СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по биологии

 

 

Линия Сонина

Просмотр содержимого документа
«РП по биологии 8 класс»

Комитет Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Новокопыловская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края


Согласовано

Заместитель директора по УВР

МКОУ «Новодраченинская сош»

_________ Т.Н. Чертищева

30 августа 2017 г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Новодраченинская сош»

___________ Т.В. Какурина

Приказ № 60/4

от 30 августа 2017 г




Рабочая программа по биологии

по общеобразовательной программе основного общего образования

для учащихся 8 класса на 2017-2018 учебный год

срок реализации 1 год



Разработана на основе авторских программ по биологии. 5-11 классы. Автор Н.И. Сонин. Биология. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы. Составитель И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип.- М. Дрофа 2009 г;






Разработал

учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории

Гавшин А.Е.












Новодраченино

2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Биология. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы. Составитель И.Б. Морзунова. – 2-е изд., стереотип.- М. Дрофа 2009 г;

  2. Примерная программа основного общего образования по биологии [Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;

  3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования от 2004 г[Электронный ресурс]: Российское образование. Федеральный портал – Режим доступа http://window.edu.ru, свободный;

Общая характеристика учебного предмета:

Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова, Н.И. Сонина и учебником «Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 классов и Многообразие живых организмов в 7 классе.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Формы и методы работы:

Основными формами организации учебного процесса в курсе биологии 7 класса являются урок, экскурсии и наблюдения в природе, а также домашняя работа.

Типы уроков: комбинированный, урок изучения нового материала, итоговый и обобщающий уроки, урок-практикум, проектно-исследовательский урок.

Описание места учебного предмета:

70 часов в год (2 часа в неделю), уровень обучения базовый.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса:

Современное образование должно обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, предоставить возможность максимально полно раскрыть его творческие способности и дарования. Данная программа составлена в полном соответствии требованиям ФК ГОС. В программе большое внимание уделено этическим нормам и правилам отношения к природе; широко показано практическое применение биологических знаний, их значение как научной основы отдельных отраслей современного производства и рационального природопользования. Человек представлен личностью, выполняющей сложную роль в экосистемах.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

• признаки сходства и отличия человека и животных;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе, зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебного предмета:

Название темы

Кол-во часов

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

Тема 2. Происхождение человека

2

Тема 3. краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма

Лабораторная работа №1 Изучение микроскопического строения тканей

Лабораторная работа №2 распознавание на таблицах органов и систем органов

4

Тема 5. Координация и регуляция

Лабораторная работа №3 Изучение головного мозга человека

Лабораторная работа №4 Изучение изменения размера зрачка

10

Тема 6. Опора и движение

Лабораторная работа №5 Изучение внешнего строения костей

Лабораторная работа №6 Измерение массы и роста своего организма

Лабораторная работа №7 выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

8

Тема 7. Внутренняя среда организма

Лабораторная работа №8 Изучение микроскопического строения крови

3

Тема 8. Транспорт веществ

Лабораторная работа №9 Измерение кровяного давления

Лабораторная работа №10 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

4

Тема 9. Дыхание

Практическая работа №1 Определение частоты дыхания

5

Тема 10. Пищеварение

Лабораторная работа №11 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал

Лабораторная работа №12 определение норм рационального питания

5

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

Тема 12. Выделение

2

Тема 13. Покровы тела

3

Тема 14. Размножение и развитие

3

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

Тема 16. человек и его здоровье

Лабораторная работа №13 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Лабораторная работа №14 анализ и оценка факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

4

Итого

63+7







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК. 8 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 70 ч, из них 7 ч резерва)

Дата

Наименование темы

Кол-во часов

Примечание

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2



Место человека в системе органического мира

1



Особенности человека

1


Тема 2. Происхождение человека

2



Происхождение человека. Этапы его становления

1



Расы человека. Их происхождение и единство

1


Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1



История развития знаний о строении и функциях организма человека

1


Тема 4. Общий обзор строения и функций организма

4



Клеточное строение организма

1



Ткани и органы Лабораторная работа №1 Изучение микроскопического строения тканей

1



Органы. Системы органов. Организм Лабораторная работа №2 Распознавание на таблицах органов и систем органов

2


Тема 5. Координация и регуляция

10+2

2 ч за счет резерва


Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

1



Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения

1



Зачетный урок по темам Общий обзор организма человека. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

1



Нервная регуляция, строение и значение нервной системы

1



Спинной мозг

1



Строение и функции головного мозга.

