СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Счастлив тот, кто счастлив дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Счастлив тот, кто счастлив дома"»

«Счастлив тот, кто счастлив дома»

Л.Н. Толстой

Звучит песня «Родительский дом – начало начал». В класс заходит учитель.

За ним вбегают в класс мальчик и девочка, взявшись за руки.


Ход собрания.

I. Сообщение темы собрания.

Учитель: Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на праздник?

Дети: О каком празднике вы говорите?

Учитель: О празднике семьи.

Мальчик: Семья? А что это такое?

Учитель: вы не знаете, что такое семья? Может, вам помогут наши ребята? садитесь, пожалуйста, и внимательно слушаёте. А наши ребята помогут вам рассказать, что значит для них слово «семья».


  1. Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный в жизни и в судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.


  1. Когда родилась наша дружная семья,

Рядом с папой и мамой не было меня.

Часто я смотрю на фото их красивое,

И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

Отвечает папа: «Не было тебя!»

Как может быть такое, чтобы без меня

Родилась такая дружная, счастливая семья?


  1. Я так люблю, когда луна глядит в окошко,

И сказки тихо бродят по углам.

А рядом мама держит за ладошку,

И гладит мои волосы слегка.


  1. Сегодня в доме выходной, сегодня воскресенье.

Мы с папой на кухне колдуем вдвоём,

Для мамы печём печенье.

Мы стол накрываем и ставим цветы,

Печенье кладём на блюдо.

Мы маме подарим любовь и букет,

А мама помоет посуду.

  1. Мой папа любит в дневнике

Красиво расписаться,

А с двойками, что ставят мне,

Он разрешает маме разбираться.


  1. Сегодня праздник у меня,

Сегодня день рожденья!

Придет поздравить вся семья,

Готовим угощенье!


  1. Две бабушки мои придут

И два солидных деда,

Рассказы слушать их люблю

Про светлый день Победы!

Придет любимая сестра

С племянницей – малышкой

И с важным видом буду ей

Показывать я книжки.

Сегодня очень счастлив я!

Я жду тебя, моя семья! (все вместе)


II Основная часть.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Дорогие гости, вам понравился рассказ ребят? Хорошо, итак тема нашего собрания «Счастлива тот, кто счастлив дома»

Готовясь к собранию, я заглянула в толковый сло­варь, чтобы уточнить смысл слова семья. И должна вам сказать, что семья — слово многозначное. Одно из лексических значе­ний, касающееся сегодняшней темы, зву­чит так: «Группа живущих вместе родст­венников (муж, жена, родители с деть­ми)». Если мы вспомним роман Л.Н. Толстого «Анна Каре­нина», то в самом начале встречается фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несча­стлива по-своему». Так какую же семью можно назвать счастливой? Что нужно для создания счастливой семьи? Попробуем от­ветить на эти вопросы.

(Учитель предлагает родителям выполнить задание)

Учитель: «Попробуйте создать модель счастливой семьи. Для этого внимательно прочитайте пословицы и афоризмы, которые записаны на доске:

Наши дети — это наша старость... (А.С. Макаренко).

Семья без детей, что дерево без корней.

Верная любовь в огне не горит, в воде не тонет.

На что и клад, когда у мужа с женой лад.

Учи дитя, пока поперек лавочки ле­жит, а когда вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.

Где любовь да совет, там и горя нет.

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.

Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.

(Затем происходит обмен мнениями меж­ду родителями).

