ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Мотивация к учебной деятельности. Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством стихотворения Форма организации учебной деятельности - фронтальная Дидактические средства ноутбук, проектор, доска, мультимедийная презентация Формы и методы контроля - беседа |
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Александровна, сегодня я проведу у вас урок математики. Садитесь. | - Здравствуйте! | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика». МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях (К) |
На прогулку за наукой Сегодня пойдём. Внимание, смекалку С собою возьмём! | |
- А какие качества помогут нам хорошо учиться? | - Аккуратность, вежливость, активность… |
- Чтобы начать, проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать пенал, тетрадь и учебник. | Проверяют готовность к уроку |
| |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений Цель. Повторить изученные способы действий, понятия, алгоритмы (правила), свойства и т. п. и выявить типичные и индивидуальные затруднения учащихся. Примерный план этапа: фронтальное повторение изученных способов действий, понятий, алгоритмов (правил), свойств; индивидуальная самостоятельная работа учащихся; самопроверка учащимися своих работ по предложенному полному образцу и фиксация ошибок. |
Задание 1. Форма организации учебной деятельности - фронтальная. Дидактические средства: лист №1. Формы и методы контроля – фронтальная проверка, самопроверка по эталону. | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. 2) формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат. 3) продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика». МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) - учиться принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности. - учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. (Р) 2) - учиться владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами. - учиться осуществлять поиск нужной информации и представлять собранную информацию в разной форме. - учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам. (П) 3) - учиться строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. - учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. - учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) учить выполнять устное сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. 2) учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. 3) учить решать текстовые задачи в 1-2 действия. |
| |
| |
На карточках вы видите лото. Я буду диктовать вам пример, а вы его решаете и обводите правильный ответ в кружок. В лото есть как правильные ответы, так и неправильные. Будьте внимательны! | |
Давайте попробуем решить первый пример вместе. Итак, 38-3, сколько получится? Верно, 35. Находим число в карточке и обводим в кружок. Всем понятно, как решать задание? Тогда приступайте. Примеры: 38-3; 25+4; 9-7; 59-5; 27-10; 11+30 | 13 | | 35 | 40 | | 2 | 17 | | | | 54 | 5 | | 22 | | 41 | | | | 29 | 38 | | 56 | | 13 | | 35 | 40 | | 2 | 17 | | | | 54 | 5 | | 22 | | 41 | | | | 29 | 38 | | 56 | | - 35 |
| |
Задание 2. Форма организации учебной деятельности – фронтальная. Дидактические средства: мультимедийная презентация, доска. Формы и методы контроля – фронтальные. |
Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание. | - Рисунок и таблица. |
I этап. Анализ задачи | |
Схема: | - Схему задачи. |
Давайте попробуем составить задачу, опираясь на схему и данные | |
| - О конфетах. |
| - 20. |
| - Съесть. |
| - 7. |
| - Мы не знаем. |
| - Было 20 конфет. |
| - Съели 7 конфет. |
| - Сколько конфет осталось? |
| - Было 20 конфет. Съели 7 конфет. Сколько конфет осталось? |
II этап. Поиск решения задачи. |
| - Сколько конфет осталось. |
| - Сколько всего конфет было и сколько конфет съели. |
| - Да, 20. |
| - Да, 7. |
| - Вычитанием. |
| - Съели конфет 20 без 7, поэтому надо из 20 вычесть 7. |
III этап. Решение задачи. |
| Решение: 20-7=13 (к.) Ответ: 13 конфет осталось. |
Вы большие молодцы, хорошо справляетесь с заданиями. Давайте попробуем решить следующее задание. | | |
Задание 3. Форма организации учебной деятельности – самостоятельная работа. Дидактические средства: лист №2. Формы и методы контроля – фронтальные, самопроверка. | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. (Р) учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам. (П) - учиться строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. - учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К) |
