Урок русского языка в 6 классе «Прилагательное»
Тема урока: Разряды имен прилагательных по значению.
Цель: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями.
Развивающая: продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку.
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, карточки, таблицы.
Структура урока
Ход урока
I. Мобилизация внимания учащихся
Учитель: Нам предстоит знакомство с новой, очень важной для вас темой. Настраиваемся на серьёзную, активную работу.
2. Повторение пройденного материала.
Задания по группам
1 группа: Выбери правильные значения, относящиеся к имени прилагательному
Действие; сколько; подлежащее; признак предмета; падеж; склонение; обстоятельство; род; число; падеж; предмет; определение; время; наклонение; возвратность; какой? чей?
2 группа: Составьте паспорт имени прилагательного.
Имя прилагательное – это…………….., обозначает ……………., отвечает на вопросы…………... Морфологические признаки прилагательного:……………….., и зависят они от………………….. В предложении прилагательное является чаще всего………….
Определите разряды прилагательных
1.Все мерещится поле с гречихою, в маленьком доме сирень на окне.
2.Милое детство мое вспоминается.
3.Перед нами простирались Кавказские горы.
4.Мамины руки помнятся мне.
5.Меня манит к себе глубокое озеро Байкал.
6.Ее привезли издалека в края, где шумят ковыли, как долго она привыкала к огню волгоградской земли.
7.Меня покорил честный поступок моего товарища.
8.Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
9.Я помню отцово наставленье.
10.В роще соловьиной мы вспоминали с грустью лето.
- Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны “вынести” из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)
3. Сообщение темы урока. Обозначение цели урока.
Слайд № 1. Сегодня, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению.
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
4. Изучение нового материала.
(На столах у учеников шаблоны таблиц. При объяснении материала дети заполняют её.)
Слайд №2. Прилагательные имеют три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Можете ли вы предположить, почему так названы разряды прилагательных?
- Как же мы будем их распознавать? У каждого разряда есть свои отличительные особенности.
Слайд №3. Начнем заполнять таблицу.
Слайд №4. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.
Слайд №5. Например, красное яблоко. Другое яблоко более красное.
Слайд №6. Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.
Слайд №7. Кукла красива – эта кукла красивее – а эта кукла красивейшая.
Слайд №8. Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.
Слайд №9. Высокий – высок, красивый – красив, добрый – добр.
Слайд №10. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.
Слайд №11. Например, большая кружка – очень большая кружка – слишком большая кружка.
Слайд №12. Относительные прилагательные обозначают признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.
Слайд №13. Деревянная ложка. Другая ложка тоже будет ДЕРЕВЯННАЯ, но не ДЕРЕВЯННее.
Слайд №14. Относительные прилагательные могут указывать на материал. Глиняный кувшин. Кувшин слеплен из глины.
Слайд №15. Относительные прилагательные могут указывать на время. Осенний день. Мы видим на фото один из дней осени.
Слайд №16. Относительные прилагательные могут указывать место. Домашнее животное. Кошка живёт в доме.
Слайд №17. Относительные прилагательные могут указывать на действие. Беговая дорожка. Дорожка предназначена для бега.
Слайд №18. Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? Могут указывать на принадлежность предмета человеку или животному.
Слайд №19. Яйцо ЧЬЁ? КУРИНОЕ яйцо.
Слайд №20. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ин- (-ын-), -нин, -ий, -ов, -ев, -ск. Например, папина шляпа, заячий след.
Слайд №21. Давайте, ребята, сравним ваши заполненные таблички с моей.
Качественное прилагательное: Хорошо, слушайте. Каких только прилагательных ты не найдешь среди нас! Маленькие и большие, хорошие и плохие, красивые и не очень, холодные и горячие. И каждый стремиться победить соперника, поэтому они постоянно сравнивают свои качества: у кого больше, у кого меньше. Мир качественных прилагательных, таких непохожих и ярких, разделен на 2 полюса. Жители этих полюсов – вечные соперники. Но мир качественных прилагательных безбрежен, он постоянно расширяется. Их количество растет. Растет и переходит в качество. И это понятно – кому же не хочется стать лучше, качественнее.
Что же тогда говорить об относительных и притяжательных? Получается, что они некачественные? Кто захочет с ними знаться?
