БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «НОВОЧЕБОКСАРСКАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начального звена Протокол от «___» _______ 2020 г. № __ Руководитель МО ______________ Е.Г. Егорова | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора _______________Н.В. Владимирова «____» _______________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии ___________________ М.В.Никандрова от «____» ________________ 2020 г. Приказ №__________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор-составитель:
учитель
Федярова Марина Семеновна, без категории
Обучающийся:
Матвеев Павел
Принята на Педагогическом совете
Протокол от «___» _______ 2020 г. № __
Новочебоксарск, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по речевой практике для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598), индивидуальным учебным планом, календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа по речевой практике для 3 класса образовательного учреждения, осуществляющего деятельность по АООП образования обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, составлена в соответствии с учебником С.В. Комаровой «Речевая практика. 3 класс» М., Просвещение, 2019. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Данный учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345.
Основная цель обучения речевой практики:
- развитие речевой коммуникации обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Основные задачи изучения речевой практики:
способствовать совершенствованию речевого опыта обучающегося;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
формировать выразительную сторону речи;
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
совершенствование связной речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2. Общая характеристика предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся
Программа по речевой практике определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики.
Содержание программы отражено в следующих разделах:
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения.
Базовые формулы речевого общения. Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, к семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Содержание программы отражено в следующих лексических темах: Снова в школу, Мы собрались поиграть, В библиотеке, Играем в сказку, Я дома, Телефонный разговор, Мои друзья, Я за порогом дома, Я - зритель, Отправляюсь в магазин, Весёлый праздник, Какая сегодня погода?, В мире сказки, Мир природы.
Основные методы обучения. Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самого обучающегося. Учитель руководит речевой деятельностью, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» относится к обязательной части индивидуального учебного плана образования обучающегося с ограниченными возможносятми здоровья.
В соответствии с годовым индивидуальным учебным планом и календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2020/2021 учебный год на изучение предмета речевая практика отводится 34 часа в год. Количество часов в неделю, отводимых на изучение речевой практике, определено индивидуальным учебным планом образования обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и составляет 1 час в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимся Программы предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения Программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения Программы относятся:
уточнение представлений о праздниках - личных и государственных, связанных с историей страны;
расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) - собственных и окружающих людей;
укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
Предметные результаты освоения Программы включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающегося с ограниченными возможностями здоровья не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету на конец учебного года.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
выполнять задания по словесной инструкции учителя, обучающегося; выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя; участвовать в беседе; слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. | понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи; выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников; принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план; слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание. |
5. Содержание учебного предмета
Снова в школу. Добро пожаловать! Мы снова в школе. У нас новые ученики. Успехи и неудачи бывают у каждого. Истории о лете. Я расскажу вам, где отдыхал.
Мы собрались поиграть. Мы хотели поиграть. Игра «Рыбаки». Наша любимая игра.
В библиотеке. Где же взять мне книгу почитать. В библиотеке. Посещение школьной библиотеки.
Играем в сказку. Вспоминаем сказку «Маша и Медведь». Инсценировка сказки «Маша и медведь». Вспоминаем сказку «Три медведя». Инсценировка сказки «Три медведя». Составление новой сказки про Машу. Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят». Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят». Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди». Инсценировка сказки «Гуси-Лебеди». Знакомство со сказкой «Морозко». Инсценировка сказки «Морозко».
Я дома. Мой дом и моя семья. Дома маме помогу. Обмениваемся бытовыми советами. Содержу одежду в чистоте. Вещи в моем шкафу.
Телефонный разговор. Я тебе позвоню. Телефонный разговор. Мы разговариваем по телефону. Мой мобильный телефон. Я вызываю пожарных. Я вызываю полицию. Я вызываю скорую. Я звоню в экстренные службы.
Мои друзья. Узнай меня! «Свет мой зеркальце, скажи…» Узнай одноклассника! Вместе после уроков. Хочешь со мной дружить? Вместе нам не скучно. Привычки хорошие и не очень.
