Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новокопыловская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Согласовано Заместитель директора по УВР МКОУ «Новодраченинская сош» _________ Т.Н. Чертищева 30 августа 2017 г. | Утверждаю Директор МКОУ «Новодраченинская сош» ___________ Т.В. Какурина Приказ № 60/4 от 30 августа 2017 г |
Рабочая программа по биологии
по общеобразовательной программе основного общего образования
для учащихся 9 класса на 2017-2018 учебный год
срок реализации 1 год
Разработана на основе авторских программ по биологии. 5-11 классы. Авторы В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин. Биология. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы. Составитель И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип.- М. Дрофа 2009 г;
Разработал
учитель географии и биологии
высшей квалификационной категории
Гавшин А.Е.
Новодраченино
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
Биология. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы. Составитель И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип.- М. Дрофа 2009 г;
Примерная программа основного общего образования по биологии [Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования от 2004 г[Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;
Общая характеристика учебного предмета:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. Для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи курса биологии:
• развивать знания о живой природе;
• формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые для изучения
других наук;
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Формы и методы работы:
Основными формами организации учебного процесса в курсе биологии 7 класса являются урок, экскурсии и наблюдения в природе, а также домашняя работа.
Типы уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, итоговый и обобщающий уроки, урок-практикум, проектно-исследовательский урок.
Описание места учебного предмета:
68 часов в год (2 часа в неделю), уровень обучения базовый.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса:
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10 -11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10 -11 классов.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки - зачеты.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе:
С. В. Цибулевский, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности. 9 класс». В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задания, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются дома.
Предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)
Содержание учебного предмета:
Название темы | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | 21 |
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 |
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 |
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 5 |
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 |
Тема 1.5. Микроэволюция | 2 |
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 |
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | 2 |
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | 3 |
Раздел 2. Структурная организация клетки | 10 |
Тема 2.1. Химическая организация клетки | 2 |
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 |
Тема 2.3. Строение и функции клеток | 5 |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 |
Тема 3.1. Размножение организмов | 2 |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 3 |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | 20 |
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 10 |
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 6 |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 4 |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 5 |
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 3 |
Тема 5.2. Биосфера и человек | 2 |
Заключение | 1 |
Итого | 63+5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
БИОЛОГИЯ. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ. 9 КЛАСС
(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 7 ч резерва)
Дата | Наименование темы | Кол-во часов | Примечание |
Введение | 1 | |
| Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности». | 1 | |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле | 21+1 | 1 час за счет резерва |
Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 | |
| Основные свойства живых организмов | 1 | |
| Уровни организации живых систем. Многообразие живого мира | 1 | |
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | |
| Развитие биологии в додарвиновский период | 1 | |
| Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | 1 | |
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | 5 | |
| Научные и социальные предпосылки возникновения теории Чарльза Дарвина | 1 | |
| Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | 1 | |
| Учение Ч. Дарвина об естественном отборе | 1 | |
| Формы естественного отбора. | 1 | |
| Факторы эволюции | 1 | |
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 2 | |
| Приспособительные особенности строения, окраски тела, поведения организмов | 1 | |
| Физиологические адаптации | 1 | |
Тема 1.5. Микроэволюция | 2 | |
| Микроэволюция. Вид, его критерии, структура. Лабораторная работа №1 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений | 1 | |
| Эволюционная роль мутаций. Лабораторная работа №2 Изучение приспособленности организмов к среде обитания | 1 | |
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 3 | |
| Главные направления эволюции | 1 | |
| Общие закономерности биологической эволюции | 1 | |
| Современная система растений и животных – отображение макроэволюции | 1 | |
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле | 2 | |
| Современные представления о возникновении жизни | 1 | |
| Филогенетические связи в живой природе. Естественная классификация живых организмов | 1 | |
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле | 3+1 | |
| Начальные этапы развития жизни. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры | 1 | |
| Проект по теме «Развитие жизни на Земле» | 3 | 1 час за счет резерва |
Раздел 2. Структурная организация клетки | 10+4 | 4 часа за счет резерва |
| Клеточная теория строения организмов | 1 | |
