Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент | Постановка цели урока | Дети совместно с учителем ставят цели урока |
Проверочная работа по теме «Климат России» | Раздает карточки с проверочной работой по теме «Климат России» по вариантам, далее производится самопроверка в парах | Выполняют проверочную работу в течение 5 минут, далее производят самопроверку |
Разнообразие внутренних вод России | Слайд 2. Игра (угадай внутренние воды). Разделите внутренние воды России на естественные и искусственные, схему занесите в тетрадь Проверка схемы заполнения (слайд 3) | Дети по номерам отгадывают название объектов внутренних вод. Дети группируют внутренние воды на естественные и искусственные, заносят схему в тетрадь. Дети проверяют составленную схему |
История изучения рек | Высказывание великих ученных (слайд 4) | Дети изучают высказывание великих ученных |
Крупнейшие реки России | Изучение крупнейших рек России, распределение рек по бассейнам (слайд 5). Таб. 3 стр. 78 | Дети распределяют реки России по бассейнам с помощью Атласа |
Взаимосвязь внутренних вод с другими компонентами природы | Работа с учебником рис. 40 стр. 78. Фронтальное обсуждение схемы | Дети изучают схему рис. 40 заносят схему в тетрадь. Обсуждают схему рис. 40 |
Зависимость рек от рельефа | Подразделение рек на горные равнинные (слайд 6) Определение характера течения реки А) Определить характер течения реки Чумыш, ели известно, что длина реки 644 км, высота истока – 540 м, высота – 120 м. ! Уклон измеряется см/км или в промилле /100 (если больше 1 промилле то река горная) Б) Определить характер течения реки Терек, если Д=623 км; Ви=5037 м; Ву=-28 м. | Дети изучают географию горных и равнинных рек Дети вычисляют характер течения реки А)дети вместе с учителем решают задачу: 1. Определяют падение реки по формуле (П=Ви-Ву): П- 540-120=420 м; 2. Определяют уклон реки по формуле (У=П/Д см/км): У=42000/644=65 см/км или 0,65 ‰ (река равнинная) Б) один из учащихся решает задачу у доски. 1. П=5037+28=5065 м; 2. У=506500/623=813 см/км или 8‰ (река горная) |
Зависимость реки от климата | Изучение понятий: Источники питания рек (дождевое, снеговое, грунтовое, ледниковое смешанное) (слайд 7) Половодье (слайд 8) Межень (слайд 9) Паводок (слайд 10) Годовой сток (слайд 11) Ледовый режим (слайд 12) | Дети изучают слайд, заносят схему в тетрадь |
Стихийные явления | Наводнение (слайд 13) | Дети рассматривают слайд, делают выводы |
Заключение | Вопросы для повторения (слайд 14) | Дети отвечают на 8 вопросов |
Д/з | Параграф 12, выполнить задания в рабочей тетради, вычислить характер течения 3 рек на выбор в таблице 3 стр. 78 | Записывают домашнее задание в дневник |