СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Плоды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Плоды"»

Урок : Плоды


Цели урока:

- сформировать представление о строении и типах плодов , способах их распространения;

- способствовать развитию умения находить необходимые сведения в тексте учебника,

работать с информацией и преобразовывать её , выделять главное, существенные

признаки понятий; осуществлять сравнение.

- содействовать воспитанию аккуратности и самостоятельности в работе, развитию навыка

коммуникативного общения.



Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, таблица «Плоды»,

коллекции плодов, инструктивные карточки с заданиями.


Ход урока.

I.Организационный момент Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

II. Целемотивационный этап. Актуализация знаний и умений учащихся

- Сегодня  у нас с вами интересная и вкусная тема урока.

А чтобы определить тему нашего урока, вы должны отгадать загадку:

Цветок всю ночь готовит мед,

Пчелу – сластену в гости ждёт.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу:

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу…

Пчела несёт её, и вот –

Цветок увял, и зреет……….(плод)

И так сегодня мы будем говорить о плодах.

Давайте вспомним материал предыдущих уроков - как плод образовался.

- Скажите, какие части цветка являются главными? (пестик, тычинки)

- Что  развивается в цветке из пестика? (плод)

- При каких условиях  это может произойти? (если пыльца с тычинкой попадет на

пестик)

- Как называется этот процесс? (опыление)

- А что происходит после опыления? (оплодотворение)

- Что такое оплодотворение? (слияние половых клеток)

- Почему у цветковых растений оно двойное? (участвуют два спермия)

- И что образуется в результате оплодотворения?

( из завязи – плод, из стенок завязи – околоплодник, а из семязачатка – семя)

- У каких растений образуются плоды? (только у цветковых)

Давайте определим основные задачи сегодняшнего урока. Что нам предстоит изучить?

- Что такое плод (понятие)

- Какое строение имеет плод.

- Какие бывают плоды ( классификацию). Примеры плодов.

- Значение, распространение плодов.

Ш. Изучение нового материала :

1) Вводная беседа. Вспомним, что же такое плод?

ПЛОД – это орган размножения цветковых растений, развивающийся из цветка и содержащий в себе семена. (образующийся из цветка после опыления и оплодотворения).

Сегодня на уроке мы будем работать по инструктивным карточкам . Подпишите их.

Давайте вспомним строение цветка и выполним задание 1 в этой инструктивной карточке

Плоды у растений, как и цветки, очень разнообразны как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. Но строение их одинаковое. В каждом плоде можно выделить две основные части: семена и околоплодник. Именно околоплодник определяет характерный облик плода.

2) Работа с учебником. Прочитайте §38 стр. 182, изучите таблицы 3 и 4 на стр.183-185, найдите : какие бывают плоды? (беседа)

- на какие типы и виды делят плоды по особенностям околоплодника?

- на какие группы делят плоды по количеству семян?

- на какие группы делят плоды по способу рассыпания ?

А теперь соберём всю информацию о плодах в одну схему и выполним задание 2 в инструктивной карточке


3) Групповая работа. ( 4 группы по 4 учащихся - по 3 плода каждой)

Разнообразие плодов очень велико. У каждого плода есть свои названия, давайте с ними познакомимся.

Группа собирается по значку в карточке ( это заменяет физкульминутку)

Каждая группа получает коллекции плодов, рисунки. Используя таблицы 3 и 4 §38 , стр. 183 -185, коллекции плодов, дать характеристики предложенным плодам , заполнить таблицу и представить результаты работы.


Название плода

Характеристика ( сухой или сочный; односемянный или многосемянный; вскрывающийся или невскрывающийся)

Растения , у которых встречается такой плод

Плоды для группы 1

Орех



Крылатка с.186



Яблоко



Плоды для группы 2

Коробочка



Тыквина



Жёлудь



Плоды для группы 3

Ягода



Стручок



Зерновка



Плоды для группы 4

Боб



Костянка



Семянка



Выступления представителей каждой команды : показывают выданные плоды (на таблице, в коллекции, рисунках) , называют их характерные черты и приводят примеры растений с такими плодами. Остальные учащиеся других команд заполняют соответствующие строки своей таблицы. (ответы д.б. краткими)


4) Вы всё обо всех плодах послушали, узнали все их характеристики, а теперь выполним задание 3 в инструктивной карточке


5)Как мы видим, плоды не только защищают семена , но и способствуют их распространению.

Прочитайте текст на странице 186-187, найдите , какие есть способы распространения плодов и семян ,найдите их приспособления к такому распространению. (беседа)

Животными и человеком – прицепки, крючочки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

Ветром – лёгкие, имеются крылышки, парашютики.

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

Водой – лёгкие, имеют воздушные камеры, плотные водонепроницаемые покровы


6) Выполняем задание 4 в инструктивной карточке


7)Прочитайте текст на стр. 96 и ответьте на вопрос : какое значение плодов в природе и в

жизни человека:

ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ

В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Защита семян Продукты питания

Расселение растений Корм домашним животным

Пища для животных Лекарство

Сырьё в промышленности


IV.Подведение итогов . Давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке :

- Что такое плод (понятие)

- Какое строение имеет плод.

- Какие бывают плоды ( классификацию). Примеры плодов.

- Значение, распространение плодов.


V. Д/з §38, подг. к лаб.работе ; составить 2 вопроса к классу по теме: Плоды.

Найти и оформить загадки о плодах (по желанию)



VI. Рефлексия Получили ли вы необходимую для вас информацию?

Остались ли вопросы, на которые вы хотите получить ответ?