СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рифма и ритм стихотворной речи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рифма и ритм стихотворной речи»

У лукоморья дуб зелёный;  Златая цепь на дубе том:  И днём и ночью кот учёный  Всё ходит по цепи кругом;  Идёт направо - песнь заводит,  Налево - сказку говорит.  Там чудеса: там леший бродит,  Русалка на ветвях сидит;  Там на неведомых дорожках  Следы невиданных зверей;  Избушка там на курьих ножках  Стоит без окон, без дверей;  Там лес и дол видений полны;  Там о заре прихлынут волны  На брег песчаный и пустой,  И тридцать витязей прекрасных  Чредой из вод выходят ясных,  И с ними дядька их морской;  Там королевич мимоходом  Пленяет грозного царя;  Там в облаках перед народом  Через леса, через моря  Колдун несёт богатыря;  В темнице там царевна тужит,  А бурый волк ей верно служит;  Там ступа с Бабою Ягой  Идёт, бредёт сама собой,  Там царь Кащей над златом чахнет;  Там русский дух... там Русью пахнет!  И там я был, и мёд я пил;  У моря видел дуб зелёный;  Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.  Прочитайте отрывок и поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Обратите внимание на звучание окончаний последних слов строк этого поэтического текста. Сделайте вывод .

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Прочитайте отрывок и поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Обратите внимание на звучание окончаний последних слов строк этого поэтического текста. Сделайте вывод .

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк Там на неведомых дорожках  Следы невиданных зверей;  Избушка там на курьих ножках  Стоит без окон, без дверей … Найдите рифмующиеся строки в данных отрывках поэмы. Сделайте вывод. Там лес и дол видений полны;  Там о заре прихлынут волны  На брег песчаный и пустой,  И тридцать витязей прекрасных  Чредой из вод выходят ясных,  И с ними дядька их морской …

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк

Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей

Найдите рифмующиеся строки в данных отрывках поэмы. Сделайте вывод.

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской

Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого… Прочитайте два отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Обратите внимание на разный ритм этих отрывков. Определите, как ритм подчёркивает характеры героинь сказки И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь…

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Прочитайте два отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Обратите внимание на разный ритм этих отрывков. Определите, как ритм подчёркивает характеры героинь сказки

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь…

У лукоморья дуб зеленый ; Златая цепь на дубе том : И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом … Попробуйте сами сочинить четверостишье перекрёстной рифмовкой с рифмами: ………………… .. ногам ………………… . руку ………………… .. очам ………………… .. муку Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.

У лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том :

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом

Попробуйте сами сочинить четверостишье перекрёстной рифмовкой с рифмами:

………………… .. ногам

………………… . руку

………………… .. очам

………………… .. муку

Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.

Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой … Попробуйте сами сочинить четверостишье парной рифмовкой с рифмами: ………………… .. дней ………………… . сыновей ………………… .. глубокой ………………… .. высокой Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой

Попробуйте сами сочинить четверостишье парной рифмовкой с рифмами:

………………… .. дней

………………… . сыновей

………………… .. глубокой

………………… .. высокой

Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.

И я там был, и мёд я пил ; У моря видел дуб зелёный ; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил . Попробуйте сами сочинить четверостишье опоясывающей рифмовкой с рифмами: ……………………… .. опять ……………………… кручина …………………… .. причина ……………………. разогнать. Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.

И я там был, и мёд я пил ;

У моря видел дуб зелёный ;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил .

Попробуйте сами сочинить четверостишье опоясывающей рифмовкой с рифмами:

……………………… .. опять ……………………… кручина

…………………… .. причина ……………………. разогнать.

Расставьте знаки препинания в вашем стихотворении.

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет пождет с утра до ночи, Смотрит в ноле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.  Найдите различные рифмовки в прочитанной сказке «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет пождет с утра до ночи, Смотрит в ноле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь. Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец. На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла.

Найдите различные рифмовки в прочитанной сказке «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

свободно движущаяся речь от предложения к предложению Подберите в учебнике примеры прозаической речи

свободно движущаяся речь от предложения к предложению

Подберите в учебнике

примеры прозаической

речи

речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю Подберите в учебнике примеры стихотворной речи

речь, подчинённая определённому порядку, ритму, строю

Подберите в учебнике

примеры стихотворной

речи

Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне…»;  2. Что такое рифма и какие способы рифмовки мы встретили в отрывке поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?  3. Покажите разницу между прозаической и стихотворной речью, приведите примеры из текстов учебника. Сочинить стихотворение, используя один из способов рифмовки;  Подготовить выразительное чтение отрывка одной из сказок А.С.Пушкина;
  • Что такое ритм? Приведите примеры разного ритма из «Сказки о мёртвой царевне…»;

2. Что такое рифма и какие способы рифмовки мы встретили в отрывке поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?

3. Покажите разницу между прозаической и стихотворной речью, приведите примеры из текстов учебника.

  • Сочинить стихотворение, используя один из способов рифмовки;
  • Подготовить выразительное чтение отрывка одной из сказок А.С.Пушкина;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс