РГПУ им. А. И. Герцена
НИИ общего образования
Самоопределение школьников в современном образовательном процессе:
особенности опытно-экспериментальной работы
9 июня 2015
Секция IV
Использование электронных образовательных ресурсов Президентской библиотеки для организации познавательной деятельности школьников в обучении
ПБ им. Б. Н. Ельцина
начальник экспертного отдела
Е.В.Смолина
РГПУ им. А.И. Герцена
- доц.,к.п.н.
Н.Н.Лазукова
План:
1. Лазукова Н.Н. (РГПУ) Потенциал ресурсов ПБ для реализации деятельностного подхода в обучении истории
2. Смолина Е.Б. Итоги первого года сотрудничества экспертной группы учителей с ПБ.
3. Обсуждение итогов работы и плана работы на 2015/2016 уч. год (учителя экспертной группы)
Потенциал ресурсов ПБ для реализации деятельностного подхода в обучении истории
Именно в процессе самостоятельной работы, происходит самопознание учеником своих предметных интересов, предпочтений и возможностей к различным видам жизнедеятельности
Решение проблемы самоопределения учеников в современном образовательном процессе будет эффективным, если в основе организации обучения будет лежать деятельность самих учеников (ФГОС).
Самостоятельная работа
Познавательная деятельность
Внеурочная
на уроке
познавательная деятельность
Деятельностный подход –
Для этого на уроках необходима
организация обучения истории , при которой ученик сам осваивает учебное содержание в процессе своей непосредственной работы с различными источниками знаний
ПРОБЛЕМЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
13
ВЦИОМ данные опроса выпускников школ за последние 5 лет
- 17% - не любят читать
- 13 % - никогда не бывали в библиотеке
- 29% - посещали библиотеку несколько лет назад
Институт социологии образования РАО
Рейтинг источников учебной информации школьников
2. Компьютерные источники
4.
Книги заменяются аудио визуальными носителями информации
Как решать проблемы организации урока истории на основе непосредственной работы учеников с источниками:
7
5 класс
ИУМК
Пример
организации урока на основе технологии управления самостоятельной познавательной деятельностью учеников
«Пунические войны» (фрагмент)
Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) История Древнего мира . 5класс. Издатель: ЗАО "Новый Диск" . Рубрикатор: «История Древнего мира» .(N 204572). Уникальный идентификатор:79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044.
Режим доступа: http://hool-collection.edu.ru/dlrstore/4b661375-8da4-4326-9a8a-b8a9e8d7904b/method.html
(свободный)
II Пуническая война. Расскажите о пути армии Ганнибала по карте и изображениям
р. Рона
А Ф Р И К А
Средиземное море
Е В Р О П А
Переправа через р. Рону
РИМ
Новый
Карфаген
КАРФАГЕН
Анимированная карта
УЧЕБНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Репродукция. Графика.
р. Рона
Альпы
Е В Р О П А
Слушаем и дополняем по картине рассказ о переходе армии Ганнибала через Альпы
Переход через Альпы
СРЕДИЗЕМНОЕ
РИМ
Новый
Карфаген
МОРЕ
КАРФАГЕН
А Ф Р И К А
Учебный рисунок
УЧЕБНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Фрагмент художественного произведения.
Проблемы организации урока истории на основе непосредственной работы учеников с источниками:
- К одной теме урока требуются источники разных видов
- требуется адресная адаптация источников именно
к этому уроку
Учитель должен владеть технологиями управления познавательной деятельностью учеников
12
Фонды
ПБ
РГПУ
Проект: «Создание Коллекции ПБ «Учителю истории»
РГПУ
ПБ
Учителя – эксперты
Цель проекта
Создание на основе фондов ПБ
банка ЦОР
для обеспечения учебного процесса
в соответствии с требованиями
ФГОС
Этапы деятельности
- 2014-2015 уч. год – разработка проекта навигации для коллекции «Учителю истории»
- 2015 – 2016 уч. год – начало работы по созданию ЦОР коллекции
Навигация: коллекция «Учителю истории»
Сделано
Коллекция учителя истории
Портал ПБ
Коллекции
→
→
3. Методика обучения истории
3.2. 3. Рекомендации к курсам истории
Рекомендации к разделу « История России в первой половине XIX в»
Темы
раздела
Документы
Внутренняя политика России в п.п. XIX в
Внешняя политика России в п.п. XIX в
Другие
Карты
тексты
ИЗО
Аудио-видео
Методические рекомендации к уроку
Темы
Документы
раздела
Внутренняя политика России в п.п. XIX в
Внешняя политика России в п.п. XIX в
Другие
тексты
Карты
ИЗО
Аудио-видео
Методические рекомендации к уроку
Название источника, гиперссылка к источнику
План дальнейшей работы
2015 – 2016 уч. год – начало работы по созданию ЦОР коллекции
Основные формы деятельности :
:
- экспертиза, отбор, аннотация источников ПБ для создания ЦОР по истории;
- эксперимент по использованию ЦОР ПБ в учебном процессе;
- обобщение и презентация опыта деятельности;
- рекомендации по пополнению фондов источников ПБ
:
Коллекции
Основной фонд :
Фонды источников ПБ
для учителя истории :
Историческая литература
Изобразительная наглядность
Аудиовизуальные источники
Карты
Логика основной экспериментальной деятельности
1. Определение вида источника
2. Анализ его потенциала
3. Аннотация (составление таблица ТП)
1. Возможность использования
Курс истории
Тема курса - уроки истории
Внеурочная деятельность
Формы, виды
2 . Необходимая степень и способы адаптации
4. Экспериментальное использование источника в учебном процессе
5. Анализ результатов эксперимента
6. Презентация опыта эффективного изучения источника
Видео – мастер класс по использованию источника
Публикация опыта использования