Учитель: Мы с вами попробовали создать модель счастливой семьи. Мы определили, что се­мья держится на любви. По этому поводу Конфуций писал: «Государство — это боль­шая семья, а семья — это маленькое госу­дарство. И держится оно на любви». Уме­ние любить, лежащее в основе стабильного брака, относится к важнейшим элементам нравственной культуры личности. Поэтому родители должны учить детей видеть в любви красоту подлинных человеческих от­ношений. Способность к любви воспитыва­ется с первых лет жизни ребенка в роди­тельском доме. Если мы научим своих детей быстро, не затрачивая лишних усилий, выполнять хотя бы часть домашних дел, то их семейная жизнь в дальнейшем сложится легче. У каждого ребенка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребенок маленькое дело, растет ребенок — растет дело. Труд должен быть систематичес­ким и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучить необходимым умениям, прививать тру­довые навыки. Придавая огромное значение труду, замечательный русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Какова лучшая форма наслед­ства, которую оставляют родители детям? Может быть, деньги и вещи? Нет. Может быть, образование? И да, и нет. Да, если об­разование воспитывает трудолюбие. Нет, ес­ли оно трудолюбие не воспитывает. Воспи­тание у детей безграничного трудолюбия — вот лучшая форма наследия родителей и одно из условий счастья наследников».


2. Сообщение результатов анкетирования учащихся.

Учитель: Ну а сейчас мы обратимся к результатам анкети­рования «Родители глазами детей».

I На во­прос «К кому из родителей ты чаше всего обращаешься за помощью?» ответы распре­делялись так: «К маме (11), к папе (4), к другим родственникам (бабушке, старшим братьям) (4)».

«Как вы с родителями проводите выходные?» - преобладают прогулки в парк (6), поездки в гости к родным (7), выходные проводят дома (6).

«Какие качества личности ты ценишь в сво­их родителях?» Ответы детей: доброта (10), трудолюбие (2) – хорошо готовит, шьет, внимание (83%), взаимопонимание, чуткость, ум (7).

«Какие качества вам не нравятся в родителях?» Ответы детей: строгость, крик, злость (14), работа (отнимает родителей у детей) (2), все нравится (3).

Один из вопросов анкеты звучал так: «Что бы ты пожелал своей семье?» Сыновья и дочки хотели, чтобы в семье было меньше ссор, конфликтов между мамой и папой (6); чтобы все были здоровы (3), материального благополучия (3) - -компьютер, новую квартиру; сестренку (1); добра, любви, счастья (6).

( ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

(Интерпретация результатов анкетирования сопровождается

графиками и круговыми диаграммами на доске)

  1. Рисунок «Моя семья»

Учитель: также вы можете ознакомить с выставкой рисунков на тему «Моя семья», которые нарисовали ребята к сегодняшней встрече.

Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

  1. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п.,

  2. тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

  3. особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости

- стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе

- или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции


  1. Ситуативный практикум

(Родители делятся на микрогруппы по 5-7 человек в каждой,

на выполнение задания – 2 минуты )

Учитель: А сейчас я предлагаю Вам обсудить вопросы о роли семейных традиций в воспитании детей. Каждая микрогруппа получит 1 вопрос для обсуждения. Я предлагаю высказать своё мнение и обменяться опытом семейного воспитания.

  1. Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений между членами семьи ? (пример)

  2. Нужны ли праздники для детей в семье? Почему?

  3. Надо ли специально организовывать праздник для ребёнка? Как это лучше сделать?


Учитель: Итак, мы пришли к выводу о том, что семейный праздник – важная составляющая семейных традиций. «Тускло и серо было бы детство, если бы из него выбросить праздники». (К.Д.Ушинский) От того, как мы взрослые проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, к чему стремиться, чему радоваться.


4. Тестирование родителей

Учитель: а теперь небольшой тест для каждого из Вас - «На какой основе строятся отношение отца и матери к ребёнку»?

Если Вы согласны с приведенными утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет – о баллов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).





Подведение итогов теста.

12-15 баллов.

О. – Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребёнку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребёнка.

М. – Вы очень любите ребёнка, но забываете о том, что ребёнок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8-11 баллов.

О.- В воспитании ребёнка существует отстранённость.

М. – Ребёнку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов.

О.- не судите слишком строго своего ребёнка.

М.- вашему ребёнку нужно больше мягкости и поощрения.


5. Родителям на заметку.

