СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Резервы обучения чтению младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  работе представлены технологические приемы по выработке у учащихся оптимального темпа чтения.

Просмотр содержимого документа
«Резервы обучения чтению младших школьников»

«Чтение – вот лучшее учение»

А.С.Пушкин

Технологические приемы обучения оптимальному чтению.

Цель: формирование читательской компетенции младшего школьника

Задачи:

формирование через литературное чтение функциональной грамотности, способствующей общему развитию и воспитанию;

представление технологических приемов, способствующих оптимизации темпа чтения;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младшего школьника.

Описание опыта.

«Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения, невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовно-нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в эпоху борьбы с неграмотностью, лозунгом современной школы, к сожалению, становится требование «научить ребёнка читать» -- читать целенаправленно, осмыслено, творчески.» («Стандарты второго поколения. Примерная программа начального общего образования»).

Как же сформировать читательскую компетенцию, какие резервы обучения можно использовать, чтобы выйти на оптимальную скорость чтения? Что такое оптимальное чтение?

Изучив литературу по данной проблеме, проанализировав собственный опыт работы по данной проблеме определимся с терминологией. Речь не будет идти о скорочтении, так как это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, оно возможно только про себя. Мы будем говорить об оптимальном чтении, то есть о чтении в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи (термин В.Н.Зайцева), Анализ исследований показывает, что это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.

Рассмотрим резервы обучения чтению. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Из своей практики хочу поделиться тем, как мной систематизированы виды работы над текстом, записанные под определённым номером. При написании поурочного плана нет надобности подробно записывать то задание, которое предложено ученикам, достаточно лишь указать номер вида работы.

Технологические приемы обучению оптимальному чтению

1 . «Молния» - читаем на максимально доступной детям скорости, по сигналу переключаемся на чтение в обычном темпе, чередуем чтение про себя и вслух.

2. Жужжащее чтение – основной элемент обучения в школе В.А.Сухомлинского, читают все ученики одновременно каждый со своей скоростью, вслух, вполголоса, чтобы не мешать однокласснику, у каждого ребёнка на парте лежит своя книга и каждый урок начинается с 5-ти минутки жужжащего чтения.

3.Звуковая разминка :

а) Шепотом медленно:

«Ра-ра-ра-начинается игра,

Ры-ры-ры – у нас в руках шары,

Ру-ру-ру –бью рукою по шару»

б) Тихо, умеренно:

«Арка,арца

Арта,арца,

Арла,арча,

Арса,аржа».

в) Громко и быстро

«Гарь – парь – жарь,

Дверь-зверь-червь».

4. « Угадайка» – по началу пословицы угадать продолжение.

5. «Фотоглаз» - для развития оперативной памяти упражнение , за основу взята техника зрительных диктантов по И.Т.Федоренко.

6. «Бегущая строка» -- быстро провести перед глазами учащегося текст в одну строку на полоске бумаги. Дети должны успеть прочитать .

7.Словарная работа «шкатулочка». Дети достают из шкатулочки новые слова и трактуют смысл, обращаясь к словарям.

8.Читаем с ударением.

9.»Кенгуру»-- под счет 1,2,3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки.

10 «Буксир»-- учитель читает текст, изменяя скорость чтения, учащиеся читают тот же текст про себя, пытаясь успеть за учителем, проверка осуществляется путем внезапной установки на каком-либо слове. Ученик должен показать это слово.

11. «Спринт» -- чтение про себя и как можно быстрее, при этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.

12 «Перевернутый мир» -- учебник переворачивается на 180 градусов.

13. «Повтор» -- каждое второе слово повторяется два раза.

14 «Губы» - плотно сжимаются губы, прикладывается палец левой руки и читается про себя.

15 «Инструкция» -- смотрите, читайте, выполняйте.

16 «Конструктор» -- из разбросанных слов составить предложение.

17. «В прямом—в обратном» -- одно слово в прямом, второе в обратном и т.д.

18. «Решетка» -- на текст накладывается бумажная решётка, прикрывающая отдельные буквы в словах, чтение слов .

19.Семейное чтение.

20.Чтение перед сном дает хороший результат, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью.

21.Режим щадящего чтения.

22.Самостоятельный замер скорости чтения.

23.Чтение - озвучивание. Читается по ролям текст, актёры показывают соответствующие движения куклами на грядке ширмы.

24.Чтение как маме или как бабушке.

25.Чтение в паре.

Используя данные технологические приему в процессе обучения достигается оптимальный темп чтения, способствующий формированию читательской комптенции младшего школьника. Данный фактор воздействует положительно на успеваемость младшего школьника, воспитывается интерес к чтению книг, приобретается умение работать с разными видами информации.













3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!