СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение неравенств с одной переменной

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение неравенств с одной переменной»

 Решение неравенств с  одной переменной  Алгебра  8 класс  Яковлева Любовь Викторовна,  МБОУ «Самосдельская СОШ  им. Шитова В. А.»

Решение неравенств с одной переменной

Алгебра

8 класс

Яковлева Любовь Викторовна,

МБОУ «Самосдельская СОШ

им. Шитова В. А.»

b, ax научиться решать неравенства с одной переменной, опираясь на свойства равносильности. " width="640"

Цели урока:

  • ввести понятия «решение неравенства», «равносильные неравенства»;
  • познакомиться со свойствами равносильности неравенств;
  • рассмотреть решение линейных неравенств вида ах b, ax
  • научиться решать неравенства с одной переменной, опираясь на свойства

равносильности.

 Всякий день есть  ученик дня вчерашнего.    Публий Сир

Всякий день есть

ученик дня вчерашнего.

Публий Сир

, чтобы неравенство было верным: 1) - 5а □ - 5b 2) 5а □ 5b 3) a – 4 □ b – 4 4) b + 3 □ a +3 " width="640"

Устные упражнения

  • Зная, что a , поставьте соответствующий знак или , чтобы неравенство было верным:
  • 1) - 5а □ - 5b
  • 2) 5а □ 5b
  • 3) a – 4 □ b – 4
  • 4) b + 3 □ a +3
Устные упражнения Принадлежит ли отрезку [- 7; - 4] число:  - 10  - 6,5  - 4  - 3,1

Устные упражнения

  • Принадлежит ли отрезку [- 7; - 4] число:
  • - 10
  • - 6,5
  • - 4
  • - 3,1
Устные упражнения Укажите наибольшее целое число, принадлежащее промежутку:   [-1; 4]  (- ∞; 3)  (2; + ∞) 4 2 не существует

Устные упражнения

  • Укажите наибольшее целое число, принадлежащее промежутку:

  • [-1; 4]
  • (- ∞; 3)
  • (2; + ∞)

4

2

не существует

Устные упражнения Найди ошибку! x ≥ 7 Ответ: (- ∞; 7)  7  y    2,5

Устные упражнения

  • Найди ошибку!
  • x ≥ 7 Ответ: (- ∞; 7)

7

  • y

2,5

 В учении нельзя  останавливаться   Сюньцзы

В учении нельзя

останавливаться

Сюньцзы

Историческая справка Понятиями неравенства пользовались уже древние греки. Например , Архимед  (III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, указал границы числа «пи».   Ряд неравенств приводит в своём трактате «Начала» Евклид .  Он, например, доказывает, что среднее геометрическое двух чисел не больше их среднего арифметического и не меньше их среднего гармонического .

Историческая справка

  • Понятиями неравенства пользовались уже древние греки.
  • Например , Архимед (III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, указал границы числа «пи».
  • Ряд неравенств приводит в своём трактате «Начала» Евклид . Он, например, доказывает, что среднее геометрическое двух чисел не больше их среднего арифметического и не меньше их среднего гармонического .
Историческая справка Современные знаки неравенств появились лишь в XVII— XVIII вв.  В 1631 году английский математик Томас Гарриот  ввел для отношений «больше» и «меньше» знаки неравенства , употребляемые и поныне.    Символы  и ≥ были введены в 1734 году французским математиком Пьером Буге́ром . 

Историческая справка

  • Современные знаки неравенств появились лишь в XVII— XVIII вв.

  • В 1631 году английский математик Томас Гарриот ввел для отношений «больше» и «меньше» знаки неравенства , употребляемые и поныне.

  • Символы и были введены в 1734 году французским математиком Пьером Буге́ром
 Неравенства Скажите мне, какая математика без них? О тайне всех неравенств, вот о чём мой стих. Неравенства такая штука – без правил не решить! Я тайну всех неравенств попробую открыть.

Неравенства

Скажите мне, какая математика без них?

О тайне всех неравенств, вот о чём мой стих.

Неравенства такая штука – без правил не решить!

Я тайну всех неравенств попробую открыть.

3 при х = 4 5 • 4 – 11 3; 9 3 – верно; при х = 2 5 • 2 – 11 3, - 1 3 – неверно; Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. " width="640"

Рассмотрим неравенство 5х – 11 3

  • при х = 4 5 • 4 – 11 3; 9 3 – верно;
  • при х = 2 5 • 2 – 11 3, - 1 3 – неверно;

Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.

3 ? Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что их нет. " width="640"

Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.

  • Являются ли числа 2; 0,2 решением неравенства:

а) 2х – 1

б) - 4х + 5 3 ?

Решить неравенство – значит найти все

его решения или доказать, что их нет.

0 и равносильны х 3 х 2 + 4 ≤ 0 и |х| + 3 нет решений 3х – 6 ≥ 0 и 2х 8 неравносильны х ≥ 2 х 4 " width="640"

Равносильные неравенства

Неравенства, имеющие одни и те же решения, называют равносильными. Неравенства, не имеющие решений, тоже считают равносильными

2х – 6 0 и равносильны х 3

х 2 + 4 ≤ 0 и |х| + 3 нет решений

3х – 6 ≥ 0 и 2х 8 неравносильны

х ≥ 2 х 4

   При решении неравенств используются следующие свойства: Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным  знаком , то получится равносильное ему неравенство.   Если обе части неравенства умножить или разделить  на одно и то же положительное число , то получится равносильное ему неравенство; если обе части неравенства умножить или разделить  на одно и то же отрицательное число , изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится  равносильное ему неравенство.

