«Развитие мышления учащихся при формировании
умения работать с текстом учебника и с
дополнительной литературой»
Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается "процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях".
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека.
В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти.
Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте?
Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
В период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Особенности мышления в младшем школьном возрасте
Мышление младшего школьника отличается от мышления дошкольника, во-первых, более высокими темпами его развития в эти годы; во-вторых, существенными структурными и качественными преобразованиями, происходящими в самих интеллектуальных процессах. В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Важным этапом в развитии мышления учащихся является формирование умений работать с текстом учебника и дополнительной литературой.
Уже с первых дней обучения в школе учитель постоянно и планомерно ставит каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо было бы работать с информацией в учебнике вычленять ее, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать её сомнению, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с учебным текстом, но и с дополнительной литературой.
Известно, что при работе с учебником деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой информации. Тогда, как продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение.
Многие задания по русскому языку, математике рассчитаны на самостоятельное выполнение, они формируют лишь способность действовать по образцу (т. е носят репродуктивный характер деятельности).
Поэтому важно включать задания, формирующие продуктивную форму деятельности.
К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания:
-задай вопросы по теме урока,
-сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока,
-придумай название уроку,
-объясни тему урока своим товарищам как можно проще с примерами.
Письменные продуктивные задания:
-запиши слова на новое изучаемое правило,
-составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме),
придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме,
раскрой тему урока в форме сказки и т.д.
Существует множество различных классификаций вопросов, так же, как и технологий формулирования вопросов. Классификация вопросов, разработанная американским психологом
Б. Блумом, включает в себя шесть типов вопросов, способствующих развитию мышления субъекта познания:
простые вопросы,
уточняющие вопросы,
вопросы интерпретации,
оценивающие вопросы,
творческие вопросы,
практические вопросы.
Например, на уроках литературного чтения можно попросить класс объяснить тот или иной поступок героя сказки или рассказа. Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
Простые вопросы - это вопросы, требующие знания фактического материала, вопросы, работающие на запоминание. Как правило, они начинаются с вопросительных слов «Что?», «Где?», «Когда?» и т.д. Вопросы подобного типа стоит использовать тогда, когда учителю нужно вовлечь в активную работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию. Отвечая, ученик формирует базу знаний по изучаемому материалу.
Уточняющие вопросы направлены на уточнение у ученика уже полученной от него информации.
Вопросы практического типа позволяют ребёнку стать участником процесса, они направлены на практическое применение информации, знаний и на представление, формирование чёткой проекционной картинки.
Как важно на уроке задать правильный вопрос, который подтолкнул бы ученика или класс к размышлению. Как трудно зачастую задать такой вопрос. От качества формулирования вопроса зависит и конечный результат мыслительной деятельности ученика. Если вопрос интересен, вовлекает в рассуждения, на него хочется отвечать, возникает желание размышлять по его поводу, искать варианты ответов. Отсюда и вытекает важный вывод, состоящий в том, что учитель должен уметь так формулировать вопросы, чтобы они раскрывали интеллектуальный, творческий потенциал ученика и давали возможность почувствовать себя первооткрывателем.
Изучение учебника как основного инструмента, определяющего направление и содержание обучения, является необходимым элементом формирования мыслительной деятельности младших школьников. Знакомство с аппаратом учебника начинается с первого класса.
При изучении предмета «Окружающий мир» большое значение имеет умение работать с научно-познавательным текстом. Дети учатся осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое . Начиная с первых уроков изучения курса, учащиеся на страницах учебника встречаются с заданиями, требующими для своего решения дополнительной информации и, как следствие, поиска необходимого дополнительного информационного источника. Очень важно сформировать у учеников интерес не только к содержанию учебной информации, но и к способам добывания знаний.
Умение учащихся работать с текстом - это важный компонент умения учиться. Умение работать с текстом прежде всего необходимо для его понимания, что в свою очередь обеспечивает осмысленное запоминание текста. Работая с текстом, ученики применяют различные логические действия и тем самым не только лучше понимают текст, но и совершенствуют логические навыки мышления.