СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данной разработкой урока может пользоваться учитель при изучении  прозаической речи. а также . при изучении ритма и рифмы.

Просмотр содержимого документа
«Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм.»

5 кл литература

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм.

Цели урока:

1.Познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам.

2.Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь; развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста.

3.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к литературе, музыке, живописи, способствовать формированию языкового вкуса детей; воспитание чувства сострадания и милосердия ко всему живому на земле.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Царь с царицею простился.
В путь-дорогу снарядился...

      Кто из русских людей не продолжит этой сказки? С раннего детства вслушиваемся мы в чарующие строки, в зрелом возрасте с любовью и наслаждением читаем детям и внукам старинную историю о завистливой мачехе и красивой падчерице, о влюбленном королевиче и о счастливой свадьбе в конце.
      Чтобы раскрыть обаяние сказки перед учениками, важно по-новому посмотреть на знакомый текст, самому вновь пережить ощущение открытия. Всмотримся в образы этой сказки, вслушаемся в речь героев, проживем их жизнь. Героини сказки Пушкина, в отличие от образов традиционной народной сказки, не умещаются в типичную схему «добрый — злой». Они именно героини, даже если о них сказано несколько строк, они самобытны и психологически достоверны. Вместе с учениками откроем эту сказку для себя.
3.Беседа по сказке.
      Беседу по сказке мы начнем с вопроса:
      — Какой можно назвать сказку А. С. Пушкина — народной или литературной?
      Ученики ответят, что это литературная сказка, но при этом она очень близка к народной. Обратимся к 3-му вопросу учебника (с. 108):
      — Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?
      Ученики отвечают, что сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.
      В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».
      Сказка Пушкина нравится детям больше, потому что она более душевная, чем сказка Жуковского.
      — Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем она отличается от нее?
 4.Работа над темой урока.Чтение статей учебника
      Найдем учебную статью «Рифма, способы рифмовки» (с. 110), прочитаем ее, выпишем основные понятия в тетрадь.
      Чтобы дать понятие об отличии стихотворной и прозаической речи, мы можем провести беседу с учениками и записать определение ритма по учебной статье «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 111—112).
      — Приведите примеры ритма в жизни.
      — Какое прозаическое произведение мы записывали как стихотворение, потому что чувствовали в нем ритм?
      Ученики вспомнят отрывки из сказки «Царевна-лягушка» и подтвердят: иногда в прозе тоже бывает ритм.
      — Чем отличается ритм прозы от стихотворного ритма?
      Достаточно того, что ученики услышат, что стихотворный ритм более четкий. Изучение размеров стиха предусмотрено программой в 6-м классе, но в качестве пропедевтики мы можем дать детям почувствовать, что есть стихи, которые соответствуют, например, тиканью часов или маршу солдат (двусложные размеры); есть такие стихи, которые можно петь под ритм вальса, на раз-два-три (трехсложные размеры).
      Итак, в тетради останется несколько небольших записей:
      Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.
      Ритм — повторение однозначных явлений через равные промежутки времени.
      Прозаическая речь — речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.
      Стихотворная речь — речь, подчиненная ритму.

5. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)
      Мы предлагаем как путь изучения сказки чтение текста по эпизодам, обсуждение содержания, сплавленное с наблюдениями над лексикой, интонацией, ритмом и работой над выразительным чтением. Одновременно можно составлять план сказки, озаглавливая выделенные эпизоды.
      Ход работы может быть таким: один ученик читает эпизод сказки, класс дает этому эпизоду название, записывает в тетради, обсуждает с помощью вопросов, предлагаемых учителем. В завершение работы другой ученик читает этот же эпизод, но уже с учетом того, о чем говорилось при обсуждении. Наметим эпизоды и возможное содержание разговора.

6.Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание._ Написать сочинение