| Цитология-наука о клетке. Изучение растительной и животной клеток под микроскопом | 1 | |
Тема 2.1. Химическая организация клетки | 2+2 | 2 часа за счет резерва |
| Химическая организация клетки. Неорганические вещества | 1 | |
| Химическая организация клетки. органические вещества – белки | 1 | |
| Химическая организация клетки. органические вещества - углеводы и липиды | 1 | |
| Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты | 1 | |
Тема 2.3. Строение и функции клеток | 5 | |
| Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана | 1 | |
| Цитоплазма и ее органоиды. | 1 | |
| Клеточное ядро. Лабораторная работа №3 Строение животной и растительной клетки | 1 | |
| Деление клеток | 1 | |
| Прокариотическая клетка. Вирусы – неклеточная форма жизни | 1 | |
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | 3 | |
| Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | 1 | |
| Биосинтез белка | 1 | |
| Этапы энергетического обмена | 1 | |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | |
Тема 3.1. Размножение организмов | 2 | |
| Бесполое размножение организмов | 1 | |
| Половое размножение организмов | 1 | |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 3 | |
| Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие | 1 | |
| Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие | 1 | |
| Общие закономерности развития. Биогенетический закон | 1 | |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов | 20 | |
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков | 10 | |
| Генетика как наука | 1 | |
| Основные понятия генетики | 1 | |
| Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание | 1 | |
| Дигибридное скрещивание | 1 | |
| Генетика человека | 1 | |
| Решение генетических задач | 1 | |
| Решение генетических задач | 1 | |
| Составление родословной | 1 | |
| Лабораторная работа №6 Решение генетических задач и составление родословной. | 1 | |
| Хромосомная теория | 1 | |
Тема 4.2. Закономерности изменчивости | 6 | |
| Закономерности изменчивости. наследственная изменчивость | 1 | |
| Генотипическая изменчивость. Мутации | 1 | |
| Комбинативная изменчивость | 1 | |
| Модификационная (фенотипическая) изменчивость | 1 | |
| Генотипические основы эволюционной теории | 1 | |
| Лабораторная работа №7 Построение вариационной кривой | 1 | |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов | 4 | |
| Центры происхождения и многообразия культурных растений | 1 | |
| Селекция растений | 1 | |
| Селекция животных | 1 | |
| Селекция микроорганизмов. Значение селекции для отраслей народного хозяйства | 1 | |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 5 | |
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции | 3 | |
| Биосфера – живая оболочка Земли | 1 | |
| Естественные сообщества живых организмов | 1 | |
| Абиотические и биотические факторы среды. Цепи питания. Формы взаимоотношения между организмами. Лабораторная работа №8 Составление цепей питания | 1 | |
Тема 5.2. Биосфера и человек | 2 | |
| Природные ресурсы и их использование | 1 | |
| Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Проблемы рационального природопользования. Практическая работа №1 анализ и оценка деятельности человека в экосистемах | 1 | |
Заключение | 1+2 | 2 часа из резерва |
| Итоговый урок по курсу Биология. Общие закономерности | 3 | |
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое, обеспечение программы:
№ п./п. | № урока по теме | Тема | Оборудование | ЦОР | Методическая литература |
Введение |
1 | 1 | Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности». Многообразие живого мира | Компьютер, мультипроектор, наглядное пособие «Науки о природе» | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле |
Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов |
2 | 1 | Уровни организации живых систем. Основные свойства живых организмов | Компьютер, мультипроектор, наглядное пособие «Уровни организации живого» | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
3 | 2 | Царства живой природы | Классификация живого | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период |
4 | 1 | Развитие биологии в додарвиновский период | Живые растения, рисунки с изображением животных | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
5 | 2 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора |
6 | 1 | Научные и социальные предпосылки возникновения теории Чарльза Дарвина | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
7 | 2 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
8 | 3 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе | Наглядное пособие «Борьба за существование» | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
9 | 4 | Формы естественного отбора | Наглядное пособие «Борьба за существование» | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
10 | 5 | Факторы эволюции | Наглядное пособие «Естественный отбор» | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора |
11 | 1 | Приспособительные особенности строения, окраски тела, поведения организмов | Наглядное пособие «Приспособление клюва и лап птиц к различным условиям среды», «Адаптация организмов» | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
12 | 2 | Физиологические адаптации | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Тема 1.5 Микроэволюция |
13 | 1 | Микроэволюция. Вид, его критерии, структура | Живые растения, наглядное пособие «Пути видообразования» | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
14 | 2 | Эволюционная роль мутаций№1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания
| Коллекции и гербарии живых организмов | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюции |
15 | 1 | Главные направления эволюции | Наглядное пособие «Главные направления эволюции» по А.Н. Северцову» | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
16 | 2 | Общие закономерности биологической эволюции | Наглядное пособие «Типы эволюционного процесса» | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
17 | 3 | Современная система растений и животных - отображение макроэволюции | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле |
18 | 1 | Современные представления о возникновении жизни | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
