СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Антарктида"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с использованием Интернет -ресурсов

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Антарктида"»

География

Тема: Антарктида.

(Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир.)

Класс: 7

Учитель географии: Курий С.А.

Цель: создание условий для формирования представления о своеобразии и уникальности природы материка, формировать умения анализировать различные источники географической информации.

Задачи:

  • Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды

  • Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным материалом, различными видами карт), умениям работать в группах.

  • Развивать навыки работы с ЭОР.

  • Формировать картографическую грамотность

  • На примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы.

  • Воспитывать чувства ответственности в работе, уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Типовая характеристика каждого материка с учетом его географической специфики: Антарктида. Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы изучения материка.

Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов.

Антарктида , Антарктика , полярная область, полярная станция, айсберг

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные

Познавательные :

-выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами;

Регулятивные:

-ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников;

Коммуникативные

-расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;

- формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.

-осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы.


Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме

  • содержания терминов и понятий

  • стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей;

  • осознание необходимости понимать и читать карту.

В сфере географической деятельности:

Умение

  • определять географическое положение Антарктиды и других географических объектов;

  • ориентироваться по карте, работать с контурной картой.


Организация образовательного пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютеры на каждую группу, выход в интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru., Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/.


Ресурсы

Учебник географии, атлас по географии для 7 класса, физическая карта полушарий.

Электронный учебник для использования на уроке карты Антарктиды.

Изображения земной поверхности и их использование:

http://webmandry.com/docs/opisanie/pro-antarktidu-24.html

http://dokpro.net/tags/%C0%ED%F2%E0%F0%EA%F2%E8%E4%E0/

https://www.google.com/search?q=Антарктика+физическая+карта&hl=ru&authuser=0&tbm=isch&imgil=Ph1

Растительный и животный мир Антарктиды:

http://сезоны года.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B4%D1%8B.html

Презентация «Природа Антарктиды»

http://festival.1september.ru/articles/617954/

Образование айсберга

http://www.openclass.ru/node/346290


Межпредметные связи

Окружающий мир 1-4 класс.

Биология.

Информатика и ИКТ.

Математика.

Формы работы

Фронтальная (Ф).

В группе (П).

Индивидуальная (И).


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)


Цель:

  • Актуализировать имеющиеся знания о материке Антарктида;

  • Мотивировать обучающихся к изучению темы.


Учитель:

  • настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности

  • сообщает тему урока

  • раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;

  • сообщает о значимости содержания урока.


Актуализация субъектного опыта обучающихся


Учитель:

  • Актуализирует знания и умения уч-ся по вопросам и заданиям (повторение и систематизация ранее изученных знаний):

Назовите и покажите по карте изученные материки?

К какой группе материков относят Африку, Австралию и Океанию, Южную Америку?

Назовите несколько главных особенностей каждого Южного материка.


Задание:

Чтобы определить, какой материк мы будем изучать сегодня, прослушайте тексты.


Текст1: «Представьте себе мир, в котором нет людей, нет птиц и животных. Мир в котором нет никаких звуков, кроме свиста ветра. Мир в котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой – льда и неба. Мир, в котором почти космический холод сочетается с острой нехваткой кислорода. Этот материк, лежащий в южной полярной области, почти целиком покрыт ледяным щитом»

Текст 2: «И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежное сияние, сиреневые и розовые тона постели, холодные всполохи и полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега» (А.М.Гусев)

Учащиеся определяют, что это Антарктида, записывается тема в тетради учащихся и на доске




II этап

Учебно-познавательная деятельность

Цель

Обеспечить усвоение и закрепление терминов и понятий; умений определять географическое положение объектов на карте полушарий

Учитель:

Обращает внимание на эпиграф урока


Эпиграф к уроку: «БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ,

НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ»

Альфред Теннисон, поэма «Уллис», 18 век


Формулирует проблему урока: Сегодня на уроке нам предстоит узнать кто открыл Антарктиду, каковы особенности её географического положения, и какие отважные и смелые люди – полярники. И не случайно девизом нашего урока служат слова из поэмы Альфреда Теннисона «Уллис» – «Бороться и искать, найти и не сдаваться»


Вводное слово учителя

Мы начинаем изучать новый материк. Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой он погружён во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. Восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк самый высокий и холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. На материке отсутствует постоянное население. На данном материке содержится 80% пресной воды.