| |
(…) встань и прочитай пожалуйста задачу вслух, громко и четко, чтобы все ребята ее слышали. | - В одной бочке было 17 вёдер воды, а в другой – 12 вёдер воды. Для полива взяли 4 литра воды. Сколько вёдер воды осталось в бочках? |
| |
Отложите свои ручки и возьмите карандаши. Посмотрите внимательно на образец решения, и карандашом отметьте те места, где у вас ошибки. 1) 17+12=29(в.) – воды всего. 2) 29-4=25(в.) Ответ: 25 вёдер воды осталось в бочках. | | |
(17+12)-4=25(в.) Ответ: 25 вёдер воды осталось в бочках. | | |
Выявление места и причины затруднения. Цель. Организовать работу по выявлению места и причины ошибок на основе анализа работ учащихся. Форма организации учебной деятельности – фронтальная. Дидактические средства: отсутствуют. Формы и методы контроля – фронтальные, беседа. |
Поднимите руки те, кто правильно решил задачу. | | |
| - Не смогли правильно вычислить. |
| |
Кто решил другим способом, но получил тот же ответ? Что нашли сначала, а что потом? | - Сначала вычли из одной бочки 4 литра воды, а потом прибавили количество литров в другом ведре |
| |
| - Не выполнили все действия в задаче, не смогли решить выражением. | |
Построение проекта выхода из затруднения. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока, построению плана достижения цели. Форма организации учебной деятельности – фронтальная. Дидактические средства: мультимедийная презентация. Формы и методы контроля – фронтальная. |
Посмотрите, вы раньше уже решали такого типа задачи? | - Да. | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) - учиться принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности. - учиться выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. - учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. (Р) 2) - учиться осуществлять поиск нужной информации и представлять собранную информацию в разной форме. - учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам. (П) 3) - учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К) |
| |
Значит, какую цель мы поставим на урок перед собой? | - Повторить решение задач в два действия и выражением. |
| - Закрепление решения задач в два действия. |
– Посмотрите на экран, попробуйте по порядку расставить этапы нашего урока. 3. Потренироваться в решении задач в два действия. 1. Повторить сложение и вычитание чисел. 2. Вспомнить алгоритм решения задач. 4. Проверить себя. | - 1. Повторить сложение и вычитание чисел. 2. Вспомнить план решения задач. 3. Потренироваться в решении задач в два действия. 4. Проверить себя. |
Смотрите, на нашем уроке мы с вами будем подниматься по лесенке успеха. Наша задача – в конце урока оказаться на самом верху. Какие этапы мы с вами уже прошли? | - Повторить сложение и вычитание чисел. |
Смотрите, наш человечек поднялся на этап выше. Что же нас ждет дальше? Верно, вспомним с вами алгоритм. 1. Прочитай текст задачи. 2. Выдели условие – то, что известно. 3. Требование задачи – то, что нужно найти. 4. Выполни схему или кратную запись. 5. Запиши решение задачи. 6. Запиши текст задачи. | - Мы вспомним алгоритм решения задач в два действия. |
Реализация построенного проекта Цель. Организовать работу над ошибками. Рекомендация: учащиеся, не допустившие ошибок, самостоятельно или в группах выполняют задания повышенного уровня, творческого характера; учащиеся, допустившие ошибки, работают совместно с учителем фронтально, в группах, в парах. Подробно с проговариванием решения вслух решают типовые задания, вызвавшие затруднения. |
Задание 1 Форма организации учебной деятельности – фронтальная Дидактические средства: мультимедийная презентация, доска, карточка №2 и тетради. Формы и методы контроля – фронтальная проверка | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. 2) формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) - учиться принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности. - учиться выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. - учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. (Р) 2) - учиться владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами. - учиться осуществлять поиск нужной информации и представлять собранную информацию в разной форме. - учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам. (П) 3) - учиться строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. - учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. - учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. ,(К) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. 2)учить решать текстовые задачи в 1-2 действия. |