Я за порогом дома. Я пешеход. Правила дорожного движения достойны уважения.
Я - зритель. Я - зритель. Я иду в кино. Мы в кинотеатре.
Отправляюсь в магазин. В магазине. Мы в продуктовом магазине. Мы в канцелярском магазине. Мы пришли в магазин.
Весёлый праздник. Веселый праздник. Мы идем на День рождения. Приём гостей.
Какая сегодня погода? Погода и мы. Прогноз погоды. Одеваемся по погоде.
В мире сказки. Сказка Одоевского «Снегурочка». Инсценировка сказки «Снегурочка». Мастер сказки сказывать.
Мир природы. Весенняя прогулка. Учимся понимать животных. Я ухаживаю за своим домашним животным. Моё домашнее животное. Промежуточная аттестация. Мы друзья или враги природы? Здравствуй, лето!
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающегося
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности обучающегося |
| Снова в школу | 4 | | |
1 | Добро пожаловать! | 1 | 07.09 | Слушание учителя. Составление предложения по картинке. Участие в диалоге. Называние имен детей, учительницы. Написание слова приветствия. Применение их в диалоге. Упражнение на применение слов в приветствие в речи. |
2 | Мы снова в школе | 1 | 14.09 | Составление описания школы по плану. Конструирование диалога-приветствия из заданных реплик. Дифференцирование обращения к ровеснику и старшему, к хорошо знакомому и малознакомому человеку. Проигрывание диалоги-приветствия на основе образцов учебника и личного опыта. Применение слова-приветствия в диалогах. |
3 | У нас новые ученики | 1 | 21.09 | Выполнение инструкции по заданию учителя (организационные инструкции). Знакомство с новыми учениками. Изучение правил поведения при знакомстве. Участие в диалоге «Пригласи ученика в свой класс» Игра «Подари улыбку»(тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Игра «Наши имена». Дети учатся знакомиться, называя свои имена. |
4 | Успехи и неудачи бывают у каждого | 1 | 28.09 | Конструирование реплики по теме. Расширение представления о правилах при конфликте и при успехе. Игра в игру «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Проигрывание диалога при конфликте и при успехе. Описывание свое моральное состояние при успешном окончании дела. |
| Мы собрались поиграть | 2 | | |
5 | Мы хотели поиграть | 1 | 05.10 | Разучивание считалки. Построить диалога типа «предложение - возражение». Конструирование диалога-конфликта и обсуждение вопроса о том, как можно избежать конфликта. Проигрывание составленных диалогов. |
6 | Наша любимая игра | 1 | 12.10 | Обмен мнениями о любимой игре. Составление рассказа – описание любимой игры. Развитие интонационные умения. Игра «Покажи любимую игру». Учение приглашать в игру товарищей и объяснять ему правила игры. |
| В библиотеке | 1 | | |
7 | В библиотеке | 1 | 19.10 | Употребление слова здравствуйте, доброе утро, до свидания, в своих диалогах. Постановка уточняющих вопросов. |
| Играем в сказку | 6 | | |
8 | Вспоминаем сказку «Маша и Медведь» | 1 | 9.11 | Прослушивание аудиозаписи со сказкой «Маша и медведь». Пересказ сказки с опорой на серию картинок. Разрабатывание умение понимать речь, записанную на аудионоситель. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки. Участие передавать душевное состояние героев, обсуждение их поведения в диалогах. |
9 | Вспоминаем сказку «Три медведя» | 1 | 16.11 | Разгадывание загадки о сказке. Пересказывание сказки с опорой на серию картинок. Развитие представления о правилах поведения при знакомстве. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу). Передача в рассказе характер героев, дают им оценку. |
10 | Составление новой сказки про Машу | 1 | 23.11 | Обсуждение пословицы «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» (А.С. Пушкин). Закрепление умений рассказывать с опорой на собственный опыт. Коллективное составление новой сказки про Машу. Придумывание действий девочки. |
