Просмотр содержимого документа
«Решение неравенств с одной переменной»
Решение неравенств с одной переменной
Алгебра
8 класс
Яковлева Любовь Викторовна,
МБОУ «Самосдельская СОШ
им. Шитова В. А.»
b, ax научиться решать неравенства с одной переменной, опираясь на свойства равносильности. " width="640"
Цели урока:
- ввести понятия «решение неравенства», «равносильные неравенства»;
- познакомиться со свойствами равносильности неравенств;
- рассмотреть решение линейных неравенств вида ах b, ax
- научиться решать неравенства с одной переменной, опираясь на свойства
равносильности.
Всякий день есть
ученик дня вчерашнего.
Публий Сир
, чтобы неравенство было верным: 1) - 5а □ - 5b 2) 5а □ 5b 3) a – 4 □ b – 4 4) b + 3 □ a +3 " width="640"
Устные упражнения
- Зная, что a , поставьте соответствующий знак или , чтобы неравенство было верным:
- 1) - 5а □ - 5b
- 2) 5а □ 5b
- 3) a – 4 □ b – 4
- 4) b + 3 □ a +3
Устные упражнения
- Принадлежит ли отрезку [- 7; - 4] число:
Устные упражнения
- Укажите наибольшее целое число, принадлежащее промежутку:
- [-1; 4]
- (- ∞; 3)
- (2; + ∞)
4
2
не существует
Устные упражнения
7
2,5
В учении нельзя
останавливаться
Сюньцзы
Историческая справка
- Понятиями неравенства пользовались уже древние греки.
- Например , Архимед (III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, указал границы числа «пи».
- Ряд неравенств приводит в своём трактате «Начала» Евклид . Он, например, доказывает, что среднее геометрическое двух чисел не больше их среднего арифметического и не меньше их среднего гармонического .
Историческая справка
- Современные знаки неравенств появились лишь в XVII— XVIII вв.
- В 1631 году английский математик Томас Гарриот ввел для отношений «больше» и «меньше» знаки неравенства , употребляемые и поныне.
- Символы и ≥ были введены в 1734 году французским математиком Пьером Буге́ром .
Неравенства
Скажите мне, какая математика без них?
О тайне всех неравенств, вот о чём мой стих.
Неравенства такая штука – без правил не решить!
Я тайну всех неравенств попробую открыть.
3 при х = 4 5 • 4 – 11 3; 9 3 – верно; при х = 2 5 • 2 – 11 3, - 1 3 – неверно; Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. " width="640"
Рассмотрим неравенство 5х – 11 3
- при х = 4 5 • 4 – 11 3; 9 3 – верно;
- при х = 2 5 • 2 – 11 3, - 1 3 – неверно;
Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.
3 ? Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что их нет. " width="640"
Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.
- Являются ли числа 2; 0,2 решением неравенства:
а) 2х – 1
б) - 4х + 5 3 ?
Решить неравенство – значит найти все
его решения или доказать, что их нет.
0 и равносильны х 3 х 2 + 4 ≤ 0 и |х| + 3 нет решений 3х – 6 ≥ 0 и 2х 8 неравносильны х ≥ 2 х 4 " width="640"
Равносильные неравенства
Неравенства, имеющие одни и те же решения, называют равносильными. Неравенства, не имеющие решений, тоже считают равносильными
2х – 6 0 и равносильны х 3
х 2 + 4 ≤ 0 и |х| + 3 нет решений
3х – 6 ≥ 0 и 2х 8 неравносильны
х ≥ 2 х 4
При решении неравенств используются следующие свойства:
- Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком , то получится равносильное ему неравенство.
- Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число , то получится равносильное ему неравенство;
- если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число , изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится равносильное ему неравенство.
На примерах учимся
Федр
2(х + 2) + х + 5. Раскроем скобки приведём подобные слагаемые: Сгруппируем в левой части слагаемые с переменной, а в правой - без переменной: Приведём подобные слагаемые: Разделим обе части неравенства на положительное число 3, сохраняя при этом знак неравенства: 6х – 3 2х + 4 + х + 5 6х – 3 3х + 9 6х – 3х 9 + 3 3х 12 х 4 4 х Ответ: (4; + ∞) " width="640"
Пример 1 . Решим неравенство 3(2х – 1) 2(х + 2) + х + 5.
