МКОУ "Султанянгиюртовская СОШ им.Ю.Акаева"
Конспект урока
на тему:
"Разряды имён прилагательных"
6 класс
Бековой И.А.
2018 год.
Тема урока: Разряды имён прилагательных
Цели:
обучающие:
-
закрепить изученный материал о разрядах имен прилагательных;
-
знать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных;
-
отрабатывать умение определять разряды;
-
уметь обосновывать свое мнение;
-
развивающаие:
-
развитие творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи;
-
развивать память школьников, наблюдательность, познавательный интерес к предмету;
-
развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал;
-
делать выводы;
-
воспитывающие:
-
учить находить что-то новое, интересное, увлекательное в каждой теме;
воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе.
-
Тип урока: закрепление материала с использованием полученных ранее умений и навыков. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
-
Форма урока: практическое закрепление материала.
-
Методы: словесный и опережающий, метод творческой организации.
-
Оборудование:
-
Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
2. Метапредметные:
Познавательные:
-
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
-
извлекать информацию из различных источников;
-
давать определения понятиям;
-
объяснять языковые явления;
-
строить рассуждение;
-
приводить примеры в качестве доказательства;
-
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
-
определять и формулировать цель деятельности;
-
составлять план действий, работать по плану;
-
прогнозировать, корректировать свою деятельность;
-
выдвигать версии рещений;
-
анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные:
-
уметь сострудничать в парах;
-
учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
-
высказывать и отстаивать свою точку зрения;
-
договариваться,задавать вопросы по теме;
-
выступать перед аудиторией.
3. Личностные:
-
выражать положительное, осознанное отношение к учению;
-
оценивать собственную учебную деятельность;
-
применять правила сотрудничества в группе.
1. Мотивация:
- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю всем вам.
2. Актуализация знаний.
1) В начале урока, я приглашаю вас на экзамен, на котором молодой человек, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.Посмотрите небольшую сценку из комедии Фонвизина «Недоросль»
В роли Митрофана – Никитин Данил, в роли учителя Правдина Ваньков Кирилл.
Митрофан: Вот, грамматика.
Правдин: (экзаменующий). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Правдин). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное? (Нет)
А вот мне, ребята. Хочется проверить, все ли вы знаете об имени прилагательном, не путаете ли вы с существительным. Нет ли среди вас Митрофанушек.
2. Проверка домашнего задания
На каждой парте лежит конверт. Повторение имени прилагательного. Учащиеся должны собрать определение.
-
Общее грамматическое значение
-
Морфологические признаки
-
Синтаксическая роль в предложении.
-
Вывод (Слайд 1)
3. Постановка учебной задачи
зеленый лесной мамин
огромный зимний олений
вежливый ледяной отцов
( цвет, размер, качества человека)
(место, время, материал)
(принадлежность предмета кому-либо)
( они делятся по значению на 3 группы)
(Разряды имен прилагательных)
Слайд 3 (тема урока)
Дети записывают дату и тему урока.
Задачи: научиться определять разряд прилагательных (слайд 4)
-
Построение проекта выхода из затруднений. Проблемная ситуация.
Для того чтобы узнать, по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с вами выполним исследовательскую работу. Работаем по рядам. Не забыли, как надо работать в группе?
( тихо, не мешая другим, потому что
каждый отвечает за всю группу)
Слайд 5. Но прежде познакомимся с текстом, над которым вы будете работать. Чтение текста
Верх-Иньва - большое село. Оно очень красивое. Дома в основном деревянные, но есть и каменные. Почти в центре села возвышается двухэтажное здание нашей любимой школы.
Красиво наше село во все времена года. Весной разливается наша река Иньва, становится широкой-широкой. А зимой на полях, в лесу можно увидеть заячьи, лисьи, волчьи следы.
Летом Верх-Иньва радует нас своей зеленью. На лугах пестреют разные цветы: белые ромашки, голубые васильки, желтые купальницы.
Золотая осень дарит нам свою прелесть, хотя в осенние дни чаще всего погода ненастная.
Деревенская жизнь трудна, но именно в селе чувствуется близость людей к природе.
Сформулируйте тему и основную мысль текста.
Каждая группа получает задание.
1 группа.
1.Выпишите из текста прилагательные, имеющие лексическое значение цвета, размера, обозначающие различные качества характера, одним словом, имеющие значение качества.
2. Попробуйте поставить их в краткой форме.
3. Подберите антонимы.
4. Образуйте сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.
5.Употребите со словом очень.
6. Образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
7.На основании данных заданий, сделайте вывод:
Как можно назвать эту группу прилагательных?
Какие особенности у них?
-
группа
1.Выпишите из текста прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет, время, место, действие, одним словом, прилагательные, обозначающие признак предмета через отношение к другим предметам.
2.Попробуйте:Поставить их в краткой форме.
3. Подобрать антонимы.
4.Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.
5. Употребить со словом очень.
6. Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
7. На основании данных заданий, сделайте вывод:
Как можно назвать эту группу прилагательных?
Какие особенности у них?
-
группа
1.Выпишите из текста прилагательные, обозначающие принадлежность чего-либо кому-нибудь.
Попробуйте:
2.Поставить их в краткой форме.
3. Подобрать антонимы.
4. Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-
5.Употребить со словом очень.
6.Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.
7. Как можно назвать эту группу прилагательных? На какие вопросы они отвечают?
Какие особенности у них?
5. Реализация проекта.
Заслушиваем представителей от каждой группы.
Слайд 7 (проверка правильности выполнения задания)
Значит, по каким признакам можно определить разряд прилагательного?
(Слайд 6) Качественные:
-
имеют краткую форму;
-
образуют степени сравнения;
-
сочетаются с приставкой - НЕ;
-
образуют сложные прилагательные путём повтора;
-
сочетаются с наречиями ОЧЕНЬ, СЛИШКОМ.
(Слайд 7) Относительные прилагательные имеют отношение:
-
к месту;
-
к действию;
-
ко времени;
(Слайд 8) Притяжательные местоимения отвечают на вопрос ЧЕЙ?обозначают принадлежность (чьи? -ин, -ый, -ев,-и),
6. Первичное закрепление материала.
-
Устные упражнения занимательного характера «Определи разряд»- (Слайд 9)
-
Игра «Третий лишний)» - (Слайд 10)
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Открываем учебники. Найдем упражнение 240, стр, 190
Слайд 11 (проверь себя)
Дети проверяют свои работы и выставляют себе оценку.
8. Применение знаний и умений в новой ситуации
Посмотрите внимательно на экран. Что обозначает данный рисунок? Как это так прилагательные могут переходить из одного разряда в другой? (Слайд № 12).
Слайд № 13Почему одно и тоже прилагательное может относиться к разным разрядам? Объясните, почему прилагательное ЗАЯЧИЙ может быть любого разряда?
(Слайд 14)Найди качественные прилагательные
Внимательно посмотрите на словосочетания в переносном значении. Как называются устойчивые сочетания в переносном значении? (фразеологизмы)
- Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы)
Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делают речь поэтичнее, ярче, выразительнее)
9. Цифровой диктант
1- Качественное
2 – относительное
3– притяжательное
3, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 1, 3, 2.
Поменяемся тетрадками, проверяем друг у друга. Оцениваем
10. Устали, отдохнем . Посмотрим, послушаем. Релаксация «Лес».
Ну и как, ребята. Увидели прилагательные? В основном какого разряда? Как вы поняли прилагательные окружают нас всюду. А что же бы было, если бы не было их.
Давайте прослушаем веселое стихотворение об имени прилагательном.
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
2 чтец.
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”,
Не скажем маме ”милая”,
Красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При – ла – га – тельные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
11. Рефлексия учебной деятельности.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
Я смог…
11. Домашнее задание
Слайд 22 (Спасибо за урок)
Приложение
Вставьте в текст нужные имена прилагательные.
Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У маленького Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Они собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом.
Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление прилагательных искажает текст,)
1.Определить разряд прилагательного.
Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.
_____________________________________________________________________________
2Вставьте в текст нужные имена прилагательные. Определите разряд.
Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У маленького Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Они собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом
_________________________________________________________________________
1.Определить разряд прилагательного.
Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.
_____________________________________________________________________________
2Вставьте в текст нужные имена прилагательные. Определите разряд.
Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У маленького Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Они собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом
1.Определить разряд прилагательного.
Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.
_____________________________________________________________________________
2Вставьте в текст нужные имена прилагательные. Определите разряд.
Три друга пошли в косолапый лес за развесистыми грибами. У маленького Миши была неумытая корзинка, а у раннего Коли и продолговатого Вани незнакомые лукошки. Они собирали счастливые грибы и перекликались квадратными голосами. Вдруг первое небо потемнело и пошёл вчерашний дождь. Миша, Коля и Ваня спрятались под жизнерадостным деревом
_____________________________________________________________________________