11 | Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят» | 1 | 30.11 | Разгадывание загадки. Пересказывание сказки с опорой на серию картинок. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу). |
12 | Знакомство со сказкой «Гуси- Лебеди» | 1 | 07.12 | Прослушивание загадки в форме «звукового письма». Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди».Чтение отрывков из сказки. Описание характера героев. Интонирование при чтении. Выполнение зарисовки героев. Участие в игре с опорой на картинки. «Расскажи по кругу» с опорой на картинки. |
13 | Знакомство со сказкой «Морозко» | 1 | 14.12 | Просматривание мультфильма «Морозко». Знакомство со сказкой «Морозко». Воспроизведение содержания сказки по сюжетным картинкам. Описывание героев, характеристика их поступков. Оценивание их поступков. Нахождение сказочных элементов. Составление иллюстраций. |
| Я дома | 4 | | |
14 | Мой дом и моя семья | 1 | 21.12 | Слушание стихотворения М. Шварца «Семья». Работа над пониманием прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Выполнение упражнения на знание своего имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». |
15 | Дома маме помогу | 1 | 28.12 | Слушание стихотворения М. Веркина «Семья». Работа над пониманием своих обязанностей в семье. Составление рассказа по картинному плану «Я маме помогаю». Описание своих действий. Рисуют на тему «уборка дома» |
16 | Обмениваемся бытовыми советами | 1 | 18.01 | Работа над расширением словарного запаса о бытовых предметах. Перечисление предметов обихода и их применение в быту. Составление и проигрывание диалога о просьбе помочь. Рассказывание, кому они помогали в последнее время. Оценивание своих действий и стремление чему-то учиться. |
17 | Содержу одежду в чистоте | 1 | 25.01 | Чтение отрывка из стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?». Расширение словарного запаса слов, обозначающих предметы, используемые при уходе за одеждой. Составление рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из школы. Рассказ о том, где содержится одежда у всех членов семьи, как содержать ее самому в чистоте. Игра «Кто знает, пусть продолжает». |
| Телефонный разговор | 6 | | |
18 | Я тебе позвоню | 1 | 01.02 | Слушание стихотворения С. Михалкова «Телефон». Составление диалогов разговора по телефону по образцу и с использованием собственного опыта. Изучение правил общения по телефону со сверстниками. Проигрывание составленных диалогов. Повторение правил поведения в разговоре по телефону. |
19 | Мы разговариваем по телефону | 1 | 08.02 | Составление диалога по телефону на различные темы. Изучение правил общения по телефону со взрослыми. Проигрывание составленных диалогов. |
20 | Я вызываю пожарных | 1 | 15.02 | Слушание стихотворения «Очень важные правила». Уточнение телефона экстренной службы. Изучение правил разговора с экстренными службами по телефону. Игра «Я звоню в пожарную». |
21 | Я вызываю полицию | 1 | 22.02 | Слушание стихотворения «У полиции нашей немало забот».Уточнение телефона экстренной службы. Участие в игре «Я звоню в полицию». Описывание обстоятельств необходимости звонить в полицию. |
22 | Я вызываю скорую | 1 | 01.03 | Уточнение телефона экстренной службы. Игра «Я звоню в скорую помощь». Проигрывание диалога разговора скорой помощи. Уточнение, при каких обстоятельствах надо срочно звонить в «Скорую помощь». |
23 | Я звоню в экстренные службы | 1 | 15.03 | Расширение знаний о экстренных службах. Составление диалога с экстренными службами. Проигрывание диалога с экстренными службами. Рисование машины экстренных служб. Знакомство с форменной одеждой работников экстренных служб. |
| Мои друзья | 3 | | |
24 | Узнай меня! | 1 | 29.03 | Выполнение упражнений на знание своего имени, отчества, фамилии, адреса. Рассказ о себе по образцу. Участие в диалогах знакомства. |