Учитель: в память о нашем сегодняшнем разговоре мне хотелось бы, чтобы каждый из Вас ознакомился с некоторыми заповедями воспитания и, возможно, воспользовался ими. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

(Учитель каждому родителю вручает заповеди воспитания)


III Подведение итогов.

Учитель: В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. Сила влия­ния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых раз­личных условиях и ситуациях. Человек про­водит в семье большую часть своего време­ни. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже сознавая порой их отри­цательное влияние, человек не может всю жизнь от них освободиться.

Сегодня мы говорили о том, какую семью можно назвать счастливой. Многие со мной согласятся, что счастье семьи в детях. Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.















ЛИТЕРАТУРА

  1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительские собрания в 1-2 классах, - Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2004.

  2. Горбунова Н.А. Ролительские собрания в начальной школе. Часть 1, -Волгоград. 2003.

  3. Методики изучения эффективности воспитательной деятельности в школе: сборник методических материалов/ сост. Ю.М. Тамошин – Самара: РЦМО, 2002.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Приглашение на родительское собрание.


Уважаемые___________________________________________________!


Наш 5«Г» класс приглашает Вас принять участие в родительском собрании, посвящённом семье.

Мы ждём Вас и надеемся, что в нашей школьной семье Вы не будете чувствовать себя гостями!



Ребята 5 «Г» класса и их классный руководитель

Мария Владимировна.













ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«К кому из родителей ты чаше всего обращаешься за помощью?»

ответы распре­делялись так: «К маме (8), к папе (3), к другим родственникам (бабушке, старшим братьям) (3)».





«Как вы с родителями проводите выходные?» - преобладают прогулки в парк (4), поездки в гости к родным (7), выходные проводят дома (3).











«Какие качества личности ты ценишь в сво­их родителях?» Ответы детей: доброта (8), трудолюбие (2) – хорошо готовит, шьет, внимание, взаимопонимание, чуткость, ум (4).



«Какие качества вам не нравятся в родителях?» Ответы детей: строгость, крик, злость (9), работа (отнимает родителей у детей) (3), все нравится (2).


«Что бы ты пожелал своей семье?» Сыновья и дочки хотели, чтобы в семье было меньше ссор, конфликтов между мамой и папой (2); чтобы все были здоровы (5), материального благополучия (3) - -компьютер, новую квартиру; сестренку (1); добра, любви, счастья (3).
























ПРИЛОЖЕНИЕ 3


  1. Иногда немного жаль, что ребёнок вырастет и станет взрослым

  2. Если ребёнок говорит неправду, то он скорее всего не лжёт, а фантазирует

  3. Современные школьные программы чересчур сложны

  4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребёнком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

  5. Если ребёнок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить его за усилие.

  6. Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.

  7. Если ребёнок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.

  8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

  9. У каждого ребёнка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.

  10. Ребёнок мог бы достичь больших успехов, если бы учитель относился к нему благожелательно.

  11. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребёнка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирождённые воспитатели.

  12. В детстве всем необходимы занятия спортом.

  13. За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться детям.

  14. Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребёнка слишком многого.

  15. Повзрослев ребёнок неизбежно столкнётся в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.

Всего баллов_____________







ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Заповеди воспитания.

    1. Главный метод воспитания – доставлять ребёнку радость общения снами: радость совместного познания, совместного труда, игры и отдыха.


    1. Наша повседневная жизнь, наше общение друг с другом как можно больше должны соответствовать тому идеалу, который мы стремимся вселить в ребёнка.


    1. Воспитание скрытый и длительный процесс, поэтому мы должны проявлять проницательность, последовательность и терпение во всех конкретных случаях.


    1. Относитесь к своему ребёнку всерьёз, старайтесь проникнуть в его внутренний мир, а не навязывать свою логику как единственную верную.



    1. Мы должны решительно отказаться от авторитарности и таких форм поведения как крик, брань, ущемления самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждения.


    1. Всегда, при любых обстоятельствах, при любом настроении, оставайтесь вежливыми со своими близкими, давайте им доказательство того, что вы их любите.










14