СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Соцветия"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Соцветия"»

Урок : Соцветия. Практическая работа №5.»Типы простых и сложных соцветий»

Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с

разновидностями соцветий.

Задачи:

- познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое

значение в жизни растений.

- продолжить развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к

выполняемым функциям; продолжить развитие умений работать с рисунками и схемами, выявлять

сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.

- воспитывать организованность в работе, аккуратность работы в рабочих тетрадях и с гербариями

при выполнении практической работы .


Ход урока

1. Организационный момент.

- проверка готовности к уроку

- анализ выполнения лабораторной работы №9, выставление оценок

2. Проверка домашнего задания.

Рассказать о строении цветка и функциях его частей.

3. Усвоение новых знаний

1) Целеполагание

Сегодня у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте:

В некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве- государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней, чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?

- Что за царство-государство? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Кто гости заморские? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.)

Тема и задачи урока…….

2)Самостоятельная работа с текстом учебника §35.

Изучить материал, записать определение соцветия, рассмотреть группы соцветий.

Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без (сидячие). У сложного соцветия кроме главной оси есть боковые, цветки располагаются только на боковых осях.

3) Инструктаж по выполнению практической работы №5 «Типы простых и сложных соцветий».

Выполнение практической работы в рабочих тетрадях

4.Физкультминутка

5. Домашнее задание §35

6.Подведение итогов урока

7.Рефлексия: - что было сложным? Почему?



Практическая работа №5

Типы простых и сложных соцветий


Цель: изучить строение различных типов соцветий и установить их значение в жизни растений

Оборудование: гербарные или живые образцы разных растений с соцветиями (или фото)


Ход работы

1-6 баллов

1. Рассмотрите предложенные соцветия. Обратите внимание на особенности строения каждого

соцветия. Разделите все соцветия на простые и сложные.

2. Определите тип соцветия предложенных растений. Найдите в тексте параграфа характеристику

предложенных соцветий.

3. Результаты работы занесите в таблицу :


Тип соцветия

Характеристика

Примеры растений

Схема соцветий


























7-8 баллов. Сделайте вывод о том, что такое соцветие , какие бывают соцветия и какова роль

соцветий в жизни растений.


9-10 баллов .Ответьте на вопрос

1.Сравните строение и початка. В чём заключается сходство в их строении, а в чём – различие?

2.Почему у растений мелкие цветки чаще всего собраны в соцветия, а крупные располагаются

поодиночке?

К практической работе:


Ландыш Подорожник Антуриум Подсолнечник

Пшеница Сирень Клевер Рябина


Пшеница Укроп Ромашка Черемуха

Боярышник Примула Аир мятлик луговой