Самоанализ урока русского языка
Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе
Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников
В 9 классе 8 обучающихся. Класс очень слабый. Процент качества знаний по русскому языку в данном классе низкий. В 9 классе есть ученики с нарушением речи, с плохой дикцией, не владеющие навыками выразительного чтения и испытывающие трудности в восприятии абстрактной лексики.
Место данного урока в системе уроков
Тема предыдущего урока - «Урок-зачет по теме «Сложносочиненные предложения». На предыдущем уроке читали текст Д.С.Лихачева «Любите читать», в котором ученики с помощью учителя выделили проблему культуры чтения; находили в тексте ССП. Уроки связаны тематически. Данный урок является вторым уроком по подготовке к написанию изложения в текущем учебном году.
Обучающиеся уже знакомы с понятиями «микротема», «ключевые слова», знакомы с приёмами сжатия текста и с критериями оценивания.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок развития речи.
Цель урока: подготовить обучающихся 9 класса к написанию сжатого изложения публицистического стиля по материалам энциклопедии «Самое значительное изобретение за всю историю человечества»
Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.
Цели урока:
Образовательные:
Повторить приемы сжатия текста
Научить применять приёмы сжатия на практике
Воспитание любви к книге, к чтению
Развивающие: Развивать умение доказательно обосновывать свою точку зрения (в частности, относительно сжатия текста и проблем, затрагиваемых в нём), делать предположения и выводы
Воспитательные:
Побудить обучающиеся к размышлению над проблемой отношения к книге в современном обществе
Задачи:
Актуализировать знания по сжатию текста
Продолжить знакомство с публицистическим стилем
Выделить микротемы и наметить «пути» сжатия текста
Воспитывать у учащихся чувство уважения к книге
Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности
Задачи урока, учитывая особенности класса, не полностью реализовывались :
1. образовательные цели - в работе по анализу текста (выделение темы, проблем). Многие в силу своих способностей к обучению столкнулись с трудностями в правильном выделении микротем и применении приёмов сжатия текста.
2. развивающие цели - через монологическую речь обучащающихся при воспроизведении теоретического материала, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме
3. воспитательные цели - через подбор материала для изложения, вопросно-ответную форму работы по тексту изложения, воспитывающих у обучающихся такие качества, как уважение к книге; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.
Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности
Этапы урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Практическая работа
Самостоятельная работа
Подведение итогов (рефлексия)
Домашнее задание
Данную структуру урока считаю оптимальной, так как она даёт возможность в начале урока актуализировать знания по теме урока, что необходимо для углубления знаний по теме и восприятия новых сведений. Совместная деятельность учителя и учеников на 2, 3-ом этапах даёт обучающимся уверенность в своих силах.
Оценка содержания каждого этапа урока.
Организационный момент был направлен на создание у учащихся положительного настроя на урок, цели своей достиг.
Актуализация знаний была проведена в вопросно-ответной форме, трое из класса активно работали, отвечали на вопросы, так как теоретический материал по данной теме ими усвоен прочно. Остальные отвечали неуверенно, но этап цели достиг – обучающиеся вспомнили изученное по данной теме.
Практическая работа. Обучающиеся прослушали аудиозапись текста публицистического стиля. Коллективно выделяли главную мысль, ключевые слова. Цель этапа достигнута: учитель подвёл обучающихся к созданию текста сжатого изложения.
Самостоятельная работа обучающихся. На данном этапе урока ученики самостоятельно создавали текст сжатого изложения, опираясь на выделенные микротемы, ключевые слова.
Подведение итогов урока (рефлексия) Учащиеся совместно с учителем подвели итог проделанной работе, сформулировали высказывания о своих чувствах, эмоциях, пережитых во время работы на уроке. Психологический настрой на уроке был положительный. Учащиеся убедились: чем больше читаешь, чем внимательнее слушаешь объяснения учителя на уроках, тем легче создавать собственные связные устные и письменные высказывания. Цель этапа – формирование личной ответственности за результат своей деятельности – достигнута.
Домашнее задание было связано с темой урока и темой проанализированного текста. Учащимся предложено поразмышлять над темой «Влияние книг на наше развитие» и повторить словарные слова. Эта работа станет продолжением разговора о роли книг в жизни человека, будет способствовать повышению орфографической грамотности и станет частью подготовки к написанию экзаменационной работы.
Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность
Метод урока по типу познавательной деятельности:
частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),
осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (через выделение главной информации в тексте).
Мною была выбрана форма урока с использованием аудиозаписи с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их внимания, видов памяти.
На данном занятии использовались технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии коллективного сотрудничества, технологии личностно-ориентированного образования, компьютерные технологии.
В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
2. Актуализация полученных ранее знаний (повторение теоретического материала).
3. Практическая работа (коллективная работа с текстом)
5. Самостоятельная работа (закрепление знаний, умений и навыков учащихся)
6. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками),
6. Дано домашнее задание, связанное с темой урока.
На уроке была использована общеклассная форма работы, так как конечная цель уроков подобной тематики – подготовка всего класса к экзамену (ученики, хорошо владеющие навыками выразительной речи, комментировали все действия при работе по сжатию текста)
На данном уроке были использованы следующие комплексы методов:
Словесные (беседа – на этапе актуализации знаний);
Практические (на этапе практической работы);
Репродуктивные (на этапе самостоятельной работы);
Метод самоконтроля (на этапе проверки).
В ходе урока дети повторили приёмы сжатия текста. Учились выделять главное в тексте, исключать второстепенное. Повторили требования к письменному изложению текста. Задумались о роли книг в жизни человека.
Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный. Цели урока достигнуты частично, так как класс очень слабый. Принципы научности, последовательности, доступности, связи обучения с жизнью соблюдены