II. Фронтальный опрос. | Блиц-вопросы. Работа с классом. ……….- слова одной и той же части речи с противоположным значением. ……….-слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию (написанию), но совершенно разные по лексическому значению ………...- слова, употребляемые только жителями той или иной местности. ………...-слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. | Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. |
III. Введение в тему урока. | Создание проблемной ситуации. Стадия вызова: мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Работу можно проводить с использованием предметов старины (школьный музей). -как вы уже догадались, мы продолжаем свое путешествие по миру лексики. Я заглянула в наш школьный музей. И там я обнаружила много интересных вещей, с которыми хочу вас познакомить (серп, прялка, ухват, лапти). Вопросы: Какие предметы вам знакомы? Какие видите впервые? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (об устаревших словах). Как вы понимаете слово «устаревшие»? (старые, древние). Значение какого слова вам незнакомо? (обратиться к словарю) Определение темы урока. Запись числа и темы урока в тетрадь. – Задайте вопросы по теме урока. (Что такое устаревшие слова? Почему слова устаревают? Где встречаются устаревшие слова? и др.) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словарных статей толковых словарей. 2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). |
IV. Открытие новых знаний. | Изучение нового материала. Стадия осмысления содержания: систематизация. Знакомство с теоретическими сведениями. Работа с учебником. (стр.74-75) Чтение статьи, затем работа, дать определение историзмам и архаизмам. Беседа после чтения. Что объединяет историзмы и архаизмы? (исчезли из активной лексики) Чем отличаются друг от друга? (архаизмы имеют синонимы) Рисуем схему на доске. Работа с учебником. 1.Картинки на стр.74(дать определение с помощью толкового словаря, разделить по 2 слова каждому ученику. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). |
V. Развитие учебно-языковых умений. | Упр.136– развивается умение опознавать устаревшие слова, определять их вид, аргументировать свой выбор. Выполняется устно с комментированием (в случае необходимости учитель помогает объяснить значение слова). А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный. Встаньте прямо, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения. Вытяните выю, расправьте рамена,поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, вежды,ланиты, ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу. Работа с рисунком. Задание на интерактивной доске-развивается умение характеризовать и группировать устаревшие слова. Выполняется письменно по вариантам: I вариант историзмы, II – архаизмы. историзмы архаизмы кафтан око крепостной ветрило кольчуга рыбарь лапти уста бурлак зерцало Устно объясняется значение историзмов, подбираются современные синонимы к архаизмам. Учитель читает стихотворение. Р. Заславский. Они пришли издалека, И ты созвучью их доверься И знай: ланиты, око, перси – Не груди, глаз или щека. Слеза стекает по щеке, А слезы льются по ланитам... Повторов нет им в языке, Да жаль, оттенки позабыты. У них особый смысл и суть, Свое особое значенье. Мы лишь в высокие мгновенья На них дерзаем посягнуть... | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. Извлекать информацию из словарей разных типов. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
VI. Итог урока. | – Вспомните, какие вопросы вы задали в начале урока. – Какие вопросы вы можете задать в конце урока? Как вы думаете, они совпадут? – Задайте эти вопросы и ответьте на них. – Что нового узнали на уроке? Чему научились? – Какие трудности встретились? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности? – Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы. |