Коровкина Надежда Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение Китовская средняя школа
Тема урока: «Решение неравенств с одной переменной»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления);
Цель урока: научиться решать неравенства разными способами.
Ход урока.
Повторение и обобщение.
Теория. Решение неравенств» – тема очень актуальная в математике. С неравенствами мы встречались на уроках алгебры, начиная с 8 класса. Мы рассматривали разные виды и разные способы решения неравенств. Сегодня мы вспомним основные виды неравенств, назовём способы их решений и познакомимся с некоторыми приёмами, упрощающими их решения.
Вид неравенства | Решение |
Линейные | |
Содержащие чётную степень | |
Содержащие нечётную степень | |
Иррациональные | |
Иррациональные | |
Показательные | |
Логарифмические | |
Тригонометрические | При решении используют тригонометрическую окружность или график соответствующей функции |
Равносильность неравенств.
Преобразования неравенств, приводящие данное неравенство к неравенству, равносильному ему на множестве всех действительных чисел.
1. Перенос члена неравенства (с противоположным знаком) из одной части неравенства
в другую;
2. Умножение (деление) обеих частей неравенства на положительное число;
3. Применение правил умножения многочленов и формул сокращённого умножения;
4. Приведение подобных членов многочлена;
5. Возведение неравенства в нечётную степень;
6 . Логарифмирование неравенства т.е замена этого неравенства неравенством
Изучение нового материала. Прошу вас посмотреть Презентацию к уроку. ( разобрать)
Давайте вспомним, какие преобразования используют при решении неравенств?
Преобразования неравенств, приводящие исходное неравенство к неравенству равносильному ему на некотором множестве чисел:
Возведение неравенства в чётную степень; (на множестве, где обе функции неотрицательны)
Потенцирование неравенства; (на множестве, где обе функции положительны)
Умножение обеих частей неравенства на функцию; (на множестве, где функция положительна)
Применение некоторых формул (логарифмических, тригонометрических и др.) (на множестве, где одновременно определены обе части применяемой формулы)
Таблицу перенесите в тетрадь.
Среди алгебраических методов решения неравенств выделяют:
1) Сведение неравенства к равносильной системе или совокупности систем
2) Метод замены
3) Разбиение области определения неравенства на подмножества
Сегодня остановимся на 1) - Сведение неравенства к равносильной системе или совокупности систем
Рассмотрим пример решения логарифмического неравенства.
Логарифмическое неравенство можно свести к равносильной совокупности систем неравенств
Рассмотрим решение неравенства.
Ответ:
Примеры решения логарифмических неравенств можно найти в параграфе 57 учебника стр.346 примеры2 и 3.
*** Интересно.
Оказывается, что данное неравенство можно решить иначе.
Зная свойства логарифма о том, что logа b a b 0, если a и b по одну сторону от 1, можно получить очень интересный и неожиданный способ решения неравенства. Об этом способе написано в статье “Некоторые полезные логарифмические соотношения” в журнале “Квант” № 10 за 1990 год.
Решим это неравенство, используя новые соотношения
Ответ:
Оказывается, что при решении некоторых логарифмических неравенств можно использовать и другие соотношения
Заменяемое выражение | Используемое выражение |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Закрепление. Выполните в тетради № 1757 (а) и № 1758 (а) и
Информационные источники.
Ознакомиться с данным материалом можно в учебнике Математика 10 под.ред. Смирновой И.М. , А.Г . Мордкович п. 57