СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль взрослого в формировании у ребёнка навыков общения со сверстниками в игровой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей о роли воспитателей и родителей в формировании навыков общения у ребенка в сюжетно-ролевых играх. Выступление на педсовете.

Просмотр содержимого документа
«Роль взрослого в формировании у ребёнка навыков общения со сверстниками в игровой деятельности.»

Для развития детям нужно общение. Поэтому правильная организация общения детей - одна из задач взрослых. Сначала в семье, позже - в детском саду и школе. И везде главная цель – научить ребёнка общаться так, чтобы и ему было полезно и приятно, и другим детям тоже.

Отечественные психологи под общением понимают взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не простое действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Общение является сложным многоплановым процессом. Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями.

С самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает во взаимодействие с ними. Поэтому опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка. Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении с взрослыми.


В дошкольный период потребность в общении выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является – игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

А. С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет  - деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет". В играх протекает жизнь детского общества с его непосредственными потребностями. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.

Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируется социальная позиция. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. Игра требует от ребёнка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Исходя из выше сказанного, следует подчеркнуть важную роль взрослого в развитии общения детей в игровой деятельности. Самое сложное и важное для педагога – обдумать задачи и приемы воспитания в игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи, как ко всему коллективу, так и к отдельным детям. Первое условие руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания.

Следует планомерно обогащать опыт ребёнка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается её содержание. Например: на занятиях, на прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций педагог расширяет представление детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формируя эмоционально – нравственные оценки. Это содержание при определённых условиях может стать источником возникновения замысла игры детей. Необходимо использовать специально совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений. Обучающей игрой могут стать дидактические, театрализованные, подвижные игры, а так же игры – шутки, игры – загадки, разыгрывание воспитателями с детьми отдельных игровых ситуаций – всё то, что обеспечивает усвоение ими способов воспроизведения в игре действительности.

Нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счёт внесения игрушек – заместителей. Предметно – игровая среда должна способствовать, с одной стороны, закреплению полученных ребёнком впечатлений при ознакомлении с окружающим в обучающих играх, а с другой стороны – развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности. В связи с этим педагог меняет предметно – игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создаёт тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов – заместителей и прочего материала.

Во время игры необходимо общение с взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними, т.е. сменить позицию «учителя» на позицию «играющего партнёра». Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развёртывать игру таким образом, чтобы ребёнок «открывал» и усваивал специфические, постоянно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.

Воспитатель в играх – это главное действующее лицо. Он вовлекает детей в игру, представляет детям возможность выбора игры, сюжета, роли, стимулирует детей к пользованию предметов – заместителей, способствует эмоционально – насыщенной атмосфере в группе. Он стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая ребёнку младшего возраста игрушку, спрашивает у ребёнка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределять роли, подобрать нужные атрибуты. Включается в игру во второстепенной роли. Организует предметно – игровую среду и подбор соответствующего материала. При обсуждении содержания игры – репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации. Учитывает дружеские привязанности между детьми при организации совместных игр. Объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом, развивает умение договариваться, делиться игрушками, соблюдать очерёдность. Воспитатель включает в игру застенчивых детей. Способствует поло – ролевой социализации мальчиков и девочек в игре.

Итак, при руководстве сюжетно – ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая её, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Для ребёнка в игре создаются наилучшие условия для содержательного общения и обогащения речи.









































Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13»











Консультация для воспитателей



«Роль взрослого в формировании у ребёнка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»

(из опыта работы)







Подготовила: Атремкина

Надежда Анатольевна

воспитатель высшей

квалификационной

категории



г. Ульяновск

март 2017г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!