1



Полушария большого мозга. Лабораторная работа №3 Изучение головного мозга (по муляжам)

1



Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. Лабораторная работа №4 Изучение изменения размера зрачка

2



Анализаторы слуха и равновесия

1



Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

1



Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах

1


Тема 6. Опора и движение

8



Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение

1



Строение, свойства костей, типы их соединений. Лабораторная работа №5 Изучение внешнего строения костей

2



Первая помощь при растяжений связок, вывихах суставов, переломах костей

1



Мышцы, их строение и функции. Лабораторная работа №6 Измерение массы и роста своего организма

1



Работа мышц.

1



Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Лабораторная работа №7 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

1



Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

1


Тема 7. Внутренняя среда организма

3+2

2 час за счет резерва


Внутренняя среда организма и ее значение

1



Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции. Лабораторная работа №8 Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки

1



Иммунитет

1



Группа крови. Переливание крови, донорство, резус-фактор

2


Тема 8. Транспорт веществ

4



Движение крови и лимфы в организме, органы кровообращения

1



Работа сердца

1



Движение крови и лимфы по сосудам. Лабораторная работа №9 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений. Лабораторная работа №10 Измерение кровяного давления

1



Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

1


Тема 9. Дыхание

5



Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания

1



Газообмен в легких и тканях, дыхательные движения и их регуляция. Лабораторная работа №11 Определение частоты дыхания

3



Заболевание органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения

1


Тема 10. Пищеварение

5



Пищевые продукты и питательные вещества

1



Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №12 Воздействие слюны на крахмал

1



Пищеварение в желудке и кишечнике. Лабораторная работа №13 Воздействие желудочного сока на белки.

2



Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Лабораторная работа №14 Определение норм рационального питания

1


Тема 11. Обмен веществ и энергии

2



Обмен веществ

1



Витамины

1


Тема 12. Выделение

2



Выделение. Строение и работа почек

1



Заболевание почек, их предупреждение

1


Тема 13. Покровы тела

3



Строение и функции кожи

1



Роль кожи в терморегуляции организма

1



Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви

1


Тема 14. Размножение и развитие

3



Половая система человека

1



Возрастные процессы

1



Планирование семьи

1


Тема 15. Высшая нервная деятельность

5



Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни

1



Торможение, его виды и значение

1



Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

1



Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

1



Типы нервной деятельности

1


Тема 16. Человек и его здоровье

4+1

1 час за счет резерва


Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.




Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасения утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Лабораторная работа №15 изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений




Укрепление здоровья. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Лабораторная работа №16 Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье




Вредные привычки, их влияние на здоровье человека




Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. Лабораторная работа №17 Анализ и оценка влияния окружающей среды на здоровье



Обобщение и контроль знаний

2

2 часа за счет резерва

69(1)

Повторение и обобщение курса Человек и его здоровье

1


70(2)

Итоговый тест по курсу человек и его здоровье

1


Описание материально-технического обеспечения:

п/п

урока по теме

Тема

Оборудование

ЦОР

Методическая литература

Тема 1. Место человека в системе органического мира

1

1

Место человека в системе органического мира

Муляж скелета млекопитающего, торс человека

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

2

2

Особенности человека

Муляж скелета млекопитающего, торс человека

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 2. Происхождение человека

3

1

Происхождение человека. Этапы его становления

Муляж скелета млекопитающего, торс человека

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

4

2

Происхождение человека. Этапы его становления

Муляж скелета млекопитающего, торс человека

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

5

3

Расы человека. Их происхождение и единство

Плакат: человеческие расы

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

6

1

История развития знаний о строении и функциях организма человека

Портреты ученых

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

7

1

Клеточное строение организма

Световой микроскоп, микропрепараты животной клетки

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

8

2

Клеточное строение организма

Световой микроскоп, микропрепараты животной клетки

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

9

3

Ткани и органы Практическая работа №1 Изучение микроскопического строения тканей

Световой микроскоп, микропрепараты животной ткани

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

10

4

Органы. Системы органов. Организм Практическая работа №2 Распознавание на таблицах органов и систем органов

Торс человека, таблица внутреннее строение человека

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 5. Координация и регуляция

11

1

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

Рисунок строение кожи, модель почки

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

12

2

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения

чтение кожи, модель почки

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

13

3

Зачетный урок по темам «Общий обзор организма человека», «Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности»


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

14

4

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

Схема строения нервной системы, «нервные клетки и схема рефлекторной дуги»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

15

5

Спинной мозг

Таблица: «Спинной мозг и схема коленного рефлекса»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

16

6

Строение и функции головного мозга Практическая работа №3 Изучение головного мозга человека на муляжах

