СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Просмотр содержимого документа
««Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»»

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой»

Содержание



Введение……………………………………………………………………….1


Раздел I. Информационно – справочные сведения об опыте…………………………1


Раздел II. Технологические сведения об опыте…………………………………………2




1.Актуальность опыта……………………………………………………………………….2


2.Задачи, решаемые в опыте………………………………………………………………...2


3.Педагогические средства, используемые в опыте……………………………………….2


4.Технология работы………………………………………………………………………....3


5.Результативность опыта………………………………………………………………….13




Раздел III. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике………


Список используемой литературы…………………………………………………………





















Введение



Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами, когда происходит усвоение накопленного предыдущими поколениями культурного опыта в рамках отдельно взятой семьи и всей нации, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.

Все это было бы невозможно без речи. Ее роль в становлении ребенка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых - родителей и педагогов - помочь ему овладеть устной (и письменной) речью.

Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника произведений художественной литературы, способствует развитию правильной речи у ребенка.

Особенности восприятия художественной литературы в процессе развития речи дошкольниками исследуются в трудах Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, О.И.Никифоровой, Е.А.Флериной, Н.С.Карпинской, Л.М.Гурович, Т.А.Репиной и др.

Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством русского языка.

Детский сад не ставит перед собой цели дать дошкольникам теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи.

Таким образом, использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.










Раздел I


Информационно – справочные сведения об опыте.




  1. Тема опыта: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой».


  1. Автор опыта: Москвичева Татьяна Владимировна.


  1. Должность автора: «Воспитатель в дошкольных учреждениях».



  1. Уровень новизны: поисково – изобретательский.

  1. Длительность функционирования опыта: над данной проблемой работаю с 2010 года.





























Раздел II



1 . Актуальность опыта


В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Тем более, что одним из приоритетных направлений нашего детского сада является «Формирование коммуникативных навыков у детей».

В обобщенном мною опыте решены следующие проблемы:

  • составлено перспективное планирование для детей от 3 до 7 лет, включающее в себя занятия, экскурсии, игры, викторины и праздники;

  • разработаны конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой;

  • подобраны и систематизированы дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас;

  • создана копилка выразительных средств языка "Волшебный сундучок" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);

  • приобретены наглядно-дидактические пособия.

2 . Задачи, решаемые в опыте


  • Формировать интерес к художественной литературе.

  • З0накомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении художественных произведений в драматизациях.

  • Развивать творческие, актерские способности у детей.

  • Расширять и активизировать словарный запас детей.







3. Педагогические средства, использованные в опыте



  1. Формы проведения: занятия, игровые упражнения, задания, развлечения, чтение художественных произведений, драматизация, экскурсии.

  2. Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

  3. Методы:

- словесные – беседы, чтение художественных произведений, рассказывание, прослушивание CD дисков.

- наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, наблюдения.

- практические – дидактические игры.

4. Приемы: поощрение, сюрпризный момент.









































4. Технология работы.


Развитие речи – одно из важнейших направлений, которое обеспечивает своевременное развитие ребенка. Работа с детьми показала, что речь необходимо формировать с раннего дошкольного возраста.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

«Программа воспитания и бучения в детском саду» включает в себя следующие виды работы по обучению речи на специальных занятиях:

- воспитание звуковой культуры речи детей;

- обогащение словаря;

- формирование грамматических навыков;

- обучение связной речи – монологу и диалогу;

- ознакомление с художественной литературой;

заучивание наизусть.

Для оценки эффективности развития связной речи с помощью художественной литературы проводятся диагностические срезы. Для этого я составила диагностические задания усвоения знаний по группам (приложение 17). Также, мною было разработано тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой по месяцам (приложение 1).

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различные по своему: в стихах устанавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Занятия, несомненно, оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интеллектуальному и личностному развитию. В работе провожу ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях: первично-ознакомительных, обобщающих, интегрированных (приложение 2, 3, 4); и вне занятий: во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.

Целью моей работы является овладение каждым ребенком связной речью. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.

Существует два типа связной речи: диалогическая (диалог) и монологическая (монолог).

Диалог – это беседа нескольких действующих лиц, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем-то и вызвать ответ, побудить к какому-то действию.

Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщить о каких-то фактах.

Диалог по стилю в основном разговорная речь. Монолог, как правило, речь книжного стиля.

Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы). Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений.

В среднем, и особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, я стараюсь донести до них смысл художественного произведения.

