СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие мышления учащихся при формировании умения работать с текстом учебника и с дополнительной литературой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие мышления учащихся при формировании умения работать с текстом учебника и с дополнительной литературой»»

«Развитие мышления учащихся при формировании
умения работать с текстом учебника и с
дополнительной литературой»

Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается "процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях".



Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека.

В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти.

Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте?

Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

В период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.



Особенности мышления в младшем школьном возрасте

Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника, во-первых, более высокими темпами его развития в эти годы; во-вторых, существенными структурными и качественными преобразованиями, происходящими в самих интеллектуальных процессах. В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-­действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Важным этапом в развитии мышления учащихся является формирование умений работать с текстом учебника и дополнительной литературой.

Уже с первых дней обучения в школе учитель постоянно и планомерно ставит каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо было бы работать с информацией в учебнике вычленять ее, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать её сомнению, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с учебным текстом, но и с дополнительной литературой.

Известно, что при работе с учебником деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой информации. Тогда, как продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение.


Многие задания по русскому языку, математике рассчитаны на самостоятельное выполнение, они формируют лишь способность действовать по образцу (т. е носят репродуктивный характер деятельности).

Поэтому важно включать задания, формирующие продуктивную форму деятельности.

К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания:

-задай вопросы по теме урока,

-сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока,

-придумай название уроку,

-объясни тему урока своим товарищам как можно проще с примерами.

Письменные продуктивные задания:

-запиши слова на новое изучаемое правило,

-составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме),

  • придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме,

  • раскрой тему урока в форме сказки и т.д.


Существует множество различных классификаций вопросов, так же, как и технологий формулирования вопросов. Классификация вопросов, разработанная американским психологом

Б. Блумом, включает в себя шесть типов вопросов, способствующих развитию мышления субъекта познания:

  • простые вопросы,

  • уточняющие вопросы,

  • вопросы интерпретации,

  • оценивающие вопросы,

  • творческие вопросы,

  • практические вопросы.

Например, на уроках литературного чтения можно попросить класс объяснить тот или иной поступок героя сказки или рассказа. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.

Простые вопросы - это вопросы, требующие знания фактического материала, вопросы, работающие на запоминание. Как правило, они начинаются с вопросительных слов «Что?», «Где?», «Когда?» и т.д. Вопросы подобного типа стоит использовать тогда, когда учителю нужно вовлечь в активную работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию. Отвечая, ученик формирует базу знаний по изучаемому материалу.

Уточняющие вопросы направлены на уточнение у ученика уже полученной от него информации.

Вопросы практического типа позволяют ребёнку стать участником процесса, они направлены на практическое применение информации, знаний и на представление, формирование чёткой проекционной картинки.

Как важно на уроке задать правильный вопрос, который подтолкнул бы ученика или класс к размышлению. Как трудно зачастую задать такой вопрос. От качества формулирования вопроса зависит и конечный результат мыслительной деятельности ученика. Если вопрос интересен, вовлекает в рассуждения, на него хочется отвечать, возникает желание размышлять по его поводу, искать варианты ответов. Отсюда и вытекает важный вывод, состоящий в том, что учитель должен уметь так формулировать вопросы, чтобы они раскрывали интеллектуальный, творческий потенциал ученика и давали возможность почувствовать себя первооткрывателем.

Изучение учебника как основного инструмента, определяющего направление и содержание обучения, является необходимым элементом формирования мыслительной деятельности младших школьников. Знакомство с аппаратом учебника начинается с первого класса.

При изучении предмета «Окружающий мир» большое значение имеет умение работать с научно-познавательным текстом. Дети учатся осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое . Начиная с первых уроков изучения курса, учащиеся на страницах учебника встречаются с заданиями, требующими для своего решения дополнительной информации и, как следствие, поиска необходимого дополнительного информационного источника. Очень важно сформировать у учеников интерес не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний.



Умение учащихся работать с текстом - это важный компонент умения учиться. Умение работать с текстом прежде всего необходимо для его понимания, что в свою очередь обеспечивает осмысленное запоминание текста. Работая с текстом, ученики применяют различные логические действия и тем самым не только лучше понимают текст, но и совершенствуют логические навыки мышления.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!