Относительное прилагательное: А мы вторая группа или разряд – относительные прилагательные. Мы обозначаем… Ребята, а что мы обозначаем, вы знаете?
Да, мы обозначаем материал, из которого сделан предмет или указываем на признак предмета по месту: йошкаролинская улица. Может ли улица быть более йошкаролинской? А менее? У нас есть еще прилагательные, указывающие на признак по времени его существования: утренний кофе. Или по значению предмета: детская площадка или по весу: килограммовая посылка.
5. Закрепление.
1) Определи разряд прилагательных.
Слайд № 22-33. Давайте, ребята, вместе определим разряд прилагательного. Один ученик читает словосочетание, другой отвечает, рассуждая.
Садовое яблоко, вкусный торт, волчья пасть, удобное кресло, бабушкины тапочки, железная дорога.
2) Физминутка.
Для предупреждения зрительного утомления использован комплекс упражнений Аветисова Э.С.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклониться вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
3) Кроссворд.
- Ребята, перед вами кроссворд. Давайте попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные?
Слайд №34.
Слайд № 35. Находящийся в состоянии покоя. (Спокойный)
Слайд № 36. Существующий с давнего времени. (Старый)
Слайд № 37. Совершенно верный ответ. (Точный)
Слайд № 38. Любящий безделье. (Ленивый)
Слайд № 39. Не знающий страха. (Смелый)
Слайд № 40. Доставляющий удовольствие. (Приятный)
Слайд № 41. Сохраняющийся на очень долгое время. (Вечный)
Слайд № 42. Полный злобы. (Злой)
Пирог из яблок (Яблочный)
- Ребята, а будет ли прилагательное ЯБЛОЧНЫЙ качественным? Почему? Как мы будем рассуждать, определяя разряд относительных прилагательных? (Отвечают)
4) Работа с текстом.
- Запишите текст, вставляя вместо точек относительные прилагательные. Укажите значение прилагательных. (Время, место, материал и т.д.)
В (летние) дни хорошо бродить в (березовой) роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет (лесными) грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются (солнечные) лучи. Хорошо лежать в (цветочной) поляне, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.
5) Исключи лишнее.
- Среди пар картинок выберите ту, к которой можно было бы применить данное сочетание слов как притяжательное прилаг.+сущ.
- Ребята, при поиске притяжательного прилагательного как вы будете рассуждать? Что означают данные сочетания слов в другом варианте?
Слайд № 43-48. Крокодиловы слёзы, анютины глазки, воронье гнездо, мышиные глазки, волчий аппетит, конский хвост.
Выражение "крокодиловы слезы" означает лицемерное сожаление, лживость, обман. Оно применимо к людям, притворяющимися огорченными несчастьями тех, кому готовят уж если не погибель, то основательную гадость. Возникло сие выражение в связи с древним поверьем, что у крокодила перед сытным обедом текут слезы, коими он оплакивает грядущую кончину невинно съедаемой жертвы. По другой версии, крокодил жалобным плачем зазывает жертву, после чего хватает ее и пожирает. Еще считалось, что рыдать крокодил начинал уже под конец обеда, когда от жертвы оставалась лишь голова. Так или иначе, крокодил был символом вероломства, хитрости и коварства. Крокодилий плач оказался чисто физиологическим процессом – таким образом животное избавляется от избытка соли в организме, только и всего.
Воронье гнездо – волосы у человека торчат в разные стороны, объем не держится.
Волчий аппетит – поедание человеком необычайно больших количеств пищевых продуктов.
Анютины глазки – цветы.
Мышиные глазки – очень маленькие глаза, как у мыши.
Конский хвост – причёска, волосы завязаны в хвост. Хвост похож на конский.
6. Вернемся к нашему заданию. Сможем мы теперь с ним справиться?
7.Итог урока.
- С какими разрядами по значению мы познакомились сегодня на уроке?
- Соответствуют ли названия значениям прилагательных?
- Что обозначает каждый разряд прилагательных?
- Молодцы! Все, кто работал на уроке, получили оценки.
7. Задание на дом.
- Сравните таблицу, которую заполнили на уроке с теоретическим материалом § 50-52. Слайд № 49. Придумайте прилагательные и расселите их по квартирам-столбикам в тетради.
- Попробуйте догадаться, в какой домик нужно поселить качественные прилагательные? Относительные и притяжательные? Почему?