У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Прочитайте отрывок и поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Обратите внимание на звучание окончаний последних слов строк этого поэтического текста. Сделайте вывод .
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк
Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей …
Найдите рифмующиеся строки в данных отрывках поэмы. Сделайте вывод.
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской …
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
Прочитайте два отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Обратите внимание на разный ритм этих отрывков. Определите, как ритм подчёркивает характеры героинь сказки
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…
У лукоморья дуб зеленый ;
Златая цепь на дубе том :
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом …
Попробуйте сами сочинить четверостишье перекрёстной рифмовкой с рифмами:
………………… .. ногам
………………… . руку
………………… .. очам
………………… .. муку
Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой …
Попробуйте сами сочинить четверостишье парной рифмовкой с рифмами:
………………… .. дней
………………… . сыновей
………………… .. глубокой
………………… .. высокой
Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
И я там был, и мёд я пил ;
У моря видел дуб зелёный ;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил .
Попробуйте сами сочинить четверостишье опоясывающей рифмовкой с рифмами:
……………………… .. опять ……………………… кручина
…………………… .. причина ……………………. разогнать.
Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет пождет с утра до ночи, Смотрит в ноле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.
Найдите различные рифмовки в прочитанной сказке «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
свободно движущаяся речь от предложения к предложению
Подберите в учебнике
примеры прозаической
речи
речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю
Подберите в учебнике
примеры стихотворной
речи
- Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне…»;
2. Что такое рифма и какие способы рифмовки мы встретили в отрывке поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?
3. Покажите разницу между прозаической и стихотворной речью, приведите примеры из текстов учебника.
- Сочинить стихотворение, используя один из способов рифмовки;
- Подготовить выразительное чтение отрывка одной из сказок А.С.Пушкина;