Просмотр содержимого документа
«Роль наглядности в обучении математике детей с нарушением интеллекта.»
Роль наглядности в обучении детей с нарушением интеллекта.
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений .
B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:
- Естественная наглядность
- Экспериментальная наглядность.
- Картинная и картинно-динамическая наглядность
- Объемная наглядность
- Звуковая наглядность
- Символическая и графическая наглядность
- Смешанная наглядность
Особенности становления зрительных образов у школьников с нарушением интеллекта:
- Неполнота формируемого образа (опускаются мелкие и малозаметные детали, нарушаются пропорции, величины объектов).
- Неполноценность связи непосредственного восприятия с предыдущим опытом.
- Недостаточное осознание связи между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета.
- Трудности при осмысленном воссоздании образа объемного предмета на основе восприятия его плоского изображения.
- Неполное отражение воспринимаемых свойств предметов в речи учащихся.
- Слабость удержания предметных образов в долговременной, а часто и в оперативной памяти.
Применение наглядности в коррекционных учреждениях способствует:
- чувственному ознакомлению и осмысливанию школьниками учебного материала, обеспечивая глубокое понимание содержания путем активного участия мышления,
- запоминанию и дальнейшему безошибочному применению полученных знаний на практике,
- формированию у учащихся навыков организации и планирования деятельности,
- коррекции и развитию ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, моторики,
- воспитанию любознательности, наблюдательности, аккуратности, умений работать в коллективе и эстетическому развитию
Требования к наглядному материалу в коррекционной школе :
- доступность сюжета;
- достоверность содержания;
- достаточный формат для фронтальной работы;
- красочность и яркость изображения;
- соответствие содержанию изучаемого материала;
- аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;
- дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;
- время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в
нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).
На уроках истории в 7–8 классах преобладает изобразительная наглядность, реже предметная. В 9 классе возрастает роль условно-графической наглядности.
На уроках русского языка наглядный материал используется не только в заданиях, но и на любом этапе урока в качестве необходимого средства обучения с целью привлечения внимания и активизации мыслительной деятельности учащихся, а так же повышения уровня учебной мотивации.
На уроках математики учащимся рекомендуется использовать геометрические фигуры, их использование позволяет опираться на наглядные образы, выполнять предлагаемые задания в наглядно-действенном плане, что облегчает учащимся достижение успеха.
Систематическое использование карт-планов на уроках домоводства , швейного и столярного дела помогает воспитанникам усваивать знания об основных этапах трудовых бытовых процессов, последовательности составляющих их операций, действий, позволяет контролировать правильность выполнения необходимых действий в процессе упражнений.
При обучении естествознанию и географии применяется большое количество разнообразных наглядных средств обучения, в которых отражены свойства объектов и явлений. Широко используется ИКТ, для знакомства учащихся с природными объектами, процессами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно.
Спасибо за внимание!