География
Тема: Антарктида.
(Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир.)
Класс: 7
Учитель географии: Курий С.А.
Цель: создание условий для формирования представления о своеобразии и уникальности природы материка, формировать умения анализировать различные источники географической информации.
Задачи:
Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды
Способствовать формированию идеи познаваемости мира, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (контурными картами, атласами, учебниками, энциклопедическим, справочным материалом, различными видами карт), умениям работать в группах.
Развивать навыки работы с ЭОР.
Формировать картографическую грамотность
На примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы.
Воспитывать чувства ответственности в работе, уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Типовая характеристика каждого материка с учетом его географической специфики: Антарктида. Особенности географического положения материков. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы изучения материка.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов.
Антарктида , Антарктика , полярная область, полярная станция, айсберг
Планируемые результаты:
Личностные:
Метапредметные
Познавательные :
-выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами;
Регулятивные:
-ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников;
Коммуникативные
-расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;
- формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.
-осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере географической деятельности:
Умение
определять географическое положение Антарктиды и других географических объектов;
ориентироваться по карте, работать с контурной картой.
Организация образовательного пространства
Оборудование
Мультимедийный проектор, компьютеры на каждую группу, выход в интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru., Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/.
Ресурсы
Учебник географии, атлас по географии для 7 класса, физическая карта полушарий.
Электронный учебник для использования на уроке карты Антарктиды.
Изображения земной поверхности и их использование:
http://webmandry.com/docs/opisanie/pro-antarktidu-24.html
http://dokpro.net/tags/%C0%ED%F2%E0%F0%EA%F2%E8%E4%E0/
https://www.google.com/search?q=Антарктика+физическая+карта&hl=ru&authuser=0&tbm=isch&imgil=Ph1
Растительный и животный мир Антарктиды:
http://сезоны года.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B4%D1%8B.html
Презентация «Природа Антарктиды»
http://festival.1september.ru/articles/617954/
Образование айсберга
http://www.openclass.ru/node/346290
Межпредметные связи
Окружающий мир 1-4 класс.
Биология.
Информатика и ИКТ.
Математика.
Формы работы
Фронтальная (Ф).
В группе (П).
Индивидуальная (И).
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель:
Учитель:
настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности
сообщает тему урока
раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;
сообщает о значимости содержания урока.
Актуализация субъектного опыта обучающихся
Учитель:
Назовите и покажите по карте изученные материки?
К какой группе материков относят Африку, Австралию и Океанию, Южную Америку?
Назовите несколько главных особенностей каждого Южного материка.
Задание:
Чтобы определить, какой материк мы будем изучать сегодня, прослушайте тексты.
Текст1: «Представьте себе мир, в котором нет людей, нет птиц и животных. Мир в котором нет никаких звуков, кроме свиста ветра. Мир в котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой – льда и неба. Мир, в котором почти космический холод сочетается с острой нехваткой кислорода. Этот материк, лежащий в южной полярной области, почти целиком покрыт ледяным щитом»
Текст 2: «И лежит этот неведомый край снега и льда за южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежное сияние, сиреневые и розовые тона постели, холодные всполохи и полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега» (А.М.Гусев)
Учащиеся определяют, что это Антарктида, записывается тема в тетради учащихся и на доске
II этап
Учебно-познавательная деятельность
Цель
Обеспечить усвоение и закрепление терминов и понятий; умений определять географическое положение объектов на карте полушарий
Учитель:
Обращает внимание на эпиграф урока
Эпиграф к уроку: «БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ,
НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ»
Альфред Теннисон, поэма «Уллис», 18 век
Формулирует проблему урока: Сегодня на уроке нам предстоит узнать кто открыл Антарктиду, каковы особенности её географического положения, и какие отважные и смелые люди – полярники. И не случайно девизом нашего урока служат слова из поэмы Альфреда Теннисона «Уллис» – «Бороться и искать, найти и не сдаваться»
Вводное слово учителя
Мы начинаем изучать новый материк. Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой он погружён во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. Восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк самый высокий и холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. На материке отсутствует постоянное население. На данном материке содержится 80% пресной воды.