Ознакомление детей II младшей группы с художественной литературой начинаю с чтения произведений «малых форм фольклора»: потешек, песенок, скороговорок, загадок и т.д.; сказок, рассказов, коротких стихотворений.

Для концентрации внимания детей использую различные средства наглядности. Поэтому занятия чаще всего начинаю с демонстрации игрушек, предметов, иллюстраций. В тех случаях, когда показ нецелесообразен, детям сообщаю, что познакомлю их с новой интересной книжкой: сказкой, рассказом, стихотворением. Обязательно называю жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)».

Конечно, углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминают, что «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса» - это сказки, «Игрушки» А.Барто, «Мой Мишка» З.Александровой – это стихотворения.

Различные литературные жанры требуют разного характера передачи. Сказки детям младшего возраста я рассказываю, а не читаю по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки.

Большую роль в развитии речи ребенка играют народные потешки, прибаутки, скороговорки, считалки. Они развивают ребенка, создают радостное настроение, подготавливая положительный эмоциональные фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций:

Водичка – водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.



Дети после этих слов начинают улыбаться друг другу, не боятся воды и мыла.

Чтобы успокоить и приласкать грустного ребенка, рассмешить, высушить его слезы, читаю потешки, которые относятся именно к нему:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка — хороший,

Ванечка — пригожий!

Народные потешки, прибаутки, заклички представляют прекрасный речевой материал, который используется на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми (приложение 5).

Фольклорные произведения создают много красочных и ярких словесных картинок, это позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают детям усваивать новые формы слов, обозначающих предмет. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствует переходу к языковым обобщениям.

Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно я произношу отдельные слова, словосочетания, и даже четверостишия. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка.

Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Например, в потешках «Сорока-ворона», «Кисонька – мурысенька…».

Наши дети с удовольствием читают и обыгрывают потешки. Через эти небольшие произведения они знакомятся с однокоренными словами («Котя, Котенька, Коток, Котя – серенький лобок…»); со словами в полной и уменьшительно-ласкательной форме («Петя, Петенька, Петушок…»); с эпитетами, характеризующими внешние признаки предметов. Ребенок непроизвольно запоминает словосочетания и одновременно усваивает их смысловое значение и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. Например, серенькая кошечка, коза рогатая, масляна головушка. Потешки способствуют развитию диалогической речи и обращенной речи, так как в них содержится много обращений и диалогов. Потешки используются мной в качестве образца при обучении детей составлению описательных рассказов. Так, например, описывая кота.

Произносятся такие строки:

Как у нашего кота,

Шубка очень хороша.

Далее знакомство с народным словом проводила через игру. Игра – основной вид деятельности детей, она приучает детей к соблюдению этических норм. Поэтому я предоставляю детям возможность выбирать свободно ту игру, которая больше понравилась, но и ненавязчиво знакомлю с новыми. Дети с удовольствием играют в “Колечко”, “Почта”, “Горшки”, “Коршун”, “У дедушки Трифона”, “Золотые ворота”.

Для выбора водящего использую народные считалки. Считалка – это короткие рифмованные стихи, как правило, веселые и смешные. В простейшей форме считалка – это счет. Счетом решаем, кому водить, но сам процесс выбора водящего при помощи считается для детей игрой (приложение 6).

Детский фольклор наполнен словесными играми в рифмы. Игры в рифмы не просто занимательны, они помогают ребенку закрепить в уме словарь и строй общенародной речи, познать иной смысл и значение слов (приложение 7).

Мы играем так, добавляем в конце строки нужное по рифме слово:





Михаил играл в футбол

И забил в ворота… (гол)

Лодка по реке плывет

Папа веслами… (гребет)

Также в работе уделяется внимание загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и сообразительность. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формированию умения самостоятельно делать выводы, умозаключения (приложение 8).

Дети на моих занятиях не просто отгадывают загадки, а говорят, какими интересными выражениями и словами говорится в них о разных предметах. Все вместе мы анализируем образные выражения в загадках, подбираем эпитеты и сравнения к ним. Затем я предлагаю придумать собственные варианты загадок. По желанию такое задание дети выполняют дома совместно с родителями и приносят свои загадки вместе с рисунками, где изображены отгадки. Итак, посредством загадки, у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

При ознакомлении детей с художественной литературой, как средством развития речи, я использую небылицы, что является причиной радости ребенка, оттого, что он знает, как правильно говорить.

Смешные неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат по выражению К.И. Чуковского, «самоэкзаменом умственных сил». Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Задания требуют внимания и сообразительности.

