по жаре, чтобы дать ему напиться, и нёс зайца в город к Карлу Петровичу.

Ваня не просто жалел зайца, а сделал всё, чтобы спасти его. Отношение Вани к зверьку похоже на отношение к другу, к человеку. Несмотря на грубость ветеринара, раздражение аптекаря, первоначальный отказ врача лечить зайца, Ваня и дед добились своего: заяц был спасён.

Итак, всё закончилось хорошо. О чём же может быть последняя часть рассказа?

Озаглавливание второй части. /Врач Карл Петрович согласился лечить зайца./

3 часть. Чтение третьей части рассказа учащимися. Озаглавливание части. /Заяц спас жизнь дедушке./

Перечитайте конец рассказа. Что же понял собеседник из рассказа деда? (Дед стрелял в зайчонка с рваным ухом.)

Обобщение.

Не только человек приходит на помощь животному, но бывают случаи, что и животные, даже не приручённые, помогают людям.

  1. Как вы думаете, что будет с зайцем, когда он совсем выздоровеет?

  2. Почему дед чувствовал себя виноватым перед зайцем? Расскажи о том, как заяц

спас жизнь деду?

  1. Запиши заголовок каждой части рассказа в тетрадь.

  2. По порядку ли излагаются события в рассказе? Как ты считаешь, зачем писателю

понадобилось изменить последовательность событий?

  1. Как автор относится к событиям и людям, о которых он рассказывает?

  2. Какую иллюстрацию к рассказу тебе хотелось бы нарисовать? Опиши её словами.

  3. Домашнее задание: подготовить пересказ любой части рассказа (по выбору).

При чтении крупнообъёмного произведения не следует разъединять восприятие текста и анализ по разным урокам. Продуктивнее сочетать их на каждом уроке.

Пейзажная лирика в учебниках начальных классах представлена произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина и многих других поэтов. Это богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал.

Стихи поэтов учат любить родную природу, видеть её красоту, дают замечательные образцы поэтического языка.

Прежде чем планировать урок, я представляю себе, в чём художественное своеобразие того или иного стиха, какое состояние души стремится выразить в нём художник. Умение посмотреть на природу глазами поэта – одно из важнейших методических условий для решения задачи литературного образования младших школьников. Для того чтобы работа над стихотворением на уроке была яркой и живой, надо самому пройти по пути анализа произведения.

Все стихи о природе можно объединить в отдельную микротему. Определить задачи работы над пейзажной лирикой:

  • развивать воссоздающее воображение, учить детей представлять картины приро-

ды, изображённые поэтом;

  • учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с това-

рищами;

  • формировать умение определять эмоциональную тональность стиха, настроение

лирического героя (автора);

  • создавать атмосферу для возникновения сопереживания, эмоционального от-

клика на произведение;

  • учить детей выразительно читать стихи; помочь им понять, какие умения необ-

ходимы для выразительного чтения.

Пейзажное стихотворение отражает не событие, а душевное переживание, настроение человека.

Приведу пример урока чтения, проведённого в третьем классе. Тема: С.А. Есенин. «Черёмуха».

Цель: познакомить учащихся с фольклорными традициями в пейзажной лирике С. А. Есенина.

Задачи: развивать умение воссоздавать образы (черёмухи и ручья), провести лексический анализ, способствующий воссозданию и сопоставлять текст с фольклорными образами; совершенствование техники чтения стихотворных текстов.

Структура урока состоит из следующих этапов:

  1. Организационно-мотивационный момент.

  2. Вступительная беседа.

  3. Подготовительная работа, включающая в себя работу с текстами, записанными

на доске.

  1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

  2. Чтение стихотворения учащимися про себя.

  3. Анализ текста, включающий представления и лексическую работу.

  4. Первичное перечитывание, включающее воссоздание образов черёмухи и ручья.

  5. Второе перечитывание, включающее отработку техники чтения.

  6. Третье перечитывание, предлагающее представить картины.

  7. Четвёртое перечитывание, передающее настроение черёмухи и ручья.

  8. Итог урока.

  9. Домашнее задание.

  10. Оценивание.

Содержание вступительной беседы показывает близость есенинской поэзии и устного народного творчества. Здесь я использую образцы песенного фольклора.

