СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самоанализ урока развития речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения "Самое значительное изобретение за всю историю человечества"

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока развития речи»



Самоанализ урока русского языка

Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе

Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников

В 9 классе 8 обучающихся. Класс очень слабый. Процент качества знаний по русскому языку в данном классе низкий. В 9 классе есть ученики с нарушением речи, с плохой дикцией, не владеющие навыками выразительного чтения и испытывающие трудности в восприятии абстрактной лексики.

Место данного урока в системе уроков

Тема предыдущего урока - «Урок-зачет по теме «Сложносочиненные предложения». На предыдущем уроке читали текст Д.С.Лихачева «Любите читать», в котором ученики с помощью учителя выделили проблему культуры чтения; находили в тексте ССП. Уроки связаны тематически. Данный урок является вторым уроком по подготовке к написанию изложения в текущем учебном году.

Обучающиеся уже знакомы с понятиями «микротема», «ключевые слова», знакомы с приёмами сжатия текста и с критериями оценивания.

Тип урока: комбинированный.

Вид урокаурок развития речи.

Цель урока: подготовить обучающихся 9 класса к написанию сжатого изложения публицистического стиля по материалам энциклопедии «Самое значительное изобретение за всю историю человечества»

Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Повторить приемы сжатия текста

  2. Научить применять приёмы сжатия на практике

  3. Воспитание любви к книге, к чтению

РазвивающиеРазвивать умение доказательно обосновывать свою точку зрения (в частности, относительно сжатия текста и проблем, затрагиваемых в нём), делать предположения и выводы

Воспитательные:

Побудить обучающиеся к размышлению над проблемой отношения к книге в современном обществе

Задачи:

  1. Актуализировать знания по сжатию текста

  2. Продолжить знакомство с публицистическим стилем

  3. Выделить микротемы и наметить «пути» сжатия текста

  4. Воспитывать у учащихся чувство уважения к книге

  5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности

Задачи урока, учитывая особенности класса, не полностью реализовывались :

1. образовательные цели - в работе по анализу текста (выделение темы, проблем). Многие в силу своих способностей к обучению столкнулись с трудностями в правильном выделении микротем и применении приёмов сжатия текста.

2. развивающие цели - через монологическую речь обучащающихся при воспроизведении теоретического материала, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме

3. воспитательные цели - через подбор материала для изложения, вопросно-ответную форму работы по тексту изложения, воспитывающих у обучающихся такие качества, как уважение к книге; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.

Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности

Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Практическая работа

  4. Самостоятельная работа

  5. Подведение итогов (рефлексия)

  6. Домашнее задание

Данную структуру урока считаю оптимальной, так как она даёт возможность в начале урока актуализировать знания по теме урока, что необходимо для углубления знаний по теме и восприятия новых сведений. Совместная деятельность учителя и учеников на 2, 3-ом этапах даёт обучающимся уверенность в своих силах.

Оценка содержания каждого этапа урока.

  1. Организационный момент был направлен на создание у учащихся положительного настроя на урок, цели своей достиг.

  2. Актуализация знаний была проведена в вопросно-ответной форме, трое из класса активно работали, отвечали на вопросы, так как теоретический материал по данной теме ими усвоен прочно. Остальные отвечали неуверенно, но этап цели достиг – обучающиеся вспомнили изученное по данной теме.

  3. Практическая работа. Обучающиеся прослушали аудиозапись текста публицистического стиля. Коллективно выделяли главную мысль, ключевые слова. Цель этапа достигнута: учитель подвёл обучающихся к созданию текста сжатого изложения.

  4. Самостоятельная работа обучающихсяНа данном этапе урока ученики самостоятельно создавали текст сжатого изложения, опираясь на выделенные микротемы, ключевые слова.

  5. Подведение итогов урока (рефлексияУчащиеся совместно с учителем подвели итог проделанной работе, сформулировали высказывания о своих чувствах, эмоциях, пережитых во время работы на уроке. Психологический настрой на уроке был положительный. Учащиеся убедились: чем больше читаешь, чем внимательнее слушаешь объяснения учителя на уроках, тем легче создавать собственные связные устные и письменные высказывания. Цель этапа – формирование личной ответственности за результат своей деятельности – достигнута.

  6. Домашнее задание было связано с темой урока и темой проанализированного текста. Учащимся предложено поразмышлять над темой «Влияние книг на наше развитие» и повторить словарные слова. Эта работа станет продолжением разговора о роли книг в жизни человека, будет способствовать повышению орфографической грамотности и станет частью подготовки к написанию экзаменационной работы.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность

Метод урока по типу познавательной деятельности:

частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),

осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (через выделение главной информации в тексте).

Мною была выбрана форма урока с использованием аудиозаписи с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их внимания, видов памяти.

На данном занятии использовались технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии коллективного сотрудничества, технологии личностно-ориентированного образования, компьютерные технологии.

В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Актуализация полученных ранее знаний (повторение теоретического материала).

3. Практическая работа (коллективная работа с текстом)

5. Самостоятельная работа (закрепление знаний, умений и навыков учащихся)

6. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками),

6. Дано домашнее задание, связанное с темой урока.

На уроке была использована общеклассная форма работы, так как конечная цель уроков подобной тематики – подготовка всего класса к экзамену (ученики, хорошо владеющие навыками выразительной речи, комментировали все действия при работе по сжатию текста)

На данном уроке были использованы следующие комплексы методов:

  1. Словесные (беседа – на этапе актуализации знаний);

  2. Практические (на этапе практической работы);

  3. Репродуктивные (на этапе самостоятельной работы);

  4. Метод самоконтроля (на этапе проверки).

В ходе урока дети повторили приёмы сжатия текста. Учились выделять главное в тексте, исключать второстепенное. Повторили требования к письменному изложению текста. Задумались о роли книг в жизни человека.

Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный. Цели урока достигнуты частично, так как класс очень слабый. Принципы научности, последовательности, доступности, связи обучения с жизнью соблюдены


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!