Огромной любовью у наших детей пользуется сказка. Она вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героем его чувства. Сказка развивает воображение, воспитывает эстетически и способствует усвоению языка. Она помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Многие сказки построены на диалогах, через них дети учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в сказках правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывание просьбы, уважительного отношения к старшим. Тексты сказок расширяют словарный запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает перенести слова из пассивного словаря в активный.

Для активного использования в речи детей образных слов и выражений я использую следующие приёмы:

  • совместного рассказывания сказки;

  • продолжение детьми начатого воспитателем предложения;

  • рассматривание иллюстраций к сказке и комментирование их словами из сказки.





Для поддержания эмоционального настроя к сказке использую следующие приёмы:

  • выполнение аппликации или наклеивание иллюстраций героев сказки;

  • лепка («Колобок», тарелки к сказке «Три медведя»);

  • упражнение в проговаривании диалогов;

  • драматизация эпизодов сказки;

  • прослушивание сказки в аудиозаписи;

  • выкладывание различного формата книг с данной сказкой в книжный уголок.


Наши дети любят в кого-то или во что-то превращаться, входить в образ и жить его жизнью. Маленькие дети замечательные актёры. Я всё делаю для того, чтобы увлечь ребёнка играть дальше. Даю возможность выбрать самому, кем быть, какой костюм выбрать. Помогаю найти средства выразительности, правильно использовать интонацию, мимику, жесты, движения.

Дети часто разыгрывают знакомые им потешки, стихи, используя театры разных видов.
Сначала они учатся изображать героя в движении: походка, жесты, мимика, выполняя специальные задания:

  • пройтись «как косолапый мишка», старушка;

  • показать героя весёлого, грустного.

Затем учу детей сочетать движение и слово, используя следующие приёмы:

  • Представь, что ты зайчик. Расскажи и покажи: «Я маленький зайчик, у меня длинные уши, короткий хвост. Я люблю скакать по полянке. Я всего боюсь: «Ой, страшно!».

  • Инсценирование потешек.

  • Инсценирование сказок.

При чтении стихов учу малышей четко и не спеша выговаривать каждое слово, расставлять логические ударения, добиваясь, чтобы дети произносили стихотворение правильно.

После чтения стихотворений и рассказов, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, напоминаю детям аналогичные факты из их собственной жизни. Например, прочитав стихотворение Е.Благининой «Вот, какая мама», задаю вопросы: «Как твоя мама наряжается к празднику?». Дети, отвечая на вопросы, строят свои высказывания из 1- 2х простых предложений, но это уже подготовка к обучению рассказывания.

В течение года детям повторно читаю знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки и ритмические строчки из сказок, для того, чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались.

Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, я развиваю культуру речи детей. Главным её результатом считаю – умение говорить литературным языком, передавать свои мысли и чувства в процессе общения грамматически правильно, точно и выразительно.

В средней группе у детей я продолжаю прививать любовь и интерес к художественной литературе. Учу отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (трудолюбивый, добрый, смелый); выразительно читать потешки и небольшие авторские произведения.

Как и в младшей группе называю жанры изучаемых произведений. Это в дальнейшем помогает детям осознавать особенности каждого жанра. Тематика литературных произведений более разнообразна.

Для специальной тренировки речедвигательного аппарата, часто на занятиях использую удивительный жанр – скороговорки. Звуки в скороговорке располагаются таким образом, что требуют слишком сложную координацию движений речевого аппарата. Чистоговорки, скороговорки заучиваем и используем для автоматизации звукопроизношения и дикции. В результате этой работы речь становится чище (приложение 9, 10).

Значительный эстетический материал заложен в русских народных пословицах и поговорках. В них содержатся взгляды на мир, природу, отношение народа к окружающей действительности, его ценностные ориентиры и представления о своем месте на земле. Я использую пословицы, так как с их помощью можно сформировать нравственные идеалы, понимание прекрасного и безобразного, то есть способствовать развитию эстетических представлений детей через установившиеся внутренние связи между предметами, явлениями. “Делу время - потехе час”, “Без труда не вынешь и рыбку из пруда”, “Птица сильна крыльями, а человек друзьями”. Образность пословиц, работа над смысловой стороной слова помогли детям яснее выражать свои мысли (приложение 11).
С новыми сказками и рассказами дети знакомятся чаще. Беседа по прочитанному занимает больше времени, чем во II младшей группе. Задавая вопросы детям, стараюсь направить мысль ребенка на поиски информации, позволяющей обобщить факты и события, находить ключ к правильной оценке поступков героев.