Учитель обращает внимание на план изучения нового материала на доске:
1.Географическое положение Антарктиды.
2.Рельеф Антарктиды.
3.Открытие Антарктиды.
4.Климат Антарктиды.
5. Растительный и животный мир Антарктиды
Класс делиться на 5 групп по 5 человек ( класса распределяется га группы так, чтобы были 1 лидер, 2 успешных ученика и 2 –«слабых».Лидер распределяет задания плана и «слабые» дети работают по пункту 5. Учитель контролирует распределение ролей, если работа в группах проводиться впервые).
Изучение нового материала
Учитель:
Объясняет алгоритм работы с ЭОР для реализации плана урока (проводит инструктаж). Оказывает помощь по поиску нужной информации.
Организует усвоение новых терминов и понятий в ходе познавательной деятельности обучающихся.
Разъясняет при необходимости сущность понятий, оказывает консультативную помощь.
Задание 1.
Откройте электронный ресурс:
https://www.google.com/search?q=Антарктика+физическая+карта&hl=ru&authuser=0&tbm=isch&imgil=Ph1
http://webmandry.com/docs/opisanie/pro-antarktidu-24.html
http://dokpro.net/tags/%C0%ED%F2%E0%F0%EA%F2%E8%E4%E0/
Изучите материалы электронного учебного модуля «Изображения земной поверхности и их использование » «Физическая карта Антарктиды», выпишите в тетрадь особенности ГП Антарктиды.
Образование айсберга
http://www.openclass.ru/node/346290
Задание 2.
Откройте электронный ресурс:
http://webmandry.com/docs/opisanie/pro-antarktidu-24.html
http://dokpro.net/tags/%C0%ED%F2%E0%F0%EA%F2%E8%E4%E0/
Опишите рельеф Антарктиды, географические объекты найти на карте и показать.
Задание 3. Открытие Антарктиды (портреты путешественников в презентации)
Откройте электронный ресурс :
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=%E0%ED%F2%E0%F0%EA%F2%E8%E4%E0&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&context=current&interface=catalog&class%
Путешествие Беллинсгаузена
http://www.youtube.com/watch?v=zvyJ1VSdEkg
Современные исследования:
«Русская Арктика «»21Века»
http://documentalfilms.ucoz.ru/load/vokrug_sveta/puteshestvija/russkaja_antarktida_xxi_vek/24-1-0-20767
Задание 4. Климат (используют предложенные изображения, текст учебника и ЭОР). Вам предстоит ответить на вопросы:
1.Почему Антарктиду называют «королевой холода»?
2.Почему Антарктида считается «землёй ветров»?
Записывают в тетрадях вывод о суровости климата и о необходимости защищать исследователей и оборудования от морозов и ветров.
Задание 5.
Работают самостоятельно обучающиеся («слабые»).
Растительный и животный мир Антарктиды:
http://сезоны года.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B4%D1%8B.html
Презентация «Природа Антарктиды»
http://festival.1september.ru/articles/617954/
Обучающиеся готовят выступление по одному из заданий (если класс хорошо подготовлен, то можно прослушать каждую группу и каждого обучающегося; можно прослушать одного, но лидер должен оценить работу каждого ученика и доказать оценки членов группы)
Учитель заслушивает ответы и систематизирует изученный учебный материал.
После проверки выполненного задания, учитель предлагает провести физкультминутку для снятия напряжения глаз (:вращение глазами по «восьмёрке»,) упражнения для рук (вращение кистями рук)
III этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель
Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы.
Задание 1. Блиц-опрос:
Знаете ли Вы?
средняя высота льда в Антарктиде (2 км)
во льдах содержится (80% ) пресной воды
полярники болеют (орной) болезнью
(Скороварка) – изобретение полярников
На материке находится Мировой полюс холода (-88,3*)
Антарктида- царство (пингвинов)
Все пути в Антарктиде ведут (на север).
Задание 2.
Укажите:
На контурной карте географические объекты (используют электронный ресурс) https://www.google.com/search?q=Антарктика+физическая+карта&hl=ru&authuser=0&tbm=isch&imgil=Ph1
Работа индивидуальная.
