СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

. Разработка заданий и тестов для обучающей и итоговой оценки учащихся с учетом требований стандарта и программ по предмету

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«. Разработка заданий и тестов для обучающей и итоговой оценки учащихся с учетом требований стандарта и программ по предмету»



12. Разработка заданий и тестов для обучающей и итоговой оценки учащихся с учетом требований стандарта и программ по предмету





Все большее значение для проверки результатов обучения приобретают тесты — набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Основные требования, предъявляемые к тестам, это надежность, валидность и объективность. Надежность теста определяется постоянством, с которым тест измеряет то, что он должен измерить. Понятие надежности включает стабильность результатов, равноценность и внутреннее постоянство форм. Валидность многие психологи и педагоги понимают как действенность. Валидностью теста принято считать его пригодность для измерения уровня усвоения (качества) тех знаний, которые в тесте нужно измерить. Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя.

Применяемые тесты по форме ответов можно разделить на несколько групп: альтернативные (ответы "да" или "нет"), или тесты оценки правильности данного суждения; тесты множественного выбора, предполагающие выбор одного (нескольких) правильных ответов среди предложенных; тесты перекрестного выбора (на нахождение соответствия) рассчитаны на установление соответствия между элементами нескольких ответов к ним, записанных в произвольном порядке; тесты на дополнение или припоминание; тесты идентификации; тесты на установление соответствия и др.

Существует и иная классификация: тесты на проверку знания фактов, понятий и их признаков, причин явлений, теорий, законов; тесты на проверку умений выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний; тесты на проверку умения давать критическую оценку изученного; тесты на проверку умений оценивать явления общественной жизни и др.

Бесспорным преимуществом тестов является то, что они:

- обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения;

- дают возможность получения точной и объективной информации;

- обеспечивают равные условия проверки для всех обучаемых; — требуют минимальных затрат времени.

Тестовые задания должны соответствовать следующим правилам:

а) отражать содержание учебного материала;

б) соответствовать целям тестирования;

в) должны делиться по уровням сложности;

г) быть апробированными;

д) быть написанными на понятном для учащихся языке.

При использовании тестов в качестве контрольно-измерительных проверочных материалов учитель должен сознавать и их недостатки: повышается вероятность случайного выбора ответа, понижается внимание на оформление решения, теряется логика рассуждения, теряется информация о процессе выполнения отдельных заданий учащимися, повышается вероятность списывания или угадывания ответов. Поэтому тестовые задания не должны доминировать в проверочном контроле.

При оценивании знаний учитываются требования стандарта и программы, предусматривающие минимальный уровень знаний, достигнутый каждым учащимся. С учетом дифференцированного обучения необходим и повышенный уровень заданий для учащихся, интересующихся проблемами обществознания. Разработанная В. В. Фирсовым технология уровневой дифференциации обучения предусматривает органическую связь результатов учебного процесса с системой оценивания достижений школьников. Критерии более высоких уровней строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов. Предусматривается:

• тематический контроль;

• полнота проверки обязательного уровня подготовки;

• открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

• оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов);

• повышение оценки за достижения сверх базового уровня;

• "закрытие" пробелов (досдача, а не пересдача);

• кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).

При проведении зачетов предусматривается время для доработки, помощи учителя во время зачета. Учащимся даются "ключи" к проверочным заданиям, на каждого ведется лист учета и контроля, устанавливаются более высокие требования для учащихся, претендующих на высокую оценку (итоговый контроль по всему материалу).

Проверка знаний и умений будет более эффективной, если учителем соблюдаются методические условия:

• определение целей, функций проверки знаний, ее места в уроке;

• учет минимальных требований стандарта при разработке заданий-измерителей различной степени сложности для определения уровня сформированность знаний и умений, наличие банка заданий обязательного и повышенного уровня;

• определение способов диагностической деятельности, объективных показателей сформированность знаний и умений учащихся;

• отбор форм, видов, приемов проверки знаний и умений;

• создание условий для мотивации учения и деятельности;

• систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся;

• учет индивидуальных возможностей учащихся, дифференциация проверки знаний и умений, мотивация оценки;

• использование различных технологий проверки знаний и умений (индивидуальный, групповой, парный, межгрупповой, фронтально-коллективный опрос и пр.);

• планирование работы учителя по реализации различных видов контроля: текущего (урочного), тематического, итогового.

Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ. Кроме оценивания ответа ученика на уроке по четырехбалльной системе (2, 3, 4, 5) возможно применение различных нетрадиционных форм проверки, например, рейтинг знаний ученика по теме (разделу), включающий диагностические показатели сформированности знании и умении (например понимание термина, знание главных фактов, владение основными понятиями (определение понятий, раскрытие содержания понятия, выделение и характеристика его существенных признаков, установление логики взаимосвязей между понятиями, обобщение содержания некоторых понятий и выявление причинно-следственных связей и пр.)), владение теоретическими положениями, основами теорий (например, раскрытие их содержания, в том числе характеристика основных положений, доказательств, выводов, идей, выявление новизны, отличий от предыдущих теорий и пр.). Целесообразно и наличие рейтинга умений учащихся, в котором необходимо учитывать как общеучебные, так и специальные умения по предмету.

Система оценки достижения результатов освоения образовательной программы является частью системы оценки и управления качеством образования в образовательной организации и служит основой при разработке образовательной организацией собственного Положения об оценке образовательных достижений обучающихся.

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.

Внутренняя оценка включает:

• стартовую диагностику;

• текущую и тематическую оценку;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!