19 | 2 | Начальные этапы развития жизни | | | |
Тема 1.8 Развитие жизни на Земле |
20 | 1 | Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры | Наглядные пособия «Эволюционное древо», «Филогенетическое древо растительного мира», «Филогенетическое древо животного мира», «Эволюционное древо приматов и человека | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
21 | 2 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры | Наглядные пособия «Эволюционное древо», «Филогенетическое древо растительного мира», «Филогенетическое древо животного мира», «Эволюционное древо приматов и человека | ЦОР биология в школе | |
22 | 3 | Происхождение человека | Наглядные пособия «Эволюционное древо приматов и человека | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов |
Тема 2.1. Химическая организация клетки |
23 | 1 | Клеточная теория строения клеток | Наглядное пособие «Строение клетки» | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
24 | 2 | Неорганические вещества, входящие в состав клеток | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
25 | 3 | Органические вещества – белки | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
26 | 4 | Органические вещества – углеводы и липиды | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
27 | 5 | Органические вещества –нуклеиновые кислоты | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке |
28 | 1 | Пластический обмен. Биосинтез белков | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
29 | 2 | Энергетический обмен. Способы питания | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
30 | 3 | Энергетический обмен. Способы питания | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Тема 2.3 Строение и функции клеток |
31 | 1 | Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана Практическая работа №2 Изучение клеток растений и животных | Микроскоп, срез лука, раствор йода | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
32 | 2 | Цитоплазма и ее органоиды | Модель клетки | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
33 | 3 | Клеточное ядро | Модель клетки | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
34 | 4 | Строение растительной клетки | Модель клетки | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
35 | 5 | Прокариотическая клетка | Модель клетки | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
36 | 6 | Вирусы – неклеточная форма жизни | Модель клетки | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
37 | 7 | Деление клетки | Модель клетки | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
38 | 8 | Деление клетки | Модель клетки | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развития организмов |
Тема 3.1 Размножение организмов |
39 | 1 | Бесполое размножение | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
40 | 2 | Половое размножение | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |
41 | 1 | Эмбриональный период развития | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
42 | 2 | Постэмбриональный период развития | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
43 | 3 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость |
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков |
44 | 1 | Основные понятия генетики | | | Методическое пособие к учебнику |
45 | 2 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
46 | 3 | Законы Менделя | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
47 | 4 | Законы Менделя | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
48 | 5 | Сцепленное наследование генов | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
49 | 6 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
50 | 7 | Взаимодействие генов | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
51 | 8 | Решение генетических задач | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
52 | 9 | Решение генетических задач | №3 Решение генетических задач | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
53 | 10 | Составление родословной | №4 Составление родословной | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
|
54 | 1 | Основные формы изменчивости | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
55 | 2 | Наследственная изменчивость | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
56 | 3 | Мутации | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
57 | 4 | Комбинативная изменчивость | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
58 | 5 | Фенотипическая изменчивость | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
59 | 6 | Построение вариационной кривой | №5 Построение вариационной кривой | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов |
60 | 1 | Центры многообразия и происхождения культурных растений | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
61 | 2 | Методы селекции растений и животных | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
62 | 3 | Селекция микроорганизмов | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
63 | 4 | Значение селекции для народного хозяйства | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии |
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции |
64 | 1 | Структура биосферы. Круговорот веществ в природе | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
65 | 2 | Естественные сообщества живых организмов | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
66 | 3 | Абиотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами | №6 Составление цепи питания | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Тема 5.2. Биосфера и человек |
67 | 1 | Природные ресурсы и их использование | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
68 | 2 | Охрана природы и основы рационального природопользования | | ЦОР биология в школе | Методическое пособие к учебнику |
Дополнительная литература
М. М. Гуменюк Биология 9 класс. Поурочные планы к учебнику.
Л. В. Борисова Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику.
С. И. Гуленков, Н. И. Сонин. Тестовые задания к учебнику 9 класс.
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006.
Сборник нормативных документов. Биология. Составители: Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьев.
Сборник тестов для подготовки к ГИА
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
17