приведём подобные слагаемые:
- Сгруппируем в левой части слагаемые с переменной, а
в правой - без переменной:
- Приведём подобные слагаемые:
- Разделим обе части неравенства на положительное число 3,
сохраняя при этом знак неравенства:
6х – 3 2х + 4 + х + 5
6х – 3 3х + 9
6х – 3х 9 + 3
3х 12
х 4
4 х
Ответ: (4; + ∞)
2. Умножим обе части неравенства на наименьший общий знаменатель дробей, входящих в неравенство, т. е. на положительное число 6: Приведём подобные слагаемые: Разделим обе части на отрицательное число – 1, изменив знак неравенства на противоположный: - 2 • 6 2х – 3х 12 - х 12 х - 12 х Ответ:( - ∞; -12) " width="640"
Пример 2. Решим неравенство 2.
- Умножим обе части неравенства на наименьший общий знаменатель дробей, входящих в неравенство, т. е. на положительное число 6:
- Приведём подобные слагаемые:
- Разделим обе части на отрицательное число – 1, изменив знак неравенства на противоположный:
- - 2 • 6
- 2х – 3х 12
- - х 12
- х
- 12 х
Ответ:( - ∞; -12)
b или ах , где а и b – некоторые числа, называют линейными неравенствами с одной переменной. 5х ≤ 15, 3х 12, - х 12 Решения неравенств ах b или ах при а = 0. Пример 1 . 0 • х Пример 2. 0 • х Линейное неравенство вида 0 • х или 0 • х b , а значит и соответствующее ему исходное неравенство, либо не имеет решений , либо его решением является любое число . Ответ: х – любое число. Ответ: нет решений . " width="640"
Неравенства вида ах b или ах , где а и b – некоторые числа, называют линейными неравенствами с одной переменной.
- Решения неравенств ах b или ах при а = 0.
Пример 1 . 0 • х
Пример 2. 0 • х
- Линейное неравенство вида 0 • х или 0 • х b , а значит и соответствующее ему исходное неравенство, либо не имеет решений , либо его решением является любое число .
Ответ: х – любое число.
Ответ: нет решений .
Алгоритм решения неравенств первой степени с одной переменной .
- Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые.
- Сгруппировать слагаемые с переменной в левой части неравенства, а без переменной – в правой части, при переносе меняя знаки.
- Привести подобные слагаемые.
- Разделить обе части неравенства на коэффициент при переменной, если он не равен нулю.
- Изобразить множество решений неравенства на координатной прямой.
- Записать ответ в виде числового промежутка.
- 12 х ≥ 0 х ≤ - 4 1) – 2х 2) – 2х 6 3) – 2х ≤ 6 х - 2 х х ≥ - 3 Знак изменится , когда неравенств обе части Делить на с минусом число " width="640"
Устные упражнения
Решите неравенство:
4) – х
5) – х ≤ 0
6) – х ≥ 4
х - 12
х ≥ 0
х ≤ - 4
1) – 2х
2) – 2х 6
3) – 2х ≤ 6
х - 2
х
х ≥ - 3
Знак изменится , когда неравенств обе части
Делить на с минусом число
- 5 5) 0 • х ≤ 0 х - любое число 6) 0 • x 0 " width="640"
Устные упражнения
- Найдите решение неравенств:
1) 0 • х
2) 0 • x не имеет решений
3) 0 • х ≥ 6
4) 0 • х - 5
5) 0 • х ≤ 0 х - любое число
6) 0 • x 0
Письменные упражнения
Выполните:
- № 836(а, б, в)
- № 840(д, е, ж, з)
- № 844(а, д)
Как приятно,
что ты что – то
узнал.
Мольер
Домашнее задание
- Изучить п.34(выучить определения, свойства и алгоритм решения).
- Выполнить
№ 835;
№ 836(д – м);
№ 841.