Учитель обращает внимание на план изучения нового материала на доске:

1.Географическое положение Антарктиды.

2.Рельеф Антарктиды.

3.Открытие Антарктиды.

4.Климат Антарктиды.

5. Растительный и животный мир Антарктиды

Класс делиться на 5 групп по 5 человек ( класса распределяется га группы так, чтобы были 1 лидер, 2 успешных ученика и 2 –«слабых».Лидер распределяет задания плана и «слабые» дети работают по пункту 5. Учитель контролирует распределение ролей, если работа в группах проводиться впервые).


Изучение нового материала

Учитель:

Объясняет алгоритм работы с ЭОР для реализации плана урока (проводит инструктаж). Оказывает помощь по поиску нужной информации.

Организует усвоение новых терминов и понятий в ходе познавательной деятельности обучающихся.

Разъясняет при необходимости сущность понятий, оказывает консультативную помощь.


Задание 1.

Откройте электронный ресурс:

https://www.google.com/search?q=Антарктика+физическая+карта&hl=ru&authuser=0&tbm=isch&imgil=Ph1

http://webmandry.com/docs/opisanie/pro-antarktidu-24.html

http://dokpro.net/tags/%C0%ED%F2%E0%F0%EA%F2%E8%E4%E0/

Изучите материалы электронного учебного модуля «Изображения земной поверхности и их использование » «Физическая карта Антарктиды», выпишите в тетрадь особенности ГП Антарктиды.


Образование айсберга

http://www.openclass.ru/node/346290

Задание 2.

Откройте электронный ресурс:

http://webmandry.com/docs/opisanie/pro-antarktidu-24.html

http://dokpro.net/tags/%C0%ED%F2%E0%F0%EA%F2%E8%E4%E0/


Опишите рельеф Антарктиды, географические объекты найти на карте и показать.


Задание 3. Открытие Антарктиды (портреты путешественников в презентации)

Откройте электронный ресурс :

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=%E0%ED%F2%E0%F0%EA%F2%E8%E4%E0&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&context=current&interface=catalog&class%

Путешествие Беллинсгаузена

http://www.youtube.com/watch?v=zvyJ1VSdEkg

Современные исследования:

«Русская Арктика «»21Века»

http://documentalfilms.ucoz.ru/load/vokrug_sveta/puteshestvija/russkaja_antarktida_xxi_vek/24-1-0-20767


Задание 4. Климат (используют предложенные изображения, текст учебника и ЭОР). Вам предстоит ответить на вопросы:

1.Почему Антарктиду называют «королевой холода»?

2.Почему Антарктида считается «землёй ветров»?















Записывают в тетрадях вывод о суровости климата и о необходимости защищать исследователей и оборудования от морозов и ветров.


Задание 5.

Работают самостоятельно обучающиеся («слабые»).

Растительный и животный мир Антарктиды:

http://сезоны года.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B4%D1%8B.html

Презентация «Природа Антарктиды»

http://festival.1september.ru/articles/617954/


Обучающиеся готовят выступление по одному из заданий (если класс хорошо подготовлен, то можно прослушать каждую группу и каждого обучающегося; можно прослушать одного, но лидер должен оценить работу каждого ученика и доказать оценки членов группы)


Учитель заслушивает ответы и систематизирует изученный учебный материал.

После проверки выполненного задания, учитель предлагает провести физкультминутку для снятия напряжения глаз (:вращение глазами по «восьмёрке»,) упражнения для рук (вращение кистями рук)


III этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель

Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы.


Задание 1. Блиц-опрос:

Знаете ли Вы?

  • средняя высота льда в Антарктиде (2 км)

  • во льдах содержится (80% ) пресной воды

  • полярники болеют (орной) болезнью

  • (Скороварка) – изобретение полярников

  • На материке находится Мировой полюс холода (-88,3*)

  • Антарктида- царство (пингвинов)

  • Все пути в Антарктиде ведут (на север).

Задание 2.

Укажите:

На контурной карте географические объекты (используют электронный ресурс) https://www.google.com/search?q=Антарктика+физическая+карта&hl=ru&authuser=0&tbm=isch&imgil=Ph1

Работа индивидуальная.