МОРЯ: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса ЗЕМЛИ: Уилкса, Виктории, Мэри Бэрд, Александра I, Королевы Мод ОСТРОВА: Юж. Шетландские, о.Скотта, Антарктический полуостров, Шельфовый ледник Росса, Южный полюс, Южный магнитный полюс.
Задание 3. Площадь =14млн.кв.км (Площадь континента составляет 12,4 млн. км² и 1,6 млн. км² составляют шельфовые ледники).
Практическая работа №1
Определите протяжённость материка по 90*-90* меридиану и по меридиану 0*-180* в градусах и километрах, если 1*=111км.
Учащиеся выполняют работу в тетрадях, один ученик у доски.
Решение
по 0*-180* 2. по 90*
90*-71*=19* 90*-66*=24*
90*-82*=8* 90*-73*=17*
19*-8*=27* 24*+17*=41*
27х111=2997км 41х111=4551км
Учитель:
Обобщает изученный материал темы.
Этап IV Диагностика качества освоения темы
Цель
Установить степень усвоения темы «Антарктида».
Учитель:
Предлагает выполнить тестовые задания и разъясняет алгоритм работы
Форма работы: И.
Задание 1. Выбери верные ответы:
Какой из океанов не омывает материк:
А. Тихий, Б. Сев. Ледовитый, В. Атлантический, Г. Индийский.
Антарктиду открыли:
А. М.П. Лазарев, Б. Дж. Кук, В. Ф.Ф.Беллинсгаузен, Г. Ф.Магеллан.
В каких полушариях лежит Антарктида:
А. Северное, Б. Южное, В. западное, Г. восточное.
Южная полярная область называется:
А. Арктика, Б. Антарктика.
Первым достиг Южного полюса:
А. Р.Скотт, Б. Р.Амудсен.
Задание 2.Установите соответствие :
1. Беллинсгаузен и Лазарев | вулкан в Антарктиде, самый южный действующий вулкан на Земле. Высота — 3794 м, расположен на Острове Росса |
2. Эребус | Южная полярная область с прилегающими к ней островами и южные части океанов до 50-60°ю.ш., |
3. Антарктика | В 1820 г. Материк был открыт русской экспедицией под командой |
4.США Россия Норвегия Никакому | Антарктида принадлежит государству: |
V этап . Рефлексивная деятельность
Цель
Развивать умения школьников:
Соотносить полученный результат с поставленной целью.
Оценивать результат своей деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика
Задание 1 (самоанализ).
Было ли тебе интересно на уроке?
Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?
Смог ли ты применить ранее полученные знания?
4. Какой бы отметкой ты оценил свою работу на уроке
Задание 2.
Синквейн:
Название
2 прилагательных
3 глагола
Предложение
существительное
Домашнее задание:
Повторить материал по учебнику - §48 Коринская В.А, Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобраоват. учеб. заведений. – 8-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 320с.
Индивидуальные задания:
«4» - сообщения о первооткрывателях и исследователях Антарктиды; сообщения и животных Антарктиды;
«5»- сочинение-рассуждение: «Почему Антарктиду называют материком мира, науки и сотрудничества?»
И мне хотелось бы закончить наш урок такими словами:
Антарктика моей мечты,
Моих несовершённых странствий,
Неповторимой красоты
Сплошного белого пространства.
Здесь вьётся чайка Джонатан,
Здесь звёзды Южного Креста,
Крестом божественной работы
Рисует карту Крузенштерн,
И звон сосульчатых антенн
В дорогу провожает Скотта.
Как колок и прозрачен лёд,
Так фантастически далёк
Нам этот мир…
Литература и сайты
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587 2. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты втрого поколения).
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/
4.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/
5.Атлас: География материков и океанов: 7 класс (с комплектом контурных карт), Роскартография, Омская картографическая фабрика, 2009. – 56 с.
Коринская В. А. Самостоятельные работы учащихся по географии материков: Книга для учителя. – М.: Просфещение, 1983. – 128 с.
Коринаская В.А, Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобраоват. учеб. заведений. – 8-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320с.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2006. – 288 с. – (В помощь школьному учителю)
Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: изд-во «Первое сентября», 2000. – 272 с