СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

Просмотр содержимого документа
«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Тема урока: « Род несклоняемых имен существительных».

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи, уметь определять род несклоняемых имен существительных

Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.

Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка

Планируемые результаты:

Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.

Метапредметные:

Познавательные: содействовать развитию умений выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей.

Регулятивные: формирование умений ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий

Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи обучающихся, формировать умение слушать и вступать в диалог, учиться обсуждать, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыком выступления перед классом.

Предметные:

Выявить морфологические особенности несклоняемых существительных, научиться применять их на письме.

Ход урока.

  1. Орг.момент. Приветствие.

Быть должны всегда в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Все, что надо, - под рукой!»

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно!

Пишем аккуратненько!

Слушаем внимательно!

Проверка домашней работы. Упр. 268

  1. Актуализация знаний.

Игра «Четвертое лишнее». Вспоминаем постоянные признаки имени сущ-го.

  1. Осень, человек, весна, парта (одушевленность, неодушевленность)

  2. Мама, юноша, дочь, сестра (род)

  3. Лес, цветок, поле, река (склонение)

  4. Море, кофе, окно, поле (несклоняемое)

Значит, какую тему мы с вами продолжаем изучать? несклоняемые сущ-е.

  1. Постановка учебных целей и задач.

Открыли рабочие тетради, книги пока закрыты, пишем число, классная работа, дя темы оставляем одну строчку.

(Дети  работают в группах, по 2 ученика)

- Перед  вами  слова:

     шоссе    такси  алоэ   шимпанзе  какаду  кенгуру  леди

    мадам  мисс  Батуми   Миссисипи  Капри

Разделите  эти  слова  на  группы.  Подумайте:  по  каким  критериям  вы  разделите   эти  слова.

-Сколько  групп  у  вас  получилось?  По  каким  критериям  вы  их  разделили?  

- Какие  слова  вошли  в   первую  группу?  (Неодушевлённые  предметы)

Какие  слова  вошли  во  вторую  группу?  (Слова,  обозначающие  животных,  птиц)

Какие  слова  вошли  в  третью  группу?(Слова,  обозначающие  лиц  женского  рода

Какие  слова  вошли  в  четвёртую  группу? Город Батуми в Грузии, Миссисипи река в США, Капри остров в Средиземном море. Географические  наименования:  названия  городов,  рек,  островов  и  т.  д.)

Как  вы  думаете:  если  у  несклоняемых  существительных  по  внешней  форме  род   определить  нельзя,  то  какой  в  данном  случае  может  быть  показатель  рода? ( Одушевлённость- неодушевлённость,  обозначение  лиц  женского- мужского  рода,  грамматический  род  нарицательного  существительного,  обозначающего  родовое  понятие,  т.е.  по  роду  слов  город,  река,  озеро)

Работа по учебнику. Стр.93-94.

(Материал для ознакомления)

Как правильно сказать?

Красивый пони? Красивая пони? Красивое пони?

-Подумайте, чтобы узнать правильный ответ, что нужно определить? (род)

- Какую тему мы с вами сегодня будем проходить? (Род несклоняемых имен существительных)

Цели. Чему мы должны научиться на уроке? (определять род несклоняемых существительных, еще какие слова входят в несклоняемые сущ-е).
- Открыли учебники с. 143-144, прочитаем теоретический материал.
- Что нового узнали? Как определяем род несклоняемых сущ-х?

4. Усвоение новых знаний.

Подберите  к  данным  именам  существительным  прилагательные.  

Какой  алгоритм  работы  мы  составим?  (Определяем,  какое  это  существительное:  одушевлённое  или  неодушевлённое,  обозначает  лиц  женского  или  мужского  пола,  а если  это  имя  собственное,  то  определяем, к  какому  грамматическому  роду  нарицательного  существительного  принадлежит).   Обозначьте  окончания  прилагательных.

Примеры  словосочетаний:   прямое  шоссе,  маршрутное  такси,  целебное  алоэ,  весёлый  шимпанзе,  красивый  какаду,  молодой  кенгуру,  почтенная  леди,  строгая  мадам,  скромная  мисс,  солнечный  Батуми,  широкая  Миссисипи,  живописный  Капри.


  1. Физминутка.

1.Встали прямо, прогибаемся, одна рука наверху, другая внизу, руки за спину, делаем ручками замок. Если вы смогли достать, то у вас с осанкой, с позвоночником нет никаких проблем, а если не достаете нужно заниаться каждый день, сидеть и ходить прямо!

2. Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Глубоко вдохнули и выдохнули. Дышим правильно. Сели тихонечко.


Словарная работа (стр. 141, 143)

6.Первичное закрепление.

