СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР по предмету "Окружающий природный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития по предмету "Окружающий природный мир"  1 дополнительный класс вариант 8.2.

Просмотр содержимого документа
«СИПР по предмету "Окружающий природный мир"»



Рабочая программа

по предмету «Окружающий природный мир»

1а доп. класса (вариант 2) 65ч (2ч в неделю)

Пояснительная записка



Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2).



Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на

достижение следующих целей:

– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Общая характеристика учебного предмета:



Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.



В программе выделяются следующие основные задачи:



  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;



  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);



  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;



  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;



  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;



- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;



  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);



  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;



  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);



  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);


  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);



- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 65 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

  • определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

  • определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

  • определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

  • определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

  • проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»



  • осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»



  • понимает эмоциональные состояния других людей;

  • понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

  • проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

  • умеет устанавливать и поддерживать контакты;

  • умеет кооперироваться и сотрудничать;

  • избегает конфликтных ситуаций;



  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;



  • использует элементарные формы речевого этикета;

  • принимает доброжелательные шутки в свой адрес;



  • охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);



Мотивационно – личностный блок

  • испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

  • стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.)

  • сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

  • семейно – бытовых;


Развитие мотивов учебной деятельности:

  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

  • осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи



  • осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;



Экологическая ответственность

  • не мусорит на улице;

  • не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:



  • воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;



Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

  • принимает участие в коллективных делах и играх;

  • принимать и оказывать помощь.


Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;



  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;



  • использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;



  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;



  • контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;



  • осознавать свою неразрывную связь с природой;



  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;



  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

65ч (2ч в неделю)

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу

Дата


I четверть (16ч)



1

Экскурсия. Знакомство со школой.

1


2

Рассмотрение картинок по теме «Осень, в гости просим!».

1


3

Овощи. Обобщающее понятие.

1


4-5

  • Овощи. Помидор. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу.

2


6-7

  • Овощи. Огурец. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу.

2


8

Сравнение овощей: огурец, помидор.

1


9

Коллективная аппликация «Что растёт на огороде».

1


10

  • Фрукты. Обобщающее понятие.

1


11-12

Фрукты. Яблоко. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу.

2


13-14

Фрукты. Груша. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу.

2


15

Сравнение овощей: яблоко, груша.

1


16

Коллективная аппликация «Сад».

1



II четверть (16ч)



17

Какие бывают растения. Части дерева (лист)

1


18

Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария).

1


19-20

А кто такие птички? (домашние и дикие).

Перелетные и неперелетные птицы.

2


21

Одежда и обувь человека осенью.

1


22

Занятия и труд людей осенью.

1


23

Обобщающий урок "В гости к осени".

1


24

Сравнение зверей и птиц.

1


25

В мире животных.

1


26

"Здравствуй, зимушка-зима!".

1


27

Одежда и обувь человека зимой.

1


28

Зимние явления природы (снег, метель, лед).

1


29

Зимние забавы.

1


30

Что делают растения зимой? Елка.

1


31

Новый год.

Изготовление украшений на елку.

1


32-33

Животные и птицы зимой.

2



III четверть (18ч)



34-35

Дикие животные. Заяц, волк.

2


36-37

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

2


38

Обобщающий урок "Зима".

Что бывает зимой?

1


39

Природа и рукотворный мир.

1


40-42

Из чего что сделано? Дерево.

Из чего что сделано? Ткань.

Из чего что сделано? Резина.

3


43-44

Воздух и вода. Значение для человека и животных.

2


45

Явления природы: солнце, ветер.

1


46

Оживает все кругом!

1


47

Одежда и обувь весной.

1


48-49

Растения весной. Части растений (лист, ветки).

Комнатные растения. Уход.

2


50

Животные весной.

1



IV четверть (15ч)



51

Животные весной.

1


52

В гости к Мухе-Цокотухе.

1


53

Труд людей весной.

1


54

В саду и в огороде.

1


55

Обобщающий урок "Весна пришла!"

1


56-57

Части суток. День-ночь. Повторение.

1


58-59

Закрепление по теме "Животные".

2


60-61

Закрепление по теме "Птицы».

2


62-63

Закрепление по теме "Растения".

2


64

Закрепление по теме "Явления природы".

1


65

Скоро лето!

1








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)

  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.

  • Разрезные карточки

«Мир животных":

  • Домашние животные

  • Дикие животные России

  • Животные жарких стран

  • Животные холодных широт

"Мир человека":

  • Продукты питания

  • Посуда

  • Мебель

  • Одежда и обувь

  • Игрушки

  • Транспорт

  • Музыкальные инструменты

  • Электроприборы

"Мир растений":

  • Фрукты

  • Овощи

  • Садовые цветы

  • Ягоды

  • Демонстрационные карточки "Дикие животные":

  • Демонстрационные карточки "Птицы России" :

  • Демонстрационные карточки "Домашние животные":

  • Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

  • Демонстрационные карточки "Овощи":

  • Демонстрационные карточки "Насекомые":

  • Демонстрационные карточки "Ягоды" :

  • Демонстрационные карточки "Цветы":

  • Демонстрационные карточки "Фрукты":

  • Демонстрационные карточки "Зима":

  • Демонстрационные карточки "Весна":

  • Демонстрационные карточки "Лето":

  • Демонстрационные карточки "Осень":

  • Наборы кукол би – ба – бо:

  • «Теремок»

  • «Репка»

  • «3 поросенка»

  • «Курочка Ряба»

  • «Колобок»

  • Наборы кукол для пальчикового театра:

  • «Волк и семеро козлят»

  • «Заюшкина избушка»

  • «Маша и медведь»

  • Бубны

инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.

«Дары Фребеля»

В наборе:

разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков

перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар

кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам

множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки

Разноцветные палочки шести размеров

Цветные кольца и полукольца

Деревянные цветные "таблеточки"

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

Мозаика.

дидактические материалы М. Монтессори.




Список литературы

    1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.:



Дрофа, 2007-2008.

    1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение,



2007.

    1. Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью). ФГОС ОВЗ – М.: Издательство «Просвещение», 2017, 1407


Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год



    1. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).



    1. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями



  • под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.



    1. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год



Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354