№1.
Старая свёкла ссохлась | Найди ректора на фотографии |
1. Какие слова «спрятались» в предложениях? | Класс, директор |
2. Что обозначает слово «ректор»? | Ректор – лицо, управляющее университетом или институтом. Директор руководит школой, ректор – высшим учебным заведением |
3. К какой тематике можно отнести эти слова? | Школа |
4. Вспомните, какие еще словарные слова вы знаете по этой тематике | Алфавит, ученик, ученица, четыре, дежурный, каникулы, карандаш, учитель, учительница, тетрадь, товарищ, библиотека, коллектив |
5. Составьте и запишите два предложения со словами «директор» и «класс» | Хулигана вызвали к директору. Класс оказался доволен новым учителем. |
6. Давайте вместе придумаем историю про директора, который вошел в класс. По цепочке будем составлять по одному предложению, и у нас получится рассказ. Я начну: «Ранним февральским утром в приемной директора раздался звонок…». | Мужчина вздрогнул. Он был занят своими делами. Звонок потревожил его. Он не спеша подошел к телефону. Алло? Здравствуйте! Это Елена Петровна. Сегодня утром я проснулась с высокой температурой. Мне нужно на больничный. Не могли бы Вы взять мой класс? У них сегодня первым уроком история. Конечно, Елена Петровна. Не переживайте, сейчас я к ним поднимусь. Выздоравливайте скорее! Всего доброго! Спасибо большое! До свидания! Сергей Алексеевич собрал бумаги со стола и направился прямиком к 7-му «В». Звонок прозвенел пять минут назад. В коридоре стоял шум, из класса доносились разговоры. Директор потянул за ручку двери и вошел в кабинет. Тишина наступила мгновенно… |
7. В каких значениях в нашем рассказе было употреблено слово «класс»? | 1. Коллектив учеников 2. Комната, помещение, кабинет |
8. Подберите и запишите однокоренные слова к слову «класс» | Классный, одноклассник, первоклассник |
9. Измените слово «директор» по падежам | И.П. | Директор | Р.П. | Директора | Д.П. | Директору | В.П | Директора | Т.П. | Директором | П.П. | О директоре | |
10. Выпишите слова «класс» и «директор» в алфавитном порядке. Выделите корни, поставьте ударения, подчеркните орфограммы. Буквы, с написанием которых можно ошибиться, напишите большими. | ДИректор КласС |
№2.
Сто лиц, а ни одно не знакомо | Город и набережная слились в ярком свете полуденного солнца |
1. Какие слова «спрятались» в предложениях? | Столица, родина |
2. Встретились ли в этих предложениях еще какие-нибудь словарные слова? | Город, солнце, набережная (берег) |
3. Как правильно писать слово «родина»? С заглавной или со строчной буквы? | Оба варианта верны. Со строчной буквы слово «родина» пишется, если отечество употребляется обобщенно в значении «родная страна» или в значении «место рождения кого-либо». А если речь в целом о стране, в которой человек живет, это слово будет иметь патриотический смысл и писаться с заглавной буквы. |
4. К какой тематике можно отнести слова «родина» и «столица»? | Страна |
5. Вспомните словарные слова, которые можно отнести к тематике «страна» | Город, деревня, Москва, язык, запад, Красная площадь, Кремль, народ, север, правительство, Россия, человек |
6. Составьте и запишите два предложения со словами «родина» и «столица» | Калининград – моя малая родина. Столица России – город Москва. |
7. Составьте два предложения так, чтобы слова «родина» и «столица» стояли в косвенном падеже. Укажите падеж этих слов | Мы переехали жить в столицу (В.П.). Они сражались за Родину (В.П.). |
8. Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. Какие эмоции они у вас вызывают? | 1. Если скажут слово «родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. 2. Кремлёвские звёзды Над нами горят, Повсюду доходит их свет! Хорошая Родина есть у ребят, И лучше той Родины Нет! 3. Главный город государства, Хоть республики, хоть царства. Тут смекалка пригодится: Вот Москва, она — столица. 4. С городом этим Другим не сравниться. Главный в стране он, Зовётся столица. |
9. Отгадайте загадки: 1. Мой первый слог – число с нулями, У всех людей – последних два, А вместе – догадайтесь сами: Всем городам она глава. 2. Подрасту, и вслед за братом Тоже стану я солдатом, Буду помогать ему Охранять мою... 3. Здесь родился, живешь, Уезжаешь — скучаешь, Как зовут это место, знаешь? 4. Люблю поле и березки, И скамейку под окном, Заскучаю — вытру слезки, Вспоминая о родном. Никуда я не уеду, Буду здесь работать, жить, Сердцу место дорогое Буду я всегда любить! Место это знаю я, А вы знаете, друзья? 5. Наслаждаться не устану Песней жавороночка, Ни на что не променяю Милую стороночку! Теплый ветер принесет Аромат смородины, Так чего дороже нет? — Нет дороже... 6. О ней все знают, Любят, уважают, А солдат на посту Бережет, охраняет. Кто она, все знают! | Столица; Страну; Родина; Родина; Родины; Родина |
10. Составьте синквейн со словом «родина» | Родина | Великая, необъятная | Выращивает, воспитывает, вскармливает | Моя Родина – моя страна | Россия | |
11. Прочитайте словосочетания СЫТПОКЛЖИТЦЧА ФМЯОКСРКЗВСАТ ЭРПОЖДДИВНТА ПРООВСССЛИЮЯ | Столица Москва Родина Россия |
12. Выпишите слова «столица» и «родина» в алфавитном порядке. Выделите корни, поставьте ударения, подчеркните орфограммы. Буквы, с написанием которых можно ошибиться, напишите большими. | РодИна СтОлица |