Просмотр содержимого документа
««Родительный падеж имен существительных в единственном числе».»
Класс 4
Тема урока: «Родительный падеж имен существительных в единственном числе».
Цель урока: Познакомить с особенностями имён существительных в родительном падеже.
Задачи урока:
-уточнить и расширить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (основные значения, вопросы, предлоги);
- учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги;
- формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже;
- отрабатывать приём распознавания падежей;
- развивать внимание, память, речь;
-формировать умение работать в паре;
-воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.
Личностные:
- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;
- мотивационной основы учебной деятельности.
Предметные:
- способствовать формированию умений распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги;
- способствовать формированию умений применять полученные знания при выполнении различных заданий.
Планируемые результаты обучения:
Метапредметные:
Регулятивные:
- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей;
- самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
Познавательные:
-знать и уметь определять существительные в родительном падеже;
-уметь выполнять разбор предложения по членам;
- способствовать формированию умений строить выводы на основе сравнения;
- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;
- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.
Коммуникативные:
- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;
- аргументировать свою точку зрения;
- активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Виды организации учебной деятельности: самостоятельное изучение теоретического материала, работа со схемами и иллюстрациями, работа в парах, самостоятельная работа.
Этапы урока | Деятельность учителя | Виды организации учебной деятельности | Краткое содержание | Планируемые результаты Личностные |
1.Орг. момент 2.Проблематизация, актуализация, мотивация. | Проверяет подготовку к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок. Формулирует задание Организует самопроверку. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Создание проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Что мы знаем? Что хотим узнать | Самостоятельная работа Фронтальная беседа. Осуществляют: ‑ самопроверку; ‑ самооценку; Эврестическая беседа. | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Подравнялись, тихо сели. Дружно принялись за дело. Каждому из вас на парту выдан маршрутный лист сегодняшнего урока. В нем вы будете оценивать свою работу. - В начале урока предлагаю вам «веер знаний». Каждый из вас должен подготовить ответы на вопросы. Молодцы! Впишите пропущенные слова. (Самопроверка.) 1.Имя существительное – это________. 2.Имя существительное обозначает _________. 3.Имя существительное отвечает на вопросы _____ . 4.Имя существительное, обозначающее один предмет, стоит в форме __ . 5.Имена существительные, к которым можно поставить слова: он, мой _________рода. 6.У имён существительных _________ рода на конце после шипящего пишется мягкий знак. В своих маршрутных листах найдите графу «Веер знаний» и оцените себя. На прошлом уроке мы изучили с вами именительный падеж. Что вы о нём мне можете рассказать? Прочитайте словосочетания. Что их объединяет? Капля дожд…, берег мор…, кувшинчик из глин…, остаться у друг…, спуститься с гор…, бежать от старт… до финиш…, выглянуть из-под крыш... О каком падеже пойдёт речь на уроке? (о родительном падеже) Какие цели поставите перед собой? Молодцы! | Регулятивные Удерживают учебную задачу при выполнении задания. Оценивают правильность написания. Коммуникативные Строят устное речевое высказывание об именительном падеже. |
3.Первичное ознакомление. Физминутка. | Формулирует задание Организует поисковую работу в паре Контролирует выполнение работы Побуждает к высказыванию своего мнения. | Работа в паре. Изучение теоретического материала. Работа с таблицей. Фронтальная беседа. Речевая деятельность. Рассказ учителя. | - Сейчас вы поработаете в паре и выполните исследовательскую работу. 1.Вставьте пропущенные окончания. 2.Укажите склонение у выделенных имён существительных. 3.Определите падеж у выделенных имён существительных. 4.Заполните таблицу. | Вопросы | | Вспомогательное слово | | Предлоги | | Член в предложении. | | Окончания | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | | | | Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть из-под крыши. Проверка. Проверка таблицы по учебнику с. 107, упр. 191 Расскажите, что вы знаете о родительном падеже Объясните написание окончаний в предложении. -Вам интересно, почему родительный падеж получил такое название? Родительный падеж. Название имеет греческий корень «род». Родительный падеж можно было бы назвать еще «родительским» падежом. В латинском языке он как «падеж родства»: сын своего отца, внук Льва Толстого, потомки Пушкина. | Совместная деятельность Принимают цель совместной деятельности, коллективно строят план действий по ее достижению, договариваются. Коммуникативные Строят устное речевое высказывание о признаках, по которым можно определить родительный падеж имени существительного. |
4.Отработка и закрепление. | Организует проверку выполнения упражнения | Самостоятельная работа Осуществляют: ‑ самопроверку; ‑ самооценку. | Какое следующее задание в маршрутном листе? Стр.108 упр.192.Спишите. Укажите имена существительные в родительном падеже. Выделите их окончания. Объясните, почему у имен существительных в родительном падеже разные окончания. Выполните его самостоятельно. Молодцы! Оцените, выполненную вами работу. | Регулятивные Выстраивают последовательность учебных операций при списывании. Оценивают правильность написания работы. Коммуникативные Устно объясняют, почему у имен существительных в родительном падеже разные окончания. |
5.Обобщение, систематизация, применение. | Формулирует задание Организует работу по учебнику | Работа с источником. Работа в паре. | 1.Выпишите из стр.108 упр. 193 слова-названия профессий. Объясните, как вы понимаете их значение. Работа со словарем. Обсудите, какую профессию вы считаете самой важной. Почему? Проверка. 2.Запишите слово в тетрадь и составьте с ним предложение, где бы это слово стояло в единственном числе. | Регулятивные Выстраивают последовательность учебных операций при списывании. Оценивают правильность написания предложения. Совместная деятельность Принимают цель совместной деятельности, коллективно строят план действий по ее достижению, договариваются. Познавательные Выбирают источник получения информации: уточняют написание слова по орфографическому словарю учебника. |
6.Этап рефлексии учебной деятельности. | Организует коллективную проверку Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Высказывают свое мнение. Самостоятельная работа. | Что мы теперь знаем о родительном падеже? -На какие вопросы отвечают существительные в форме родительного падежа? -Какие предлоги дружат с существительными в форме родительного падежа? Посмотрите на доску. Запишите в тетрадь только существительные в родительном падеже. | Коммуникативные В процессе учебного диалога отвечают на вопросы по изученной теме. Регулятивные Удерживают учебную задачу при списывании. |
7.Домашнее задание | Дает комментарий к домашнему заданию. | | Выполнить упр.196 стр. 109, выучить материал таблицы. Выполнить упр.199 стр.110(задание повышенного уровня сложности) По выбору. | |