25 | Вместе нам не скучно | 1 | 05.04 | Слушание песни «Дружба крепкая не сломается». Выявление представлений по теме «Наши любимые игры и игрушки» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Выполнение упражнения на закрепление умений строить высказывание- просьб и ответа на просьбу согласием или отказом. Проигрывание диалога с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. |
26 | Привычки хорошие и не очень | 1 | 12.04 | Слушание стихотворений Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему», обсуждают пословицу «Друг познается в беде». Закрепление умений строить высказывание-просьбу, обращенную к учителю; умения объяснять другу опасность ситуации. Составление рассказа по сюжетным линиям. |
| Я за порогом дома | 1 | | |
27 | Я - пешеход | 1 | 19.04 | Слушание стихотворения «Светофор». Расширение словарного запаса знаками пешеходного перехода. При выполнении заданий употребление слов «спасибо», «пожалуйста» Моделирование ситуаций «Я перехожу дорогу». |
| Я зритель | 1 | | |
28 | Я - зритель | 1 | 26.04 | Расширение словарного запаса предметной лексикой. Моделирование диалога между кассиром и покупателем. Игра «Я дарю тебе билет». Описывание своего путешествия по этому билету в автобусе. |
| Отправляюсь в магазин | 1 | | |
29 | В магазине | 1 | 17.05 | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки. Повторение основных правил поведения в магазине. Ролевая игра «Магазин игрушек». Составление диалога с другом о понравившейся игрушке. |
| Весёлый праздник | 1 | | |
30 | Веселый праздник | 1 | 24.05 | Слушание песни З. Петровой «День рождения». Расширение представления о правилах поведения в гостях. Обучение правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту. Коллективное составление рассказа «Как мы отмечали день рождения» по опорным картинкам. Рассказывание о проведении дня рождения дома. |
| Какая сегодня погода? | 2 | | |
31 | Погода и мы | 1 | 25.05 | Слушание песни «Хорошая погода» А. Олейникова. Расширение словарного запаса о погодных явлениях. Составление ответов на вопросы по картинкам. Составление описания по плану. Называют причины изменения погоды. |
32 | Прогноз погоды | 1 | 26.05 | Слушание стихотворение А. Барто «Нестойкая погода». Расширение словарного запаса о погодных явлениях. Развитие умений отвечать на вопросы. Составление описании погоды сегодня. Выполнение зарисовок. |
| Мир природы | 2 | | |
33 | Промежуточная аттестация | 1 | 27.05 | Получение инструкции. Составление плана работы. Работа по плану. Применение полученных знаний. Применение в речи слова и выражения, полученные на уроках. |
34 | Здравствуй, лето! | 1 | 28.05 | Чтение стихов о лете. Отгадывание загадки. Участие в диалогах о предстоящем лете. Рисование на тему «Я отдыхаю у речки». Составление небольших сообщений о предстоящем отдыхе с родителями. Повторение правил поведения на природе! |
7. Контрольно-измерительный материал
Тестовые задания по предмету «Речевая практика»
1. Расскажи, какую одежду тебе купили для школы.
2. Что надо делать, чтобы выглядеть аккуратным в школе?
3. Расскажи правила твоей любимой игры.
4. Что нельзя делать в библиотеке?
5. Ты в магазине. Продолжи фразу. Дайте, пожалуйста _______________.
А что говорят продавцу, который дал тебе нужный товар? ____________.
6. Тебе надо вызвать врача на дом. Ответь на вопросы:
Фамилия ________ Имя _______ Возраст _____ Домашний адрес: _______________
7. Придумай поздравление для мамы на 8 марта.
8. Расскажи, как надо заботиться о своём домашнем животном?
9. Назови героев сказки «Снегурочка».
10. Расскажи начало сказки «Три медведя».
11. Скажи слова: «Кто сидел на моём стуле и сломал его?!» голосом Мишутки.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Методические и учебные пособия:
1. С.В. Комарова. Устная речь, 3 класс. Москва, «Просвещение», 2019.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Материально-техническое обеспечение:
Раздаточные дидактические материалы по темам
Демонстрационные материалы
Предметные и сюжетные картинки по темам
Стихи, чистоговорки по темам
Презентации к урокам
Диафильмы и мультфильмы
Аудиосказки