Верно. Для того, чтобы закрепить это умение, мы с вами разберем еще одну задачу. | |
| |
| |
Про себя прочитайте текст задачи. (…) прочитай задачу громко вслух для всего класса, остальные внимательно слушают. | |
Я предлагаю вам ее решить. Откройте свои тетради. От последней записи отступите 4 клетки и запишите сегодняшнее число 30.11 классная работа. | |
I этап. Анализ задачи |
| - О молоке, каше и омлете. |
| - Было 14 стаканов молока, на кашу ушло 7 стаканов, на омлет – 3 стакана. |
| - Сколько стаканов молока осталось в кувшине. |
| - Сколько стаканов молока осталось в кувшине. |
| - Составить схему. |
Как мы обозначим на схеме молоко, которое было в кувшине | - Отрезком. |
| - На 3. |
| - Потому что в задаче говорится об оставшемся молоке, каше и омлете |
| - Отрезком. 14 стаканов. |
| - Отрезком. 7 стаканов. |
| - 3 стакана. Отрезком. |
| - Сколько стаканов молока осталось в кувшине. Отрезком и знаком вопроса. |
Схема: | |
II этап. Поиск решения задачи. |
Давайте порассуждаем над решением данной задачи. На доске я буду записывать схему наших рассуждений, вам же ее делать не нужно, так что отложите ручки и тетрадки на край парты. | |
| - Сколько стаканов молока осталось в кувшине. |
| - Нет. |
| - Мы не знаем, сколько стаканов молока всего использовали. |
Зная, что в кувшине было 17 стаканов молока и 7 стаканов ушло на кашу, что мы можем найти? | - Мы можем найти сколько осталось стаканов молока, после того, как несколько ушло на кашу. |
Нам известно, сколько стаканов молока было? | - Да, 17. |
Известно, сколько стаканов молока ушло на кашу? | - Да,7. |
Узнав, сколько стаканов молока осталось после того, как несколько ушло на кашу и зная, что на омлет ушло 3 стакана, что мы можем узнать? | - Мы можем узнать сколько стаканов молока осталось в кувшине. |
| - Да, 7. |
Известно, сколько стаканов молока ушло на омлет? | - Да, 3. |
| - Сколько стаканов молока осталось после того, как 7 стаканов ушло на кашу. |
| - Вычитанием. |
| - Из целого вычитаем часть, значит из 17 вычитаем 7 |
| - Сколько стаканов молока осталось в кувшине после того, как 3 стакана ушло на омлет. |
| - Вычитанием. |
| - Из целого вычитаем часть, значит из 10 вычитаем 3. |
III этап. Решение задачи. | |
Теперь возьмите ручки и тетрадки и самостоятельно запишите решение задачи. А кто-то один запишет его у доски. Есть желающие? | |
| Решение: 1) 17-7=10 (ст.) – осталось после того, как несколько стаканов ушло на кашу. 2) 10-3=7 (ст.) Ответ: 7 стаканов молока осталось в кувшине. |
Остальные ребята посмотрите пожалуйста на доску и сверьте свои ответы. У кого есть ошибки – красиво карандашиком исправьте их. | |
| Решение: (17-7)-3=7 (ст.) Ответ: 7 стаканов молока осталось в кувшине. |
IV этап. Проверка решения задачи. |
Что нам теперь нужно сделать, чтобы проверить, а правильно ли мы решили задачу? | - Сделать проверку. |
| |
| - Сколько стаканов молока израсходовано всего. |
| - Сложением. |
| - Молока израсходовано 7 стаканов, да ещё 3. |
- Что мы найдём вторым действием? | - Сколько стаканов молока осталось в кувшине. |
| - Сложением. |
| - Из целого вычли часть, значит из 17 вычитаем 10. |
| 7. |
| - Да. |
| - Задача решена верно. |
Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Задачи будем мы решать! (Хлопаем в ладоши.) Отдохнуть мы не забудем (Прыжки на месте.) Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.) И легко — легко подышим... (Громкий вдох-выдох.) | |
– Посмотрите на нашу лестницу успеха. Можем ли сказать, что мы прошли один из этапов и поднялись на ступеньку выше? | - Да. |
– Верно, мы с вами уже вспомнили алгоритм решения задач в два действия. Что мы будем делать дальше? | - Тренироваться в решении таких задач. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу Цель. Выявить индивидуальные затруднения в ходе самостоятельной работы учащихся. Рекомендация: учащиеся самостоятельно выполняют задания, в которых они допустили ошибки на этапе актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений. Форма организации учебной деятельности – самостоятельная работа Дидактические средства: карточка №3 Формы и методы контроля – самопроверка по образцу |
Верно, найдите на столах карточку №3. | | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. 2) формировать умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за её результат. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) - учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. - учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. (Р) 2) - учиться владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.(П) ПРЕДМЕТНЫЕ: 1) учить соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий. 2) учить решать текстовые задачи в 1-2 действия. |
Про себя прочитайте задачу. (…) прочитай задачу громко вслух, чтобы все ребята тебя слышали. | - В саду росло 30 берёз. В первый день спилили 4 берёзы, а во второй 2? Сколько берёз осталось в саду? |
Самостоятельно решите задачу. Решение записывайте по действиям, без пояснений, кто может, запишите решение выражением. Ответом записываем полностью. | |
1) 4+2=6 (б.) – спилили всего. 2) 30-6=24 (б.) Ответ: 24 берёзы осталось в саду. | |
У кого верно получилось решить задачу? Кто ошибся? В чём ваша ошибка? Кто не смог выделить данные в задаче? Кто решил другим способом, но получил тот же ответ? Что нашли сначала, а что потом? Кто сделал ошибки при вычислениях? | |
Включение в систему знаний и повторение материала, изученного ранее Цель. Организовать закрепление нового знания в системе с ранее изученным материалом. Примерный план этапа: выполнение заданий, в которых изученные способы действий, понятия, алгоритмы (правила), свойства связываются с ранее изученными и между собой, выполнение заданий на использование изученного материала в нетиповых ситуациях. выполнение заданий на подготовку к изучению следующих тем. |
Задание 1 Форма организации учебной деятельности Дидактические средства: Формы и методы контроля | | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) - учиться принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности. - учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. (Р) 2) учиться владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам. (П) 3) - учиться строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. - учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. (К) |
Ребята, посмотрите на нашу лестницу успеха. Мы с вами дошли до самой высокой ступени. Что это значит? | - Это значит, что мы достигли цели урока. |
Молодцы. Вы очень хорошо сегодня работали, и мы сможем с вами выполнить ещё одно задание. | |
Возьмите, пожалуйста, учебник. Откройте страницу 63 и обратите внимание на 4 задание. | |
| - Решить примеры. |
| - Удобным способом. |
| |
| - Сначала мы из 60 вычтем 20, получим 40. |
| - Прибавляем к 40 7, получим 47. |
60-7 60-20 83-50 80-53 80-3 (80-20)-9 100-(4+36) 90-(53-50) | - Число 60 это 50 и ещё десяток, вычтем 7 из 10, получим 3. Затем прибавим 3 к 50 и получим 53. - Из 60 вычтем 20, получим 40. - Чтобы из 80 вычесть 53, сначала из 80 вычтем 50, получим 30. Затем из 30 вычтем 3, получим 27. - Число 80 это 70 и ещё десяток, вычтем 3 из 10, получим 7. Затем прибавим 7 к 70, получим 77. - Первым действием из 80 вычтем 20, получим 60. Затем из 60 вычтем 9, получим 51. - Первым действием к 4 прибавим 36, получим 40. Затем из 100 вычтем 40, получим 60. - Первым действием из 53 вычтем 50, получим 3. Затем из 90 вычтем 3, получим 87. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа: учащиеся называют, что вызывало затруднения, ошибки; анализ того, почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены; соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально); планирование цели дальнейшей деятельности. |
Ребята, что мы с вами делали сегодня на уроке? | - Мы тренировались в решении задач в 2 действия. | ЛИЧНОСТНЫЕ: 1) формировать навыки самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. 2) продолжить формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, развивать интерес к обучению, познанию, расширению знаний, учебному предмету «Математика». МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 1) - учиться воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. (Р) 2) - учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (К) |
| |
| |
| - Тренировались в решении задач. |
Напомните, какая у нас была цель урока? | - Повторить решение задач в 2 действия и запись решения выражением. |
| - Да. Мы легко можем решать задачи в 2 действия. |
У кого не получилось решить задачу в начале урока, но получилось сейчас? | |
| |
Поднимите зелёную карточку, если вы довольны своей работой на уроке. | |
Поднимите красную карточку, если вы не довольны тем, как вы работали на уроке. | |
Спасибо вам за работу, ребята. Урок окончен. До свидания. | |