Разработана на основе авторских программ по биологии. 5-11 классы. Автор Н.И. Сонин. Биология. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы. Составитель И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип.- М. Дрофа 2009 г;
Гавшин А.Е.
Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова, Н.И. Сонина и учебником «Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 классов и Многообразие живых организмов в 7 классе.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:
Основными формами организации учебного процесса в курсе биологии 7 класса являются урок, экскурсии и наблюдения в природе, а также домашняя работа.
Типы уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, итоговый и обобщающий уроки, урок-практикум, проектно-исследовательский урок.
70 часов в год (2 часа в неделю), уровень обучения базовый.
Современное образование должно обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, предоставить возможность максимально полно раскрыть его творческие способности и дарования. Данная программа составлена в полном соответствии требованиям ФК ГОС. В программе большое внимание уделено этическим нормам и правилам отношения к природе; широко показано практическое применение биологических знаний, их значение как научной основы отдельных отраслей современного производства и рационального природопользования. Человек представлен личностью, выполняющей сложную роль в экосистемах.
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Дата | Наименование темы | Кол-во часов | Примечание |
Тема 1. Место человека в системе органического мира | 2 | |
| Место человека в системе органического мира | 1 | |
| Особенности человека | 1 | |
Тема 2. Происхождение человека | 2 | |
| Происхождение человека. Этапы его становления | 1 | |
| Расы человека. Их происхождение и единство | 1 | |
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | |
| История развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма | 4 | |
| Клеточное строение организма | 1 | |
| Ткани и органы Лабораторная работа №1 Изучение микроскопического строения тканей | 1 | |
| Органы. Системы органов. Организм Лабораторная работа №2 Распознавание на таблицах органов и систем органов | 2 | |
Тема 5. Координация и регуляция | 10+2 | 2 ч за счет резерва |
| Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | 1 | |
| Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения | 1 | |
| Зачетный урок по темам Общий обзор организма человека. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | 1 | |
| Нервная регуляция, строение и значение нервной системы | 1 | |
| Спинной мозг | 1 | |
| Строение и функции головного мозга. | 1 | |
| Полушария большого мозга. Лабораторная работа №3 Изучение головного мозга (по муляжам) | 1 | |
| Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. Лабораторная работа №4 Изучение изменения размера зрачка | 2 | |
| Анализаторы слуха и равновесия | 1 | |
| Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | 1 | |
| Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах | 1 | |
Тема 6. Опора и движение | 8 | |
| Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение | 1 | |
| Строение, свойства костей, типы их соединений. Лабораторная работа №5 Изучение внешнего строения костей | 2 | |
| Первая помощь при растяжений связок, вывихах суставов, переломах костей | 1 | |
| Мышцы, их строение и функции. Лабораторная работа №6 Измерение массы и роста своего организма | 1 | |
| Работа мышц. | 1 | |
| Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Лабораторная работа №7 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц | 1 | |
| Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | 1 | |
Тема 7. Внутренняя среда организма | 3+2 | 2 час за счет резерва |
| Внутренняя среда организма и ее значение | 1 | |
| Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции. Лабораторная работа №8 Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки | 1 | |
| Иммунитет | 1 | |
| Группа крови. Переливание крови, донорство, резус-фактор | 2 | |
Тема 8. Транспорт веществ | 4 | |
| Движение крови и лимфы в организме, органы кровообращения | 1 | |
| Работа сердца | 1 | |
| Движение крови и лимфы по сосудам. Лабораторная работа №9 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений. Лабораторная работа №10 Измерение кровяного давления | 1 | |
| Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях | 1 | |
Тема 9. Дыхание | 5 | |
| Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания | 1 | |
| Газообмен в легких и тканях, дыхательные движения и их регуляция. Лабораторная работа №11 Определение частоты дыхания | 3 | |
| Заболевание органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения | 1 | |
Тема 10. Пищеварение | 5 | |
| Пищевые продукты и питательные вещества | 1 | |
| Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №12 Воздействие слюны на крахмал | 1 | |
| Пищеварение в желудке и кишечнике. Лабораторная работа №13 Воздействие желудочного сока на белки. | 2 | |
| Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Лабораторная работа №14 Определение норм рационального питания | 1 | |
Тема 11. Обмен веществ и энергии | 2 | |
| Обмен веществ | 1 | |
| Витамины | 1 | |
Тема 12. Выделение | 2 | |
| Выделение. Строение и работа почек | 1 | |
| Заболевание почек, их предупреждение | 1 | |
Тема 13. Покровы тела | 3 | |
| Строение и функции кожи | 1 | |
| Роль кожи в терморегуляции организма | 1 | |
| Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | 1 | |
Тема 14. Размножение и развитие | 3 | |
| Половая система человека | 1 | |
| Возрастные процессы | 1 | |
| Планирование семьи | 1 | |
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 | |
| Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни | 1 | |
| Торможение, его виды и значение | 1 | |
| Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна | 1 | |
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы | 1 | |
| Типы нервной деятельности | 1 | |
Тема 16. Человек и его здоровье | 4+1 | 1 час за счет резерва |
| Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | | |
| Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасения утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Лабораторная работа №15 изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений | | |
| Укрепление здоровья. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Лабораторная работа №16 Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье | | |
| Вредные привычки, их влияние на здоровье человека | | |
| Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторная работа №17 Анализ и оценка влияния окружающей среды на здоровье | | |
Обобщение и контроль знаний | 2 | 2 часа за счет резерва |
69(1) | Повторение и обобщение курса Человек и его здоровье | 1 | |
70(2) | Итоговый тест по курсу человек и его здоровье | 1 | |
№ п/п | № урока по теме | Тема | Оборудование | ЦОР | Методическая литература |
Тема 1. Место человека в системе органического мира |
1 | 1 | Место человека в системе органического мира | Муляж скелета млекопитающего, торс человека | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
2 | 2 | Особенности человека | Муляж скелета млекопитающего, торс человека | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 2. Происхождение человека |
3 | 1 | Происхождение человека. Этапы его становления | Муляж скелета млекопитающего, торс человека | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
4 | 2 | Происхождение человека. Этапы его становления | Муляж скелета млекопитающего, торс человека | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
5 | 3 | Расы человека. Их происхождение и единство | Плакат: человеческие расы | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека |
6 | 1 | История развития знаний о строении и функциях организма человека | Портреты ученых | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека |
7 | 1 | Клеточное строение организма | Световой микроскоп, микропрепараты животной клетки | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
8 | 2 | Клеточное строение организма | Световой микроскоп, микропрепараты животной клетки | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
9 | 3 | Ткани и органы Практическая работа №1 Изучение микроскопического строения тканей | Световой микроскоп, микропрепараты животной ткани | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
10 | 4 | Органы. Системы органов. Организм Практическая работа №2 Распознавание на таблицах органов и систем органов | Торс человека, таблица внутреннее строение человека | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 5. Координация и регуляция |
11 | 1 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | Рисунок строение кожи, модель почки | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
12 | 2 | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения | чтение кожи, модель почки | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
13 | 3 | Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности» | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
14 | 4 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | Схема строения нервной системы, «нервные клетки и схема рефлекторной дуги» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
15 | 5 | Спинной мозг | Таблица: «Спинной мозг и схема коленного рефлекса» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
16 | 6 | Строение и функции головного мозга Практическая работа №3 Изучение головного мозга человека на муляжах | Муляж «Головной мозг» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
17 | 7 | Полушария большого мозга | Муляж «Головной мозг» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
18 | 8 | Полушария большого мозга | Муляж «Головной мозг» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
19 | 9 | Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор Практическая работа №4Изучение изменения размера зрачка | Разборная модель глаза | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
20 | 10 | Анализаторы слуха и равновесия | Модель уха | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
21 | 11 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
22 | 12 | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах | | | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 6. Опора и движение |
23 | 1 | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение | Модель черепа. скелета | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
24 | 2 | Строение, свойства костей, типы их соединений | Распилы костей, модели костей | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
25 | 3 | Строение, свойства костей, типы их соединений Практическая работа №5 Изучение внешнего строения костей | Распилы костей, модели костей | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
26 | 4 | Первая помощь, при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | Палочки, дощечки, бинт, линейки | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
27 | 5 | Мышцы, их строение и функции Практическая работа №6 Измерение массы и роста своего организма | Торс человека, микроскоп, мышечные ткани, рулетка, весы | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
28 | 6 | Работа мышц Практическая работа №7 Выявление влияния статистического и динамической работы на утомление мышц | Динамометр ручной, гири, гантели | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