Используя в своих пояснениях отдельные строчки из сказок (рассказов, и др.), выделяю их интонационно, привлекая внимание детей к языку художественных произведений.

Читая стихотворение, выделяю ритмичность, напевность стиха, подчеркивая образные выражения, тем самым развивая у детей способность замечать красоту и богатство родного языка.

Повторяя текст, дети вначале копируют выразительность, но потом начинают проявлять самостоятельность в использовании интонаций и пауз.

В средней группе занятия по заучиванию стихотворений имеют много общего со структурой занятий по пересказу: чтение с установкой на запоминание; беседа помогающая понять стихотворение; чтение стихотворения после беседы; чтение детьми.

Чрезвычайно важна беседа по прочитанному. Она помогает ребенку осмыслить и запомнить последовательность событий, их взаимосвязь, почувствовать красоту и образность поэтического языка.

Слушая стихи в исполнении детей, использую различные игровые приемы. Например, заменяю имя, которое стоит в тексте, именем ребенка – как бы даря ему стихотворение. Эффективен прием эстафетного чтения (закончивший читать предает, кому захочет, какой-нибудь предмет). Заучивая стихотворение, разрешаю детям читать вместе со мной, но не вслух, а шепотом. Такое чтение учит ребенка четко произносить слова, не пользуясь голосом, совершенствует дикцию, активирует работу артикуляционного аппарата. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие подвижные органы речи – язык, губы, нёбо. Чтобы помочь детям укрепить органы артикуляционного аппарата я использую артикуляционную гимнастику (приложение 12).

В средней группе продолжается работа над обогащением словаря. Как и в младшей, здесь необходимо закреплять слова, усвоенные на занятии. Например, после чтения стихотворения С.Маршака «Усатый-полосатый» задаю вопросы: «Почему так назван котенок?». Чтобы детям легче было отвечать рассматриваем игрушку-котенка, показываем, какие у него усы, и повторяем слова усатый-полосатый. А затем задаю другой вопрос: «А как еще можно сказать про котенка? Какой он?» (Мягкий, пушистый веселый, озорной, забавный).

В старшей группе учу детей при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Прочитав сказку, провожу ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее идейное содержание, художественные достоинства и особенности сказочного жанра.

Например, после рассказывания сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» задаю вопросы: «Что я вам рассказала? Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как она кончается. Кто из вас запомнил песенку козленочка и ответ Аленушки и может повторить их? Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, средств ее художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

При подготовке дошкольников к восприятию новой сказки использую разные приемы:

  • В книжный уголок помещаю новую книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, определяют жанр книги.

  • Ориентируясь на название сказки, предлагаю угадать, как она называется.

После чтения, обязательно провожу беседу по содержанию. Лучшему усвоению содержания сказки способствуют следующие приемы:

- вопросы по произведению;

- рассматривание иллюстраций;

- словесные зарисовки (детям предлагается подумать и рассказать, какие картинки они бы нарисовали к сказке);

- чтение отрывков из текста по заявкам детей;

- драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения словарного запаса.

Беседуя с детьми по содержанию рассказов и стихотворений, использую те же приемы, что и при анализе сказок.

Особое внимание на восприятии литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы обращаю при чтении стихотворений и заучивании их наизусть. После чтения провожу беседу.

Так, по стихотворению И.Бунина «Первый снег» задаю такие вопросы: «О чем рассказывается в стихотворении? (О зиме, о снеге.) О каком снеге? (О первом снеге). С чем сравнивается снег? («Белой скатертью полей»). (Приложение 13)

После беседы читаю стихотворение еще раз и даю установку на запоминание, так как дети уже усвоили его содержание, почувствовали художественную форму, запомнили отдельные слова и выражения.

В подготовительной группе учу детей понимать идею произведения, оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, меткости, образности.

При чтении произведения первый раз основной задачей ставлю – донести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном чтении проводим анализ произведения более углубленно. Вопросы, задаваемые мной, после чтения литературного произведения, зависят от его жанра, тематики.

Для углубления восприятия литературных произведений, даю творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов.

На занятиях по разучиванию стихотворений – учу детей видеть единство содержания и художественные формы, замечать образные слова и выражения.

При ознакомлении с жанром рассказа, объясняю детям, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, рассказы бывают разные.

На занятии по чтению и рассказыванию сказок, обращаю внимание детей на специфичность художественной формы, образность языка (повтор, зачин, концовка, сравнение, постоянные эпитеты), учу понимать отличие сказки от рассказа.