– Мы говорили об удивительных превращениях природы: меняется жизнь людей, животных, растений. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Зимой они казались мёртвыми и вдруг проснулись, стали покрываться пухом молодой листвы, цветы набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. Недаром в народной поэзии так много песен, где человек обращается к дереву (берёзе, ивушке, рябине, черёмухе) как живому, близкому, родному существу, которое может радоваться и печалиться, мечтать и надеяться. Вот, например, как обращается народ к ивушке:

Ивушка, ивушка, зелёная моя!

Что же ты, ивушка, не весела стоишь?

Или тебя, ивушку, солнышком печёт?

Солнышком печёт, частым дождичком сечёт,

Под корешок ключевая вода течёт…

Отрывок записан на доске и после учителя читается самими ребятами, которым надо показать в чтении ласковое, нежное беспокойство за ивушку, тревогу за неё и готовность разделить её кручину.

– Давайте вспомним русскую народную песню «Берёзонька», с которой познакомились в первом классе.

Берёза, моя берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая!

Стоишь, ты берёзонька

Посередь долинушки.

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные,

Под тобой, берёзонька,

Травка шёлковая…

И в этой песне ощущается ласковое, нежное отношение к берёзоньке. Народ любит её, радуется за неё.

Выразительное чтение стихотворения «Черёмуха» учителем.

– А вот ещё одно дерево, растущее в овраге, у ручья. Но расскажет нам о нём не народная песня, а стихотворение Сергея Есенина. Давайте послушаем его и представим себе, как выглядит это дерево и как поэт к нему относится.

Читаю выразительно текст, а затем в процессе прочитывания и анализа помогаю представить картины, изображённые поэтом, и понять отношение автора к ним.

Анализ текста, включающий представления и лексическую работу:

– Итак, перед нами черёмуха, растущая в овраге и ручей, омывающий её корни. Ребята, прочитайте строки, рисующие черёмуху. Постарайтесь представить её в своём воображении, опираясь на лексический анализ:

Черёмуха душистая

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри завила…

Представления.

– Большая, белая, вся в цвету, черёмуха стоит в ясный солнечный день в овраге. Аромат её хочется вдыхать полной грудью. Цветы черёмухи белые, с жёлтыми тычинками собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри.

Лексика.

Душистая – ароматная, пахучая, благоуханная.

Ветки золотистые – цветы выглядят золотистыми от солнца и желтизны тычинок.

Текст.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

И зелень золотистая

На солнышке горит.

Представления.

– Есенин рисует черёмуху ещё в одной строфе, но здесь ничего не изменилось в её облике. Такой повтор приближает стихотворение к песенному фольклору: и берёзонька, и ивушка, грустят или радуются, а люди, сочинившие и поющие эти песни, разговаривают с ними и любуются их красотой.

– Посмотрим, как выглядит у Есенина ручей:

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Представления.

– В овраге холодно, наверное, там сохранилось с зимы немного льда и почерневшего снега. Бежит маленький, звонкий ручей. Он омывает корни черёмухи, его брызги обдают нежные ветки влагой.

Лексика.

Бежит, струится, серебряный – быстрый, звонкий, шаловливый ручей.

Гремучая волна – ручей гремит, шумит, хотя и маленький.

Вкрадчиво песенки поёт – голос ручья может быть и нежным, убаюкивающим.

Подводя итог урока, подчёркивается задушевность стихотворения и его близость фольклору.

Домашнее задание: выучить стихотворение «Черёмуха» наизусть.

Работа над выразительностью проходит в следующем порядке:

  1. Всесторонний анализ произведения.

  2. Постановка тех задач, которые необходимо решить в процессе чтения, выбор

средств выразительности.

  1. Непосредственная подготовка к выразительному чтению.

  2. Чтение произведения учащимися (проба сил), чередующаяся с анализом вырази-

тельности чтения.

  1. Самостоятельная работа учащихся дома.

  2. Чтение учащихся на следующем уроке, сопровождающееся анализом.

Обучение чтению пейзажной лирике – дело не простое. Оно требует постоянного стремления совершенствовать свои знания, а также желание открыть перед детьми мир поэзии.

Мифы и библейские сказания

В отличие от сказок к мифам, преданиям, сказаниям не нужно относиться как к вымыслу. Нужно стремиться к тому, чтобы мифы воспринимались детьми как выражение древнейших форм миропонимания, как литературно-историческое свидетельство того, что чувствовали и как понимали мир на заре человечества.

При подготовке к восприятию древнегреческих мифов и библейских сказаний полезна демонстрация иллюстраций, изображающих реалии того времени. Целесообразно рассказать о Древней Греции, о книге книг – Библии (с показом её).