Чтение правила из учебника стр. 144.
- А теперь посмотрим на слайд. Найдем в этих предложениях несклоняемые сущ-ные, поставим глагол в нужную форму, определив род сущ-го.
Фламинго опустил.. голову. (птица – опустил)
Мадам сел.. в трамвай. (жен.пол –села)
Пальто был.. серым. (неодушев. Ср.р. было)
Бурн.. Алазани вышл.. из берегов. Родовое понятие – река вышла)
МИД уполномочен.. заявить. (Министерство иностранных дел, из начальных звуков или букв образовано? Из начальных звуков – так как это слово оканчивается на согласную, то это слово муж.рода).

-  (Устно) К  данным несклоняемым   существительным  подберите  существительные,  обозначающие  родовое  понятие,  определите  род  несклоняемых  существительных:  кольраби (капуста- ж. р.),  салями  (колбаса- ж. р.),  инкогнито  (лицо – ср. р.),  Мали  ( государство – ср. р.  или  страна – ж. р.),  авеню  (улица – ж. р.) денди  ( модный  мужчина – м. р.),  Баку( город- м. р.),Конго ( река – ж. р.),Онтарио ( озеро- ср. р.), «Юманите» ( газета – ж. р.)

Обратите  внимание:  такие  слова,  как  салями,  кольраби  и  авеню  обозначают  неодушевлённые  предметы,  но  являются  исключением,  их  род  обозначается  по  родовому  понятию.

- Запишите  ещё  несколько  слов – исключений:  

Кофе ( м. р.),  пенальти (штрафной удар м. р.),  хинди (  язык-м. р.),  тюль ( м. р.).

р.).  В  данной  группе  мужской  род  обозначается  безотносительно  к  полу  животного,  но  если  контекст  указывает  на  самку,  то  соответствующие  слова  употребляются  в  форме  женского  рода.  Составьте  предложения,  употребив  слова  кенгуру  и  шимпанзе  в  форме  ж. р.  ( Пример:  кенгуру  несла  в  сумке  кенгурёнка,  шимпанзе  кормила  детёныша)


7.Закрепление изученной темы.

1. А) Орфоэпическая минутка.

Произнесите правильно следующие слова: парикмахер, маэстро, кафе, шоссе, радио, купе, купейный.

Пари[к]махер, ма[э]стро, ка[фэ], шо[сэ], ради[о], ку[пэ], но ку[п’э]йный.

2. Тест.

Вариант 1
1.У какой писательницы не склоняются и имя, и фамилия?
А) Астрид Линдгрен
Б) Мариетта Шагинян
В) Агата Кристи
Г) Агния Барто
2.В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) метро, кенгуру
Б) пальто, кашпо
В) шоссе, окно
Г) шимпанзе, кафе
3.В каком ряду оба существительных относятся к среднему роду?
А) метро, фрау
Б) стремя, шоссе
В) кофе, торнадо
Г) такси, Баку
4.Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное. Определить род. Подобрать прилагательное подходящее по смыслу.
С небес
Африканское солнце печет
Река под названием Конго
Течет.

Вариант 2.
1.У какого писателя склоняются и имя, и фамилия?

А) Владимир Короленко
Б) Жюль Верн
В) Александр Дюма
Г) Даниэль Дефо
2. В каком ряду одно существительное не относится к несклоняемым?
А) такси, пальто
Б) стекло, колибри
В) шоссе, кафе
Г) какаду, шимпанзе.
3. В каком ряду оба существительных относятся к мужскому роду?
А) кино, такси
Б) тире, Конго
В) шимпанзе, какао
Г) Сочи, юноша

4.Из данного предложения выписать несклоняемое имя существительное. Определить род. Подобрать прилагательное подходящее по смыслу.
Фламинго чистит перья поутру…

Взаимопроверка. Ошибки обсуждать.

Ответы:

1 вариант


2 вариант

1.а

2.в

3.б

4. Конго (река) –ж.р.

Полноводная Конго.


1.б

2.б

3.г

4. Фламинго (птица) –м.р.

Розовый Фламинго.


8.Итог урока.

- Итак, как определить род несклоняемых существительных? (Определяем,  какое  это  существительное:  одушевлённое  или  неодушевлённое,  обозначает  лиц  женского  или  мужского  пола,  а если  это  имя  собственное,  то  определяем, к  какому  грамматическому  роду  нарицательного  существительного  принадлежит).

9. Рефлексия.

Ребята, как вы думаете, где вы можете найти применение изученной нами сегодняшней темы в жизни?

Чистописание. Обведите самое красиво аккуратно написанное слово.

10. Моя оценка за урок

1.В группе я работал активно\пассивно

В паре я работал активно/ пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен\недоволен
3.Материал урока мне был понятен\не понятен, полезен\не полезен, интересен\не интересен

11. Домашнее задание.

1.Параграфы 47,48 повторить.

2.Упражнение 272, 273.

3. По выбору: написать мини-сочинение с несклоняемыми существительными. (тема свободная).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!