Большое влияние на развитие и обогащение словаря оказывают творческие задания. В результате чего дети свободно оперируют синонимами, употребляя эти слова уместно, понимая их значение.

Сказка и игра во все времена имели огромную власть над детским сердцем. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Как хочется быть похожим на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью.

Настоящая театральная игра представляет собой богатейшее поле для творчества и развития речи у детей. Отмечу, прежде всего, что текст произведения для детей - канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развивается событие, во многом зависит от личного опыта дошкольника: чем больше ребенок знает литературные произведения и разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

На мой взгляд, одним из эффективных средством развития речи и творческих способностей детей является метод проектов, который позволяет активизировать речевую и познавательную деятельность дошкольников и взрослых. Планируя задачи и программный материал в рамках проекта, определяю, какие из них следуют решать через организованные занятия, что под силу самостоятельной деятельности детей, а какие найдут отражение в совместной деятельности ребят и взрослых. Работая по проекту, у дошкольников формируются такие личностные качества, как умение договариваться и работать в команде.

Так, одним из примеров может послужить создание совместного проекта "Кот, петух и лиса" (приложение 14). В ходе его реализации дети подготовительной к школе группы прослушали и посмотрели сказку; рассматривали иллюстрации разных художников; разучили присказки, поговорки, пословицы о сказках, сказочных героях; играли в подвижные и дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи?», Кубики и сказки по разным сказкам; составили сказки собственного сочинения; оформили выставку рисунков по мотивам сказок.

Завершающим этапом проекта была постановка сказки "Кот, петух и лиса" по сценарию придуманному детьми, где родители принимали самое активное участие: шили костюмы, помогали в изготовлении декораций, разучивании ролей, и, конечно, были самыми благодарными зрителями.

В своей работе с художественными произведениями я выделяю несколько основных типов занятий, позволяющих воспитывать не только любовь к книге, художественной литературе, но и развивать связную речь детей:

1 . Чтение и рассказывание одного произведения. Так, например, в старшей группе это чтение рассказов Н.Носова «Живая шляпа», «На горке». В подготовительной группе рассказывание русских народных сказок «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Снегурочка».

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов. На этих занятиях объединяю новый и уже знакомый материал. При чтении произведения Д.Родари «Большая морковка» дети вспоминают, что она похожа на русскую народную сказку «Репка». Находят сходства и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок.

Знакомясь с басней С.Михалкова «Ошибка», вспоминают басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак». Осмысливают содержание басен, образный строй языка, уточняют представления о жанровых особенностях басен.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства.

  • Чтение литературного произведения и рассматривание репродукций картин известного живописца. Например, заучивая стихотворение И. Мазнина «Осень», дети сравнивают его с репродукциями картин И.Левитана «Осень» и «Золотая осень». Выражают свои впечатления в образном слове, начинают понимать и воспроизводить образность языка стихотворения. Читая рассказ С.Иванова «Каким бывает снег», знакомятся с репродукцией картины И Шишкина «На севере диком». У детей формируется эстетическое восприятие картин природы и художественных поэтических текстов.

  • Чтение в сочетании с музыкой. Повторяя стихи об осени С. Когана «Листики», слушая рассказ Г. Скребицкого «Осень», дети слушают пьесу П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года».

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала. Так, читая сказку Ш.Перро «Красная Шапочка», сказку С.Я.Маршака «12 месяцев» можно использовать настольный театр. А рассказывая сказку «Волк и семеро козлят» - кукольный театр.

Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок проявляет свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.

Познакомив детей с разными видами театров (настольный театр, театр бибабо, плоскостной театр на фланелеграфе) в средней группе, включила в процесс освоения детьми мини постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка…», «Тили-бом», К.Ушинский «Петушок с семьей», А.Барто «Игрушки», В.Сутеев «Мешок яблок»). Дети подросли и вырос их интерес к театрализованным играм. В старших группах моей задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре, помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.

В своей практике я применяю такие мероприятия, как посещение театральных представлений и экскурсии. Это дает детям несравнимо яркие впечатления. Большое значение в развитии речи дошкольника имеют систематически проводимые праздники и досуги. Создавая обстановку эмоционального благополучия, детям предоставляется возможность отдохнуть и получить новые впечатления. В процессе организации и проведении развлечений, формируется потребность заниматься интересным и содержательным делом. Таким образом, у детей развивается актерское мастерство, а также воспитывается чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым, поэтому праздники и развлечения проводятся мной регулярно: «Викторина по сказкам А.С.Пушкина» (приложение 15).

Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Так в нашей группе прошли выставки "По страницам сказок", "Мой любимый герой сказок К.И. Чуковского", "По рассказам В.И. Бианки" и др.

Для совершенствования интонационной выразительности речи на занятиях, в свободной деятельности предлагаю детям прослушать звуковые книги "Русские народные сказки", "Рассказы Н. Носова", "Стихотворения С.Я. Маршака", "Дядя Степа С.Михалкова" и др.

В группе у нас работает "Книжкина больница", в которой мои воспитанники не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают в этом малышам. Мною разработаны и проведены занятия "Как книга к детям пришла" и "Из прошлого книги", во время которых дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Мною была подобрана художественная литература для библиотеки. Для того чтобы выяснить отношение родителей к использованию художественной литературы для развития связной речи, я провела анкетирование на тему: « Роль книги в жизни ребенка». Проанализировав результаты анкетирования, я увидела необходимость в проведении консультации для родителей на эту тему.

Традиционным стало проведение "Литературной гостиной", где родители рассказывают ребятам о своих любимых книгах детства, собраниях сочинений любимых писателей, читают наиболее понравившиеся отрывки из произведений, стихотворения, знакомят с биографиями писателей, организуют и проводят детские конкурсы чтецов.

Конечно, развитие связной речи с помощью художественной литературы не ограничивается только занятиями. Вся моя работа с детьми по данной теме была представлена перед родителями, коллегами в различных формах. Это консультации, беседы, открытые показы, мультимедийные презентации, литературные викторины, поэтические гостиные.
Для родителей были проведены беседы и консультации «Воспитание детей средствами художественной литературы», «Как учить стихи», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка». На родительском собрании «Волшебный мир книги» расширила представления родителей о роли книг в воспитании ребенка, подвела к тому, что чтение детских книг играет огромную роль для всестороннего развития детей (приложение16).

Своеобразным экзаменом для меня и детей стал открытый показ занятия по развитию речи на тему: «Любимое домашнее животное» на аккредитации детского сада. Так, для подготовки данного занятия было прочитано несколько коротких рассказов о животных. С детьми заучили потешку «Тише, тише, кот на крыше…».

Беседы с родителями детей-выпускников, встречи с учителями начальных классов, которые учат моих выпускников, позволяют мне сделать вывод, что речь этих детей отличается сформированностью, активным словарным запасом. Дети умеют содержательно и логически правильно строить свои высказывания, доказательно и живо говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики героев, предметов, явлений. В их словаре достаточно накоплено образных слов и выражений, устойчивых словосочетаний, развито языковое и речевое внимание. Все это просто необходимо для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Такой результат, на мой взгляд, был получен благодаря поэтапному приобщению детей к чтению и слушанию художественной литературы.

Художественная литература оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое развитие, она совершенствует речевые навыки, способствует тому, что речь ребенка становится более яркой, образной, содержательной и грамматически правильно построенной.

5. Результативность опыта.




Подводя итоги работы в конце учебного года, я отметила, что использование специального планирования по развитию связной речи использование инновационных технологий, наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения, создание предметно - развивающий среды, использование новой формы работы с родителями дало хороший результат.

Дети дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе обучения на основе использования игрушек, различных видов театра, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции. И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний, их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным. Полученные знания используются детьми в общении между собой в повседневной жизни.

Дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, охотнее идут на контакт друг с другом и взрослыми.
Благодаря углубленной работе по ознакомлению детей с художественной литературой дети нашей группы проявляют стремление к постоянному общению с книгой, способны устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Проявляют внимание к языку литературного произведения. Словарный запас стал намного богаче. Речь детей стала более чистой и грамматически правильной. 
Мы видим, что в течение всего дошкольного детства, происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель. 
Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.












Раздел III


Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.



  1. Теоретико – практические основы опыта.


В основу опыта легли рекомендации В.В.Гербовой, А.М.Бородич, О.С.Ушаковой, Е.А.Смирновой, Э.П.Коротковой, а также концепция дошкольного воспитания.




2. Условия эффективности опыта:


- типовой детский сад комбинированного вида с 12 часовым пребыванием, функционирует 9 групп.


- средняя наполняемость в группе – 20 детей в возрасте от 2 до 7 лет.


- развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста.


- образование воспитателя – высшее.



3. Перспективы и возможности использования опыта.


Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающими в группах среднего старшего дошкольного возраста, а также родителями для воспитания своих детей.