СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия по теме "Язык и речь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для преподавателей русского языка СУЗов

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по теме "Язык и речь"»

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал





Методическая разработка занятия по учебному предмету

«Русский язык»

по теме «Язык и речь»

Рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН

Протокол № ___

От ____________ 2017 г.



Преподаватель: Смахтина М.В.

Щигры



Пояснительная записка.



Данная методическая разработка предназначена для преподавателей учебного предмета «Русский язык» и студентов 1 курса специальности «Сестринское дело».

  1. Тема занятия «Язык и речь».


  1. Цель занятия: раскрыть связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества; определить значимость и предназначение языка; раскрыть взаимосвязь языка и речи, отражение культуры в языке; составить представление о видах речевой деятельности, речевой ситуации и ее компонентах.


  1. Задачи:

Образовательные: дать представление о новом понятии, выработать необходимые умения, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, активизировать познавательную активность.

Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения.

Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой.


  1. Используемые технологии, методы и приемы:

- интерактивные технологии,

- проблемное обучение,

- технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП),

- технология проведения дискуссий,

- беседа,

- ИКТ технологии.


  1. Результаты:

личностные:

- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

метапредметные:

- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, справочной литературы, для решения коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

предметные:

1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.

6. Внутридисциплинарные связи: Темы: «Русская лексика – происхождение и употребление», «Активный и пассивный словарный запас».


  1. Время проведения: 90 минут.


8. Литература:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования. – М: «Академия», 2013. – 384с.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.общеобразов. учрежд. – М., 2003-2009.












Этап

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формируемые УУД

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне







Синтаксическая разминка с использованием мультимедийной презентации

Выбор эффективного способа концентрации внимания. Мотивация деятельности. Подготовка студентов к самостоятельному формулированию темы.


Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания


Мотивация деятельности студентов на уроке, подготовка студентов к самостоятельному формулированию темы:

«Прочтите, пожалуйста, обе цитаты со слайда № 1.

Что объединяет эти высказывания о языке?»

«Как вы думаете, о чем мы будем сегодня беседовать?»


Приветствие. Самоконтроль готовности.












Возможные ответы:

«Язык — орудие труда, мышления. Он выделяет человека из мира животных. Предназначен для общения и выражения совокупности знаний при помощи речи».

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя.


Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем.


Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.



II.Актуализация знаний.


Привлечение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», с помощью подводящего диалога и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого студента














Актуализация знаний, появление темы, проблемы занятия.


«Давайте назовем тему нашего занятия. Попробуйте сделать это сами».





Проблема

- Подытожим, для чего же человеку нужен язык?

1. Язык позволяет людям думать. Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?».

2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком.

4. Язык позволяет людям радоваться его красоте


Объявление темы урока.

- Запишем тему.



Дают ответ

- Самая большая ценность народа - его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д. С. Лихачев)















Формулируют тему занятия. Высказывают свое мнение.

Возможные ответы:


Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.


Регулятивные: в диалоге с преподавателем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы группы, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.


Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.


Коммуникативные:

при необходимости отстаивают свою точку

III. Проблемное объяснение нового знания.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что язык






Использование фрагментов видеоурока (сайт Инфоурок) «Роль языка в жизни общества».























Решение проблемы происхождения языка.








Н а д о с к е записаны вопросы, которые облегчат восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа.

















Дается понятие речи как формы существования языка, определяя язык как систему, а речь как ее живое функционирование в обществе. Ребята приводят слова А.А.Реформатского: «Языком можно владеть, о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя слышать в прямом значении этого слова».

Когда мы говорим, мы пользуемся речью, именно в речи языковые модели наполняются конкретным словесным материалом.

Побуждающий диалог - беседа о языке.

– Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? На Земле насчитывается белее 2 тысяч языков. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли.

К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал: «Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки́ за собой повести. – Как вы понимаете эти слова? – А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке:

«Человеческое слово стрелы острее». «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает». «На великое дело – великое слово». «Язык мал, а великим делом ворочает». «Хорошую речь хорошо и слушать». «Ласковое слово и кость ломит».


- А вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык? Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят группы студентов, которые самостоятельно находили информацию о языке и речи.




















Слушают, работают с учебником. Сопоставляют. Делают выводы.




















2–3 пословицы записываются в тетради.

Приводят примеры, раскрывают смысл пословиц.








Дают ответы, выдвигают гипотезы.







Выступают студенты с групповыми индивидуальными заданиями:

1 группа готовила сообщение о значении языка в жизни общества.

После сообщения ребята предлагают  кратко записать в тетрадях функции языка в обществе.

2 группа – о русском языке в современном мире.

После сообщений обучающимся предлагается записать в рабочие тетради признаки русского языка как мирового.

3 группа – о русском языке как части национальной культуры русского народа.

Предлагается записать высказывание Н.В.Гоголя о языке («Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто , крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи») всеми возможными способами цитирования (как прямую речь, как косвенную речь, с вводными словами)

4 группа – о соотношении языка и речи.


Личностные:

принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.


Регулятивные:

в диалоге с преподавателем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы группы, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.


Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов

IV. Первичное закрепление.

Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Адресует студентам слова Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит».

- Объясните, как вы понимаете фразу.

В о п р о с ы :

1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам.

2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором?

3. Каковы условия происхождения языка?



Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы.



Делятся мнением о выводах, которые они для себя сделали на сегодняшнем занятии.



Личностные УУД:

самоопределение,

смыслообразования.


Познавательные УУД:

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных),

выдвижение гипотез и их обоснование,

построение логической цепи рассуждений.


Коммуникативные УУД:

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

понимание возможности различных позиций и точек зрения


V. Рефлексия.


Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Оценивается работа групп.

Благодарит студентов за работу и делает вывод о том, что главной задачей курса языка является сближение изучения языка и обучения навыкам культурной речи.

Представители групп выступают с замечаниями о самых интересных сообщениях, познавательных материалах.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка


Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Подробный инструктаж по выполнению домашней работы

Дает домашнее задание с учетом деятельности обучающихся на занятии: базовый уровень - параграф 1, учить теорию, упр. 7 в рабочей тетради; Повышенный уровень: упр. 8. Проектное задание, работа в группе

Студенты внимательно слушают и записывают домашнее задание, задают вопросы

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.


Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу























Приложение.

Синтаксическая разминка


Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис)


Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления. (А. Н. Толстой)