СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР по предмету "Математические представления" программа 8.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития по предмету "Математические представления", программа 8.2, 1 класс

Просмотр содержимого документа
«СИПР по предмету "Математические представления" программа 8.2»



  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Математические представления» для 1 «А» класса разработана на основе:

- Приказа Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования ОКОУ «Теткинская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Вариант 2).



В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 64 часа, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи и направления:

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

  • Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.

Методы:

  • Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

  • Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

  • Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  • Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

  • Метод мониторингов;

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.


Общая характеристика учебного предмета:

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предполагаемые результаты обучения — наличие у ребёнка на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:

  • осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию, по образцу);

  • понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;

  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

  • осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;

  • перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;

  • показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);

  • перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

  • узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима).

К концу года:

  • Усвоить счет в пределах 5.

  • Образование и запись в пределах 5.

  • Сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду.

  • Уметь выделять большее или меньшее число.

  • Соотносить число, количество, цифру.

  • Складывать и вычитать в пределах 5 на конкретном материале.

  • Уметь решать примеры в пределах 5.

  • Составлять и решать задачи по практическим действиям.

  • Работать с геометрическим материалом - отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  • формирование уважительного отношения к окружающим;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. 

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. 

  • Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах, сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых УД у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

 Учебные действия и умения:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • ориентироваться в пространстве учебного помещения, пользоваться мебелью; 

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за стола и т. д.); 

  • организовывать рабочее место; 

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность; 

  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе; 

2. Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию

  1. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени;

  • способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. от начала до конца;

  • при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца;

  • с заданными качественными параметрами;

  • ориентируется в качественных параметрах задания.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

  • ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

  • выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.



3. Содержание учебного предмета

п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

на изучение раздела

Количество контрольных работ

1

Подготовка к изучению математики

31


2

Первый десяток. Числа 1 – 5.

33

1


Итого:

64

1



Содержание предмета «Математические представления» представлено основными темами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Количественные представления

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представления о величине

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой (куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Пространственные представления

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

4.Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения урока

По плану

Фактич.

1

Цвет и назначение предметов.

03.09


2

Круг. Размеры предметов: большой – маленький.

05.09


3

Сравнение предметов. Одинаковые, равные по величине.

10.09


4

Слева – справа. В середине, между. Квадрат.

12.09


5

Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

17.09


6

Сравнение двух предметов: длинный – короткий.

19.09


7

Внутри – снаружи, в, рядом, около. Треугольник.

24.09


8

Сравнение двух предметов: широкий – узкий.

26.09


9

Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. Прямоугольник.

01.10


10

Высокий – низкий.

03.10


11

Глубокий – мелкий.

08.10


12

Впереди – сзади, перед, за.

10.10


13

Первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.

15.10


14

Толстый – тонкий. Сравнение двух предметов.

17.10


15

Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно.

22.10


16

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

24.10


17

Временные представления: быстро – медленно.

05.11


18

Понятие массы: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.

07.11


19

Сравнение предметных совокупностей. Много – мало, несколько.

12.11


20

Сравнение предметных совокупностей. Один – много, ни одного.

14.11


21

Временные представления: давно – недавно.

19.11


22

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

21.11


23

Сравнение предметных совокупностей. Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

26.11


24

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях.

28.11


25

Понятие о величине: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий.

03.12


26

Понятие о количестве: много – мало, один, больше, меньше, поровну, столько же.

05.12


27

Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине.

10.12


28

Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения.

12.10


29

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, добавить, убрать.

17.12


30

Сравнение предметов по размеру, по длине, по массе.

19.12


31

Повторение пройденного.

24.12


32

Число и цифра 1. Написание цифры 1.

26.12


33

Один, одна, одно, одни. Сказка «Теремок».

14.01


34

Меры стоимости. Знакомство с монетой 1 рубль. Распознавание её.

16.01


35

Повторение. Понятия о количестве, о величине, о пространственных представлениях.

21.01


36

Повторение. Понятие массы.

23.01


37

Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. Обозначение: 1 р. Монеты: 1 р.

28.01


38

Число и цифра 1. Закрепление.

30.01


39

Число и цифра 2. Образование числа 2.

04.02


40

Числовой ряд. Состав числа 2. Написание цифры 2.

06.02


41

Знак сложения. «+», плюс, прибавить.

18.02


42

Человек и его тело (один, два, две).

20.02


43

Понятие «пара».

25.02


44

Понятия: поровну, равно.

27.02


45

Сравнение количества предметов.

03.03


46

Точка. Линии прямые и кривые.

05.03


47

Знак вычитания. – минус, вычесть.

10.03


48

Монета 2 р. Размен и замена.

12.03


49

Число и цифра 3.

17.03


50

Образование числа 3. Сказка «Три медведя».

19.03


51

Состав числа 3. Написание цифры 3.

02.04


52

Сложение чисел в пределах 3 на конкретном материале.

07.04


53

Вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале.

09.04


54

Куб.

14.04


55

Число и цифра 4.

16.04


56

Образование числа.

21.04


57

Состав числа 4. Написание цифры 4.

23.04


58

Решение примеров в пределах 4. Присчитывание и отсчитывание по 1.

28.04


59

Составление и решение задач на основе практических действий. Брус.

30.04


60

Число и цифра 5. Состав числа 5.

07.05


61

Решение примеров в пределах 5. Присчитывание и отсчитывание по 1.

12.05


62

Контрольная работа по теме «Первый десяток. Числа 1 - 5».

14.05


63

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

19.05


64

Составление и решение задач на основе практических действий.

21.05




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

  • пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей);

  • мозаики;

  • игрушки разных размеров;

  • шнуровки;

  • пирамидки разные по величине, высоте;

  • пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

  • карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений);

  • цветные карандаши;

  • листы бумаги;

  • рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал;

  • презентации по темам;

  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.


Программа обеспечена учебно - методическим комплектом:

  • Алышева Т. В. Математика. 1 класс, Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019

  • Алышева Т. В. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. Учебное пособие для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019