Муляж «Головной мозг»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

17

7

Полушария большого мозга

Муляж «Головной мозг»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

18

8

Полушария большого мозга

Муляж «Головной мозг»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

19

9

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор Практическая работа №4Изучение изменения размера зрачка

Разборная модель глаза

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

20

10

Анализаторы слуха и равновесия

Модель уха

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

21

11

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

22

12

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах



Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 6. Опора и движение

23

1

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение

Модель черепа. скелета

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

24

2

Строение, свойства костей, типы их соединений

Распилы костей, модели костей

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

25

3

Строение, свойства костей, типы их соединений Практическая работа №5 Изучение внешнего строения костей

Распилы костей, модели костей

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

26

4

Первая помощь, при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Палочки, дощечки, бинт, линейки

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

27

5

Мышцы, их строение и функции Практическая работа №6 Измерение массы и роста своего организма

Торс человека, микроскоп, мышечные ткани, рулетка, весы

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

28

6

Работа мышц Практическая работа №7 Выявление влияния статистического и динамической работы на утомление мышц

Динамометр ручной, гири, гантели

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

29

7

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

Таблица «Скелетные мышцы»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

30

8

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 7. Внутренняя среда организма

31

1

Внутренняя среда организма и ее значение

Таблица «Кровь»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

32

2

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции Практическая работа №8 Изучение микроскопического строения крови

Микропрепарат крови человека, микроскоп

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

33

3

Иммунитет

Портрет Мечникова, Пастера

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

34

4

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор

Таблица «Кровь человека»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 8. Транспорт веществ

35

1

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения Практическая работа №9 Измерение кровяного давления

Тонометр

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

36

2

Работа сердца Практическая работа №10 Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

Модель сердца, секундомер

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

37

3

Движение крови и лимфы по сосудам

Таблица «Кровеносная система»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

38

4

Заболевания сердечно -сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

Бинт, жгут

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 9. Дыхание

39

1

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания

Таблица «Органы дыхания человека»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

40

2

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция

Таблица «Органы дыхания человека»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

41

3

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция

Таблица «Органы дыхания человека»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

42

4

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция Практическая работа №11 Определение частоты дыхания

Секундомер

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

43

5

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения

Марлевые салфетки

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 10. Пищеварение

44

1

Пищевые продукты и питательные вещества

Таблица «Схема строения органов пищеварения»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

45

2

Пищеварение в ротовой полости

Накрахмаленный сухой бинт, чашка Петри, слабый раствор йода, ватные палочки

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

46

3

Пищеварение в желудке и кишечнике


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

47

4

Пищеварение в желудке и кишечнике Практическая работа №12 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал

Модель торса человека, пробирки, желудочный сок, хлопья белка куриного яйца

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

48

5

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний Практическая работа №13 Определение норм рационального питания

Таблица калорийности продуктов питания

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины

49

1

Обмен веществ


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

50

2

Витамины

Таблица «Суточные нормы витаминов»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 12. Выделение

51

1

Выделение. Строение и работа почек

Таблица «Органы выделения человека»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

52

2

Заболевание почек, их предупреждение

Муляж почки

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 13. Покровы тела

53

1

Строение и функции кожи

Таблица «Строение кожи»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

54

2

Роль кожи в терморегуляции организма

Таблица «Кожа»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

55

3

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 14. Размножение и развитие

56

1

Половая система человека

Объемная таблица «Зародыши позвоночных животных»

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

57

2

Возрастные процессы


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

58

3

Планирование семьи


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 15. Высшая нервная деятельность

59

1

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни

Модель головного мозга

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

60

2

Торможение, его виды и значение

Портрет Сеченова и Павлова, муляж головного мозга

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

61

3

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

Электроэнцефалограмма сна человека

Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

62

4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

63

5

Типы нервной системы


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Тема 16. Человек и его здоровье

64

1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм правил здорового образа жизни


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

65

2

Оказание первой медицинской помощи


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

66

3

Человек и окружающая среда


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

67

4

Правила поведения человека в окружающей среде


Анатомия 8-9 классы CD; Биология 6-11 классы учебное электронное издание

Биология поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина

Заключение

68

1

Итоговый урок по курсу «Человек»




Литература:

  1. Биология. Большой справочник для школьников и поступивших в вузы/А.С. Батуева м: Дрофа 2002 г;

  2. Заяц Р.Г. Биология для поступающих в вузыМн Высшая школа 2002 г;

  3. Резникова В.З, Сивоглазов В.И. Биология: Раздел «Человек и его здоровье» методическое пособие для учителя М 1998;





























ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ





9