Развитие познавательных способностей во внеурочной деятельности
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов»
Портнова Наталья Александровна
«Замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». В.А. Сухомлинский
Актуальность вопроса
Формирование
познавательного
интереса
Играет важную роль в становлении личности ,влияет
на эффективность учебно-воспитательного процесса .
Необходимость формирования познавательного процессах
обусловлена современными тенденциями
социально-экономического развития страны , повышением
роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые
предполагают наличие определенной группы способностей
(специальных и творческих ), необходимых для успешной реализации
деятельности .
Внеурочная деятельность
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:
- оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития ребенка;
- создание условий для удовлетворения потребностей и
интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
- формирование коммуникативной, этнической,
социальной компетентности школьников;
- формирование у детей социокультурной идентичности;
- развитие личностных качеств на основе общечеловеческих
нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
- развитие творческого мышления.
-
Содержательные ориентиры
Виды внеурочной
деятельности:
Направления внеурочной
деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- трудовая;
- спортивно-оздоровительная;
- туристско-краеведческая;
- проблемно-ценностное
общение;
- досуговое общение;
- художественное творчество;
- техническое творчество;
- социальное творчество.
- художественно-эстетическая;
- спортивно-оздоровительная;
деятельность;
Средства достижения результата
Современные образовательные технологии:
- Технология сотрудничества;
- Игровые технологии;
- Технологии проектной и
исследовательской деятельности;
- Информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ).
Технология сотрудничества
Реализует демократизм, равенство и партнерство в отношениях педагога и ребенка.
Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Способы стимулирования познавательной и творческой деятельности детей:
- доброжелательность со стороны учителя, отказ
от неконструктивной критики и авторитарных указаний
в адрес ребёнка;
- обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными
новыми для него объектами и стимулами с целью развития его
любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для практики;
- использование личного примера творческого подхода к решению
проблем;
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Игра-упражнение
(кроссворды, ребусы,
шарады, головоломки,
загадки и др.)
Игра-эксперимент
(опыты,
эксперименты)
Игра-соревнование
(викторины, турниры,
конкурсы,
олимпиады и др.)
Виды
игр
Игра-путешествие
(экспедиции,
виртуальные
экскурсии др.)
Игра-драматизация
(спектакли, концерты,
тематические
утренники и др.)
Сюжетно-ролевая
игра
(деловые игры,
социальные игры
и др.)
Деловая игра: «Финансовая головоломка для Буратино»
Клад, выигрыш, наследство.
1) Клад - находят редко, забрать ¼ часть , 2) Выигрыш - случается намного реже, можно ждать 1000лет 3) Наследство -немногие могут его получить.
Игра: «Назови наоборот»
Покупатель -
Покупка -
Расход -
Тратить -
Высокие цены -
Дорого -
продавец
продажа
доход
копить
низкие цены
дешево
«Подарок Папе Карло». Научись быть экономным: Сделай подарок Папе Карло. Предположим, Буратино решил подарить Папе Карло мотоцикл за 100.000 рублей. Работая в театре кукол, он может зарабатывать в месяц 30.000 рублей, из которых 20 000 рублей уходит на обязательные расходы. У него остаётся 10.000рублей . Из них он тратит 5 000 рублей на всякие мелочи и случайные расходы. Сколько денег у него остаётся, чтобы каждый месяц откладывать на подарок отцу. Через сколько месяцев Буратино сможет подарить мотоцикл за 100 000 рублей?
Проектная деятельность
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, направленная на достижение общего результата деятельности, представления о котором заранее выработаны , намечены этапы проектирования и реализации.
Исследовательская деятельность
деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Система взаимоотношений участников образовательного процесса
Родители
Учащиеся
Внешние связи
Педагоги
Спасибо за внимание. Творческих всем начинаний!