Познакомить учащихся с мифами и сказаниями лучше, читая их детям. В хорошо подготовленном классе ученики могут самостоятельно прочитать тексты.

Повторное чтение проводится с целью выполнения заданий к текстам.

На всех этапах урока важно стремиться к тому, чтобы учащиеся почувствовали значимость того, о чём говорится в мифах и сказаниях, не воспринимая их как сказку.

В третьем классе изучаются мифы и легенды Древней Греции: «Рождение героя», «Храбрый Персей».

Предлагаю перечень вопросов, помогающих учащимся понять содержание мифа «Храбрый Персей»:

  1. Как, судя по этому мифу, древние греки относились к предсказаниям, предначер-

таниям судьбы?

  1. Чьим сыном был Персей?

  2. Перечитай миф о герое Персее и выпиши имена всех богов, принимавших учас-

тие в его судьбе.

  1. Согласно верованиям древних греков, миром правят боги. Главные из них (вер-

ховные) – Зевс, Посейдон и Аид. Опираясь на текст, определи, чем правит каждый из них.

  1. Как помогла Персею Афина?

  2. Что сделал для Персея сын Зевса Гермес?

  3. Кто помог Персею во время его странствий?

  4. Найди описание встречи Персея с Атлантом. Выдели то, что помогает понять

представления древних греков об устройстве мироздания.

  1. Что из мифа о Персее произвело на тебя наибольшее впечатление?

Былины

Методика работы с былиной определяется спецификой произведений данного жанра.

При подготовке к восприятию желательно рассмотреть репродукцию с картины

В.М. Васнецова «Богатыри».

Стихотворный вариант былины при организации первичного восприятия лучше прочитать учителю, прозаические тексты дети могут читать сами; если класс не очень хорошо подготовлен, то возможен комбинированный вариант чтения.

Набор вопросов и заданий, позволяющий учащимся освоить былинный материал, учитель может продумать сам.

Былины – древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, о радостях и бедах наших предков.

Былины – песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Однако это особые песни, рассказывающие о героях и событиях. Слово «былины» происходит от слова быль, то есть в этих старинных песнях поётся о том, что было на самом деле.

В былинах много исторических примет. Это и название русских городов: Киев-град, Чернигов, Муром, и имена исторических деятелей, например, князя Владимира. И всё же былины – это не исторические документы, а произведения искусства, в которых имеется поэтический вымысел. Для былин важна не только правда отдельного факта, события, сколько правда жизни.

В учебниках чтения для третьего класса представлены былины, изображающие мир Киевской Руси. Они пересказаны привычным для нас современным языком: «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

В четвёртом классе представлены былины, древнерусские повести, жития: «Ильины три поездочки», «Повесть о Петре и Февронии», «Житие Сергия Радонежского».

Басни

В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ поучительного характера. Имеет басня определённое сходство со сказкой. В начальной школе дети знакомятся со стихотворными баснями И.А. Крылова и прозаическими баснями.

При подготовке к восприятию материала иногда имеет смысл остановиться на особенностях поведения тех животных, о которых идёт речь в басне, так часто это бывает связано с характерами литературных персонажей, с аллегорией, моралью произведения.

Например, это касается произведений И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица», Л.Н. Толстого «Комар и Лев».

Первичное чтение басен можно организовать в форме самостоятельного чтения детей.

Типичный порядок анализа басни таков:

  • анализ сюжетного слоя произведения;

  • выявление главной мысли;

  • раскрытие аллегории;

  • анализ морали.

Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали и аллегории. Целесообразно начинать работу над басней с раскрытия её конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного содержания (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.

Если главная мысль и мораль басни просты и доступны школьникам, то можно сразу же после первичного восприятия без предварительной беседы предложить учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?». Не прибегая к анализу текста, учащиеся высказываются относительно её главной мысли, после чего задаётся вопрос: «Какова мораль басни?». Дети сами читают басню, а затем происходит краткий разбор речевых оборотов.

Приведу пример работы над басней И.А. Крылова «Слон и Моська».

  1. Вступительная беседа. Рассказ о творчестве И.А. Крылова. В басне действуют

главным образом животные – слон и собачка. Кто видел слона? Расскажите о нём. (Слон – огромное и очень сильное животное. Оно выше человека – до 3,5 метров в высоту. Весит больше 4 000 кг. Ноги у него толстые, как брёвна. Слонов боятся даже тигры и львы.) Моська – это очень маленькая собачонка.

  1. Чтение басни учителем.