29 | 7 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения | Таблица «Скелетные мышцы» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
30 | 8 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 7. Внутренняя среда организма |
31 | 1 | Внутренняя среда организма и ее значение | Таблица «Кровь» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
32 | 2 | Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции Практическая работа №8 Изучение микроскопического строения крови | Микропрепарат крови человека, микроскоп | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
33 | 3 | Иммунитет | Портрет Мечникова, Пастера | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
34 | 4 | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор | Таблица «Кровь человека» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 8. Транспорт веществ |
35 | 1 | Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения Практическая работа №9 Измерение кровяного давления | Тонометр | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
36 | 2 | Работа сердца Практическая работа №10 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений | Модель сердца, секундомер | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
37 | 3 | Движение крови и лимфы по сосудам | Таблица «Кровеносная система» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
38 | 4 | Заболевания сердечно -сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях | Бинт, жгут | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 9. Дыхание |
39 | 1 | Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания | Таблица «Органы дыхания человека» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
40 | 2 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция | Таблица «Органы дыхания человека» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
41 | 3 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция | Таблица «Органы дыхания человека» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
42 | 4 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция Практическая работа №11 Определение частоты дыхания | Секундомер | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
43 | 5 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения | Марлевые салфетки | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 10. Пищеварение |
44 | 1 | Пищевые продукты и питательные вещества | Таблица «Схема строения органов пищеварения» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
45 | 2 | Пищеварение в ротовой полости | Накрахмаленный сухой бинт, чашка Петри, слабый раствор йода, ватные палочки | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
46 | 3 | Пищеварение в желудке и кишечнике | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
47 | 4 | Пищеварение в желудке и кишечнике Практическая работа №12 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал | Модель торса человека, пробирки, желудочный сок, хлопья белка куриного яйца | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
48 | 5 | Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний Практическая работа №13 Определение норм рационального питания | Таблица калорийности продуктов питания | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины |
49 | 1 | Обмен веществ | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
50 | 2 | Витамины | Таблица «Суточные нормы витаминов» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 12. Выделение |
51 | 1 | Выделение. Строение и работа почек | Таблица «Органы выделения человека» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
52 | 2 | Заболевание почек, их предупреждение | Муляж почки | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 13. Покровы тела |
53 | 1 | Строение и функции кожи | Таблица «Строение кожи» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
54 | 2 | Роль кожи в терморегуляции организма | Таблица «Кожа» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
55 | 3 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 14. Размножение и развитие |
56 | 1 | Половая система человека | Объемная таблица «Зародыши позвоночных животных» | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
57 | 2 | Возрастные процессы | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
58 | 3 | Планирование семьи | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 15. Высшая нервная деятельность |
59 | 1 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни | Модель головного мозга | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
60 | 2 | Торможение, его виды и значение | Портрет Сеченова и Павлова, муляж головного мозга | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
61 | 3 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна | Электроэнцефалограмма сна человека | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
62 | 4 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
63 | 5 | Типы нервной системы | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Тема 16. Человек и его здоровье |
64 | 1 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм правил здорового образа жизни | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
65 | 2 | Оказание первой медицинской помощи | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
66 | 3 | Человек и окружающая среда | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
67 | 4 | Правила поведения человека в окружающей среде | | Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание | Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина |
Заключение |
68 | 1 | Итоговый урок по курсу «Человек» | | | |