Петрова Нина Павловна
учитель математики МНБОУ «Лицей № 76» г. Новокузнецк
Сетевой проект в системе работы современного учителя.
От мотивации до рефлексии
Мы ничему не учимся у того, кто говорит: «Делай, как я».
Единственными нашими учителями являются те, кто говорят:
«Делай со мной».
Жиль Делёз
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Как же сделать так, чтобы дети захотели учиться? Какие педагогические средства можно использовать для формирования мотивации для получения знаний?
Базовые принципы системно - деятельностного подхода, положенные в основу ФГОС, определяют новые формы организации учебного процесса. Единицей учебного процесса становиться не урок, а учебная ситуация, которая требует от педагога использования методического и дидактического материала, отвечающего современным требованиям. Особое значение в новых стандартах придается ИКТ компетентности.
Одним из путей повышения мотивации, эффективной учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в проектную деятельность, в частности в сетевые проекты. Мой опыт проведения сетевых проектов (в 2015-2016 учебном году мы с пятиклассниками реализовали два проекта, а в 2016-2017 учебном году выбрали на весь учебный год маршрут, в 2017 – 2018 учебного году работали над одним проектом), убеждает в том, что проектная деятельность является эффективной формой учебной деятельности, которая способствует повышению учебной мотивации и выполнение требования ФГОС.
Работа над ними, в основном, реализуется во внеурочное время. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. А сетевые проекты как раз дают ребенку такую возможность.
Для каждого проекта разрабатывается пакет документов: стартовая презентация, буклет для родителей или координаторов, материалы по формирующему оцениванию, задания. К каждому шагу предусмотрена инструкция по работе с сервисами Web 2.0.
Рассмотрим подробнее технологии сетевого проекта:
- сетевой проект – это, прежде всего совместная учебно-познавательная деятельность. Их специфика заключается в том, что по своей сути они межпредметные. Такие проекты требуют привлечения интегрированного внимания. Учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
- работа, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна;
- организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы;
- основным видом деятельности является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета;
- возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов;
- систематическая практика в совместной деятельности формирует самостоятельность и ответственность за собственную работу, и работу всей группы;
- учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.).
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
Обычно сетевые проекты начинаются с подготовительного этапа. Совместное дело начинается со знакомства. Перед началом работы над проектом, команда создает визитную карточку, в виде страницы веб - сайта проекта или своего блога. На этой странице команда представляется координаторам и участникам проекта. Каждая команда придумывает яркое и запоминающееся название. Дает краткое описание учебного учреждения и рассказывает о себе. Для одушевления работы предлагается выбрать девиз или кредо команды или каждого участника.
Практический этап. Этот этап самый сложный, но одновременно самый интересный этап. На данном этапе дети проводят поисково-исследовательскую работу. Обзор литературы и электронных источников, поиск информации в сети Интернет, обсуждение проблемы. Основная работа над сетевым проектом базируется на самостоятельной работе учащихся в сети Интернет. Роль учителя консультирование, помощь, направление учащихся в нужное русло.
Очень важной чертой сетевых проектов является то, что они построены из блоков:
- введение (задача привлечь учащихся)
- задание (описывать конечный продукт)
- процесс (пошаговое описание процедуры того, что должен выполнить учащийся)
- оценка (в этой части приводятся критерии оценивания проектной деятельности)
- заключение (подведение итогов проектной деятельности).
Для творческой продуктивности сетевого проекта формулируются такие задания для участников проекта, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Таким образом, ученик становиться ответственным за свои знания и за сам процесс. Ученик должен организовать свое время, решить какой материал должен использовать, в какой форме представить свою информацию. Сетевые проекты развивают критическое мышление. Ученик не только собирает информацию, а анализирует, изменяет её, что бы решить поставленную задачу.
По результатам проделанной работы готовиться отчет и публичная презентация. В рамках работы над сетевыми проектами, мы с ребятами осваиваем новые информационные технологии, учимся работать с блестящими сервисами, создаем интерактивные плакаты, ментальные карты, ленты времени, слайд-шоу. Нужно сказать, что все сервисы - социальные, а значит, создаваться готовые работы могут коллективно. Работать сообща - это качество очень полезно при работе над сетевыми проектами.
Каждый вид работы (буклет, презентация, видеофильм, лента времени и т. д.) оценивается по определённым критериям. Оценка – это не кнут и не пряник, а просто показатель роста. Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть или тем, что предполагалось.
Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе в зависимости от оценки того или иного вида деятельности, то есть:
- по соответствию темы;
- по наличию исследования;
- по грамотности;
- по дизайну;
- по оригинальности.
В сетевой проектной деятельности рефлексия особенно актуальна, поскольку субъекты взаимодействия (координатор, педагоги учащихся) разделены пространством. В этом случае участники проекта (и педагоги-руководители команд учащихся, и учащиеся) в рефлексии представляют механизм самопознания своей деятельности, который поможет не только им, но и организаторам, и координаторам проекта наблюдать за ходом деятельности.
В сетевом проекте рефлексия позволяет ученику:
- осознать свою потребность в учебной деятельности, её цели;
- поставить учебную задачу, выбрать способ её решения;
- осознать и проанализировать свои действия;
- соотнести свой результат с целью деятельности: понять, достиг ли он цели и, если нет, то по каким причинам не смог этого сделать;
- выявить и скорректировать схему, и средства возможной будущей деятельности;
- мобилизовать собственные ресурсы.
В качестве примера успешной организации рефлексии рассмотрим сетевой проект “В поисках прекрасного ”, в котором мы принимали участие. В проекте используются следующие виды рефлексивной деятельности:
- самооценка - оценка собственной работы на основе выработанных требований (Таблица личного участия);
- взаимооценка – взаимное оценивание учащимися работ других команд;
- сравнение собственной критической оценки с оценкой и критикой товарищей (сравнение критических замечаний);
- сопоставление требований, предъявляемых учащимся к своей работе и работе товарищей;
- анкета для координаторов команд и анкета для участников команд.
Итак, участие в сетевых проектах, способствует созданию такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Дети научились разрабатывать идеи, коллективно находить удачное решение, распределять обязанности при выполнении общего дела, оказывать и принимать помощь товарищей, оценивать свою деятельность и деятельность других, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выступать перед командой, представляя свою работу, подводить итоги, анализировать результаты («Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»). Все перечисленные умения соответствуют метапредметным результатам освоения учащимися ФГОС. Для педагога создаются условия профессионального роста, распространения инновационного педагогического опыта, обеспечивается рост ИКТ-компетенций и проектной культуры учителя.
Требование к участникам проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми правилами «хорошего тона», без чего групповая работа с партнёрами просто не возможно. К ним можно отнести доброжелательность, обязательность в выполнении всех заданий в установленные сроки, взаимопомощь в работе, тщательное и добросовестное выполнение работы, полное равноправие мыслей и идей.
Конечно, большая нагрузка ложиться на учителя, который организует и координирует деятельность команды, помогает решать технические вопросы. Но как только ты видишь горящие глаза детей и что повысилась мотивация детей к математике, то понимаешь, что ради этого можно пожертвовать своим личным временем.
Список источников
Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. Проектная деятельность в учебном процессе СПб, 2005. – 93 с.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. – 2004 - № 1. с.19.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С.Полат – М, 2000. – 53 с.