  2. Рассматривание иллюстрации к басне.

– Какой момент запечатлён на иллюстрации? Заметил ли слон, что около него лает какая-то собачонка? Что это за человек справа от слона?

Поясняю, что слоны хорошо дрессируются и поэтому их издавна показывают в цирках. Здесь, на картинке изображён такой дрессированный слон. Его с цирком привезли в город. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.

  1. Чтение вполголоса басни учащимися про себя.

  2. Работа по содержанию.

Я читаю фразу, а учащиеся отыскивают в тексте басни соответствующие по смыслу

слова или выражения: показывали на улице людям, публике – «водили… напоказ»; невидаль, редкость – «в диковинку у нас»; ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам – «толпы зевак ходили»; откуда-то внезапно, вдруг появиться – «отколе ни возьмись»; перестать себя позорить – «перестань срамиться»; придаёт смелости – «вот то-то мне и духу придаёт».

– В чём смысл этой басни, в каких словах, ставших крылатыми, он заключён? («Ай, Моська, знать она сильна, коль лает на слона!») Моська – хвастунишка, ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Бросаясь на слона, всячески изображая отчаянную смелость и бесстрашие, она отлично понимает, что великан не опасен, он даже не замечает её.

Познавательная литература

Произведения познавательного характера выделены в отдельную часть учебника для того, чтобы учащиеся привыкали к особому характеру и способу чтения познавательной литературы.

Значительная часть познавательных текстов читается с художественными. При чтении познавательных текстов делаю установку на запоминание фактов, сведений.

Первичное чтение познавательной статьи обычно проводится самими учащимися. Иногда даю задание разделить текс на части, выделить главное.

После чтения предлагаю типичные вопросы и задания, предполагающие отделение знакомой информации от незнакомой. Сопоставление полученных знаний с уже известными сведениями по теме произведения, выделение главного содержания и т.п.

При работе с познавательным текстом типичны такие виды работы, как составление плана, пересказ (в первую очередь краткий, а так же подробный и выборочный).

При чтении познавательной статьи особое внимание уделяется терминам, определениям, выводам. Термины, специальные слова перечитываются, определяется и уточняется их значение. При пересказе слежу за точным употреблением новых терминов.

Приведу пример работы над познавательной статьёй М.М. Пришвина «Моя Родина».

  1. Чтение темы «Моя Родина»:

– Как вы понимаете смысл этого названия?

2. Вступительное слово учителя о природе нашей страны.

3. Чтение рассказа учащимися «цепочкой».

Во время чтения объясняю выражение «кладовая солнца», имеющее переносное значение.

– Солнце даёт тепло, свет, жизнь; природа – хранительница жизни, земных богатств.

4. Работа над содержанием рассказа с многократным чтением текста и выделением в нём 4 частей:

1) Вкусный чай.

2) Вставать до солнца.

3) «Охота» за наблюдениями.

4) Призыв к молодым друзьям.

5. Выборочное чтение провожу по вопросам:

1) Что вы узнали о детстве писателя?

2) Найди и прочитай отрывок, в котором писатель говорит об охоте. В чём заключа-

ется его «охота»?

3) Прочитай, с каким призывом обращается к нам автор?

4) Как ты понимаешь выражение Пришвина о том, что «природа – кладовая солн

ца»?

5) Как ты думаешь, о каких сокровищах жизни говорит писатель?

6) «Мы хозяева нашей природы». Согласен ли ты с этим? Как ты это понимаешь?

6. Обобщение.

– Выделите слова в рассказе, выражающие главную мысль. (Читают призыв Пришвина к молодым друзьям.)

– Найдите и прочитайте в тексте предложение, которое является названием темы. С чего начинается Родина для М.М. Пришвина? Прочитайте об этом.

– Почему «охранять природу – значит охранять Родину»? (Природа – часть Родины.)

В ходе беседы на доске записываются слова, поясняющие глагол охранять: наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.

  1. Домашнее задание: подготовить пересказ текста и выразительное чтение рас

сказа.





Заключение

В настоящее время перед учителем начальной школы стоит важная задача: как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно. Какие эффективные подходы в обучении нужно искать, чтобы связать их с совершенствованием уроков, их содержанием и структурой?

Нужно стремиться к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать детей в нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки.

Кто не согласится с высказыванием В.А. Сухомлинского о том, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельного мозга». Именно поэтому на учителя ложится основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению. А этого можно достичь хорошо продуманной и организованной работой с текстами.