Областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»
Щигровский филиал
Методическая разработка занятия по учебному предмету
«Русский язык»
по теме «Язык и речь»
Рассмотрена и утверждена
на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН
Протокол № ___
От ____________ 2017 г.
Преподаватель: Смахтина М.В.
Щигры
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей учебного предмета «Русский язык» и студентов 1 курса специальности «Сестринское дело».
Тема занятия «Язык и речь».
Цель занятия: раскрыть связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества; определить значимость и предназначение языка; раскрыть взаимосвязь языка и речи, отражение культуры в языке; составить представление о видах речевой деятельности, речевой ситуации и ее компонентах.
Задачи:
Образовательные: дать представление о новом понятии, выработать необходимые умения, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, активизировать познавательную активность.
Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой.
Используемые технологии, методы и приемы:
- интерактивные технологии,
- проблемное обучение,
- технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП),
- технология проведения дискуссий,
- беседа,
- ИКТ технологии.
Результаты:
личностные:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, справочной литературы, для решения коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
предметные:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.
6. Внутридисциплинарные связи: Темы: «Русская лексика – происхождение и употребление», «Активный и пассивный словарный запас».
Время проведения: 90 минут.
8. Литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования. – М: «Академия», 2013. – 384с.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл.общеобразов. учрежд. – М., 2003-2009.
Этап | Содержание | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Формируемые УУД |
Организационный момент | Мотивация к учебной деятельности, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне Синтаксическая разминка с использованием мультимедийной презентации Выбор эффективного способа концентрации внимания. Мотивация деятельности. Подготовка студентов к самостоятельному формулированию темы. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания Мотивация деятельности студентов на уроке, подготовка студентов к самостоятельному формулированию темы: «Прочтите, пожалуйста, обе цитаты со слайда № 1. Что объединяет эти высказывания о языке?» «Как вы думаете, о чем мы будем сегодня беседовать?» | Приветствие. Самоконтроль готовности. Возможные ответы: «Язык — орудие труда, мышления. Он выделяет человека из мира животных. Предназначен для общения и выражения совокупности знаний при помощи речи». | Личностные УУД: формирование эмоционального настроя. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала. |
II.Актуализация знаний. | Привлечение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», с помощью подводящего диалога и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого студента
Актуализация знаний, появление темы, проблемы занятия. «Давайте назовем тему нашего занятия. Попробуйте сделать это сами». | Проблема - Подытожим, для чего же человеку нужен язык? 1. Язык позволяет людям думать. Без языка, без слов, без предложений думать нельзя. «А как же скажете вы, - немые? Разве они не думают?». 2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу. 3. Язык позволяет людям жить в обществе, только в обществе люди овладевают языком. 4. Язык позволяет людям радоваться его красоте Объявление темы урока. - Запишем тему. | Дают ответ - Самая большая ценность народа - его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает. (Д. С. Лихачев) Формулируют тему занятия. Высказывают свое мнение. Возможные ответы: | Личностные: приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с преподавателем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы группы, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку |
III. Проблемное объяснение нового знания. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что язык Использование фрагментов видеоурока (сайт Инфоурок) «Роль языка в жизни общества». Решение проблемы происхождения языка. Н а д о с к е записаны вопросы, которые облегчат восприятие материала сообщений и помогут следить за содержанием и последовательностью изложения для последующей краткой информации или пересказа. Дается понятие речи как формы существования языка, определяя язык как систему, а речь как ее живое функционирование в обществе. Ребята приводят слова А.А.Реформатского: «Языком можно владеть, о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя слышать в прямом значении этого слова». Когда мы говорим, мы пользуемся речью, именно в речи языковые модели наполняются конкретным словесным материалом. | Побуждающий диалог - беседа о языке. – Народы мира говорят на сотнях языков. Какие языки вам известны? На Земле насчитывается белее 2 тысяч языков. На 40 наиболее распространённых языках разговаривает примерно 2/3 населения Земли. К слову нужно относиться бережно. Поэт В. Шефнер писал: «Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки́ за собой повести. – Как вы понимаете эти слова? – А вот как выразил эту мысль народ в пословицах и поговорках о языке: «Человеческое слово стрелы острее». «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает». «На великое дело – великое слово». «Язык мал, а великим делом ворочает». «Хорошую речь хорошо и слушать». «Ласковое слово и кость ломит». - А вы когда-нибудь задумывались о том, как возник язык? Более полную и систематизированную информацию по проблеме происхождения языка нам представят группы студентов, которые самостоятельно находили информацию о языке и речи. | Слушают, работают с учебником. Сопоставляют. Делают выводы. 2–3 пословицы записываются в тетради. Приводят примеры, раскрывают смысл пословиц. Дают ответы, выдвигают гипотезы. Выступают студенты с групповыми индивидуальными заданиями: 1 группа готовила сообщение о значении языка в жизни общества. После сообщения ребята предлагают кратко записать в тетрадях функции языка в обществе. 2 группа – о русском языке в современном мире. После сообщений обучающимся предлагается записать в рабочие тетради признаки русского языка как мирового. 3 группа – о русском языке как части национальной культуры русского народа. Предлагается записать высказывание Н.В.Гоголя о языке («Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто , крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название драгоценнее самой вещи») всеми возможными способами цитирования (как прямую речь, как косвенную речь, с вводными словами) 4 группа – о соотношении языка и речи. | Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с преподавателем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы группы, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов |
IV. Первичное закрепление. | Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Адресует студентам слова Л. В. Щербы: «Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит». - Объясните, как вы понимаете фразу. В о п р о с ы : 1. Гипотезы происхождения человеческого языка, известные вам. 2. Почему теория общественного происхождения языка получила наибольшее признание? Кто является ее автором? 3. Каковы условия происхождения языка? | Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы. Делятся мнением о выводах, которые они для себя сделали на сегодняшнем занятии. | Личностные УУД: самоопределение, смыслообразования. Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, понимание возможности различных позиций и точек зрения |
V. Рефлексия. | Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. Оценивается работа групп. | Благодарит студентов за работу и делает вывод о том, что главной задачей курса языка является сближение изучения языка и обучения навыкам культурной речи. | Представители групп выступают с замечаниями о самых интересных сообщениях, познавательных материалах. | Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Подробный инструктаж по выполнению домашней работы | Дает домашнее задание с учетом деятельности обучающихся на занятии: базовый уровень - параграф 1, учить теорию, упр. 7 в рабочей тетради; Повышенный уровень: упр. 8. Проектное задание, работа в группе | Студенты внимательно слушают и записывают домашнее задание, задают вопросы | Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу |
Приложение.
Синтаксическая разминка
Язык — первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его. (А. Генис)
Язык — это след гигантского производительного труда человеческого общества. Это отложенные кристаллы мириадов трудовых движений, жестов и вызванной ими духовной энергии. Все сложные движения, рожденные в глубинах нашего существа, получают форму в языковом определении. Язык — это орудие мышления. (А. Н. Толстой)