При решении неравенств используются следующие свойства:

  • Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком , то получится равносильное ему неравенство.
  • Если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же положительное число , то получится равносильное ему неравенство;
  • если обе части неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число , изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится равносильное ему неравенство.
   На примерах учимся    Федр

На примерах учимся

Федр

2(х + 2) + х + 5. Раскроем скобки приведём подобные слагаемые: Сгруппируем в левой части слагаемые с переменной, а в правой - без переменной: Приведём подобные слагаемые: Разделим обе части неравенства на положительное число 3, сохраняя при этом знак неравенства: 6х – 3 2х + 4 + х + 5 6х – 3 3х + 9 6х – 3х 9 + 3 3х 12 х 4 4 х Ответ: (4; + ∞) " width="640"

Пример 1 . Решим неравенство 3(2х – 1) 2(х + 2) + х + 5.

  • Раскроем скобки

приведём подобные слагаемые:

  • Сгруппируем в левой части слагаемые с переменной, а

в правой - без переменной:

  • Приведём подобные слагаемые:
  • Разделим обе части неравенства на положительное число 3,

сохраняя при этом знак неравенства:

6х – 3 2х + 4 + х + 5

6х – 3 3х + 9

6х – 3х 9 + 3

3х 12

х 4

4 х

Ответ: (4; + ∞)

2. Умножим обе части неравенства на наименьший общий знаменатель дробей, входящих в неравенство, т. е. на положительное число 6: Приведём подобные слагаемые: Разделим обе части на отрицательное число – 1, изменив знак неравенства на противоположный: - 2 • 6 2х – 3х 12 - х 12 х - 12 х Ответ:( - ∞; -12) " width="640"

Пример 2. Решим неравенство 2.

  • Умножим обе части неравенства на наименьший общий знаменатель дробей, входящих в неравенство, т. е. на положительное число 6:
  • Приведём подобные слагаемые:
  • Разделим обе части на отрицательное число – 1, изменив знак неравенства на противоположный:
  • - 2 • 6
  • 2х – 3х 12
  • - х 12
  • х

- 12 х

Ответ:( - ∞; -12)

b или ах , где а и b – некоторые числа, называют линейными неравенствами с одной переменной. 5х ≤ 15, 3х 12, - х 12 Решения неравенств ах b или ах при а = 0. Пример 1 . 0 • х Пример 2. 0 • х Линейное неравенство вида 0 • х или 0 • х b , а значит и соответствующее ему исходное неравенство, либо не имеет решений , либо его решением является любое число . Ответ: х – любое число. Ответ: нет решений . " width="640"

Неравенства вида ах b или ах , где а и b некоторые числа, называют линейными неравенствами с одной переменной.

  • 5х ≤ 15, 3х 12, - х 12

  • Решения неравенств ах b или ах при а = 0.

Пример 1 . 0 • х

Пример 2. 0 • х

  • Линейное неравенство вида 0 • х или 0 • х b , а значит и соответствующее ему исходное неравенство, либо не имеет решений , либо его решением является любое число .

Ответ: х – любое число.

Ответ: нет решений .

 Алгоритм решения неравенств первой степени с одной переменной . Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые. Сгруппировать слагаемые с переменной в левой части неравенства, а без переменной – в правой части, при переносе меняя знаки. Привести подобные слагаемые. Разделить обе части неравенства на коэффициент при переменной, если он не равен нулю. Изобразить множество решений неравенства на координатной прямой. Записать ответ в виде числового промежутка.

Алгоритм решения неравенств первой степени с одной переменной .

  • Раскрыть скобки и привести подобные слагаемые.
  • Сгруппировать слагаемые с переменной в левой части неравенства, а без переменной – в правой части, при переносе меняя знаки.
  • Привести подобные слагаемые.
  • Разделить обе части неравенства на коэффициент при переменной, если он не равен нулю.
  • Изобразить множество решений неравенства на координатной прямой.
  • Записать ответ в виде числового промежутка.
- 12 х ≥ 0 х ≤ - 4 1) – 2х 2) – 2х 6 3) – 2х ≤ 6 х - 2 х х ≥ - 3 Знак изменится , когда неравенств обе части Делить на с минусом число " width="640"

Устные упражнения

Решите неравенство:

4) – х

5) – х ≤ 0

6) – х ≥ 4

х - 12

х ≥ 0

х ≤ - 4

1) – 2х

2) – 2х 6

3) – 2х ≤ 6

х - 2

х

х ≥ - 3

Знак изменится , когда неравенств обе части

Делить на с минусом число

- 5 5) 0 • х ≤ 0 х - любое число 6) 0 • x 0 " width="640"

Устные упражнения

  • Найдите решение неравенств:

1) 0 • х

2) 0 • x не имеет решений

3) 0 • х ≥ 6

4) 0 • х - 5

5) 0 • х ≤ 0 х - любое число

6) 0 • x 0

Письменные упражнения  Выполните: № 836(а, б, в) № 840(д, е, ж, з) № 844(а, д)

Письменные упражнения

Выполните:

  • 836(а, б, в)
  • 840(д, е, ж, з)
  • 844(а, д)

 Как приятно,  что ты что – то  узнал.  Мольер

Как приятно,

что ты что – то

узнал.

Мольер

Домашнее задание Изучить п.34(выучить определения, свойства и алгоритм решения). Выполнить № 835; № 836(д – м); № 841.

Домашнее задание

  • Изучить п.34(выучить определения, свойства и алгоритм решения).
  • Выполнить

835;

836(д – м);

841.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!