МОРЯ: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса ЗЕМЛИ: Уилкса, Виктории, Мэри Бэрд, Александра I, Королевы Мод ОСТРОВА: Юж. Шетландские, о.Скотта, Антарктический полуостров, Шельфовый ледник Росса, Южный полюс, Южный магнитный полюс.


Задание 3. Площадь =14млн.кв.км (Площадь континента составляет 12,4 млн. км² и 1,6 млн. км² составляют шельфовые ледники).

Практическая работа №1

Определите протяжённость материка по 90*-90* меридиану и по меридиану 0*-180* в градусах и километрах, если 1*=111км.

Учащиеся выполняют работу в тетрадях, один ученик у доски.

Решение

  1. по 0*-180* 2. по 90*

90*-71*=19* 90*-66*=24*

90*-82*=8* 90*-73*=17*

19*-8*=27* 24*+17*=41*

27х111=2997км 41х111=4551км

Учитель:

Обобщает изученный материал темы.

Этап IV Диагностика качества освоения темы

Цель

Установить степень усвоения темы «Антарктида».

Учитель:

Предлагает выполнить тестовые задания и разъясняет алгоритм работы

Форма работы: И.

Задание 1. Выбери верные ответы:

  1. Какой из океанов не омывает материк:

А. Тихий, Б. Сев. Ледовитый, В. Атлантический, Г. Индийский.

  1. Антарктиду открыли:

А. М.П. Лазарев, Б. Дж. Кук, В. Ф.Ф.Беллинсгаузен, Г. Ф.Магеллан.

  1. В каких полушариях лежит Антарктида:

А. Северное, Б. Южное, В. западное, Г. восточное.

  1. Южная полярная область называется:

А. Арктика, Б. Антарктика.

  1. Первым достиг Южного полюса:

А. Р.Скотт, Б. Р.Амудсен.


Задание 2.Установите соответствие :

1. Беллинсгаузен и Лазарев

вулкан в Антарктиде, самый южный действующий вулкан на Земле. Высота — 3794 м, расположен на Острове Росса


2. Эребус

Южная полярная область с прилегающими к ней островами и южные части океанов до 50-60°ю.ш.,

3. Антарктика

В 1820 г. Материк был открыт русской экспедицией под командой

4.США Россия Норвегия Никакому


Антарктида принадлежит государству:



V этап . Рефлексивная деятельность

Цель

Развивать умения школьников:

Соотносить полученный результат с поставленной целью.

Оценивать результат своей деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1 (самоанализ).

  1. Было ли тебе интересно на уроке?

  2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

  3. Смог ли ты применить ранее полученные знания?

4. Какой бы отметкой ты оценил свою работу на уроке

Задание 2.

Синквейн:

  • Название

  • 2 прилагательных

  • 3 глагола

  • Предложение

  • существительное


Домашнее задание:

  1. Повторить материал по учебнику - §48 Коринская В.А, Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобраоват. учеб. заведений. – 8-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 320с.

  2. Индивидуальные задания:

«4» - сообщения о первооткрывателях и исследователях Антарктиды; сообщения и животных Антарктиды;

«5»- сочинение-рассуждение: «Почему Антарктиду называют материком мира, науки и сотрудничества?»


И мне хотелось бы закончить наш урок такими словами:

Антарктика моей мечты,

Моих несовершённых странствий,

Неповторимой красоты

Сплошного белого пространства.

Здесь вьётся чайка Джонатан,

Здесь звёзды Южного Креста,

Крестом божественной работы

Рисует карту Крузенштерн,

И звон сосульчатых антенн

В дорогу провожает Скотта.

Как колок и прозрачен лёд,

Так фантастически далёк

Нам этот мир…

Литература и сайты


1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты втрого поколения).

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/

4.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/

5.Атлас: География материков и океанов: 7 класс (с комплектом контурных карт), Роскартография, Омская картографическая фабрика, 2009. – 56 с.

  1. Коринская В. А. Самостоятельные работы учащихся по географии материков: Книга для учителя. – М.: Просфещение, 1983. – 128 с.

  2. Коринаская В.А, Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобраоват. учеб. заведений. – 8-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320с.

  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2006. – 288 с. – (В помощь школьному учителю)

  4. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: изд-во «Первое сентября», 2000. – 272 с





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!