Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для 1 «А» класса разработана на основе:
- Приказа Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования ОКОУ «Теткинская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Вариант 2).
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 64 часа, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи и направления:
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
Методы:
Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Метод мониторингов;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые результаты обучения — наличие у ребёнка на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию, по образцу);
понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима).
К концу года:
Усвоить счет в пределах 5.
Образование и запись в пределах 5.
Сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду.
Уметь выделять большее или меньшее число.
Соотносить число, количество, цифру.
Складывать и вычитать в пределах 5 на конкретном материале.
Уметь решать примеры в пределах 5.
Составлять и решать задачи по практическим действиям.
Работать с геометрическим материалом - отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах, сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых УД у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Учебные действия и умения:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за стола и т. д.);
организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени;
способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. от начала до конца;
при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца;
с заданными качественными параметрами;
ориентируется в качественных параметрах задания.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
3. Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов на изучение раздела | Количество контрольных работ |
1 | Подготовка к изучению математики | 31 | |
2 | Первый десяток. Числа 1 – 5. | 33 | 1 |
| Итого: | 64 | 1 |
Содержание предмета «Математические представления» представлено основными темами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
Временные представления
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
4.Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока |
По плану | Фактич. |
1 | Цвет и назначение предметов. | 03.09 | |
2 | Круг. Размеры предметов: большой – маленький. | 05.09 | |
3 | Сравнение предметов. Одинаковые, равные по величине. | 10.09 | |
4 | Слева – справа. В середине, между. Квадрат. | 12.09 | |
5 | Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | 17.09 | |
6 | Сравнение двух предметов: длинный – короткий. | 19.09 | |
7 | Внутри – снаружи, в, рядом, около. Треугольник. | 24.09 | |
8 | Сравнение двух предметов: широкий – узкий. | 26.09 | |
9 | Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. Прямоугольник. | 01.10 | |
10 | Высокий – низкий. | 03.10 | |
11 | Глубокий – мелкий. | 08.10 | |
12 | Впереди – сзади, перед, за. | 10.10 | |
13 | Первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. | 15.10 | |
14 | Толстый – тонкий. Сравнение двух предметов. | 17.10 | |
15 | Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно. | 22.10 | |
16 | Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | 24.10 | |
17 | Временные представления: быстро – медленно. | 05.11 | |
18 | Понятие массы: тяжелый – легкий, тяжелее – легче. | 07.11 | |
19 | Сравнение предметных совокупностей. Много – мало, несколько. | 12.11 | |
20 | Сравнение предметных совокупностей. Один – много, ни одного. | 14.11 | |
21 | Временные представления: давно – недавно. | 19.11 | |
22 | Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше. | 21.11 | |
23 | Сравнение предметных совокупностей. Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. | 26.11 | |
24 | Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. | 28.11 | |
25 | Понятие о величине: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий. | 03.12 | |
26 | Понятие о количестве: много – мало, один, больше, меньше, поровну, столько же. | 05.12 | |
27 | Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине. | 10.12 | |
28 | Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения. | 12.10 | |
29 | Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, добавить, убрать. | 17.12 | |
30 | Сравнение предметов по размеру, по длине, по массе. | 19.12 | |
31 | Повторение пройденного. | 24.12 | |
32 | Число и цифра 1. Написание цифры 1. | 26.12 | |
33 | Один, одна, одно, одни. Сказка «Теремок». | 14.01 | |
34 | Меры стоимости. Знакомство с монетой 1 рубль. Распознавание её. | 16.01 | |
35 | Повторение. Понятия о количестве, о величине, о пространственных представлениях. | 21.01 | |
36 | Повторение. Понятие массы. | 23.01 | |
37 | Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. Обозначение: 1 р. Монеты: 1 р. | 28.01 | |
38 | Число и цифра 1. Закрепление. | 30.01 | |
39 | Число и цифра 2. Образование числа 2. | 04.02 | |
40 | Числовой ряд. Состав числа 2. Написание цифры 2. | 06.02 | |
41 | Знак сложения. «+», плюс, прибавить. | 18.02 | |
42 | Человек и его тело (один, два, две). | 20.02 | |
43 | Понятие «пара». | 25.02 | |
44 | Понятия: поровну, равно. | 27.02 | |
45 | Сравнение количества предметов. | 03.03 | |
46 | Точка. Линии прямые и кривые. | 05.03 | |
47 | Знак вычитания. – минус, вычесть. | 10.03 | |
48 | Монета 2 р. Размен и замена. | 12.03 | |
49 | Число и цифра 3. | 17.03 | |
50 | Образование числа 3. Сказка «Три медведя». | 19.03 | |
51 | Состав числа 3. Написание цифры 3. | 02.04 | |
52 | Сложение чисел в пределах 3 на конкретном материале. | 07.04 | |
53 | Вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале. | 09.04 | |
54 | Куб. | 14.04 | |
55 | Число и цифра 4. | 16.04 | |
56 | Образование числа. | 21.04 | |
57 | Состав числа 4. Написание цифры 4. | 23.04 | |
58 | Решение примеров в пределах 4. Присчитывание и отсчитывание по 1. | 28.04 | |
59 | Составление и решение задач на основе практических действий. Брус. | 30.04 | |
60 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | 07.05 | |
61 | Решение примеров в пределах 5. Присчитывание и отсчитывание по 1. | 12.05 | |
62 | Контрольная работа по теме «Первый десяток. Числа 1 - 5». | 14.05 | |
63 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 19.05 | |
64 | Составление и решение задач на основе практических действий. | 21.05 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);
мозаики;
игрушки разных размеров;
шнуровки;
пирамидки разные по величине, высоте;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;
карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);
цветные карандаши;
листы бумаги;
рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;
презентации по темам;
обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:
Алышева Т. В. Математика. 1 класс, Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019
Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. Учебное пособие для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019