Рабочая программа
по предмету «Окружающий природный мир»
1а доп. класса (вариант 2) 65ч (2ч в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 65 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
Возрастная идентификация
определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
«Чувства, желания, взгляды»
понимает эмоциональные состояния других людей;
понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
умеет устанавливать и поддерживать контакты;
умеет кооперироваться и сотрудничать;
избегает конфликтных ситуаций;
охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
Развитие мотивов учебной деятельности:
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
Ответственность за собственные вещи
осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
не мусорит на улице;
не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
Планируемые предметные результаты:
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
65ч (2ч в неделю)
№ | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов по разделу | Дата |
| I четверть (16ч) | | |
1 | Экскурсия. Знакомство со школой. | 1 | |
2 | Рассмотрение картинок по теме «Осень, в гости просим!». | 1 | |
3 | Овощи. Обобщающее понятие. | 1 | |
4-5 | | 2 | |
6-7 | | 2 | |
8 | Сравнение овощей: огурец, помидор. | 1 | |
9 | Коллективная аппликация «Что растёт на огороде». | 1 | |
10 | | 1 | |
11-12 | Фрукты. Яблоко. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу. | 2 | |
13-14 | Фрукты. Груша. Цвет, вкус, запах. Употребление в пищу. | 2 | |
15 | Сравнение овощей: яблоко, груша. | 1 | |
16 | Коллективная аппликация «Сад». | 1 | |
| II четверть (16ч) | | |
17 | Какие бывают растения. Части дерева (лист) | 1 | |
18 | Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария). | 1 | |
19-20 | А кто такие птички? (домашние и дикие). Перелетные и неперелетные птицы. | 2 | |
21 | Одежда и обувь человека осенью. | 1 | |
22 | Занятия и труд людей осенью. | 1 | |
23 | Обобщающий урок "В гости к осени". | 1 | |
24 | Сравнение зверей и птиц. | 1 | |
25 | В мире животных. | 1 | |
26 | "Здравствуй, зимушка-зима!". | 1 | |
27 | Одежда и обувь человека зимой. | 1 | |
28 | Зимние явления природы (снег, метель, лед). | 1 | |
29 | Зимние забавы. | 1 | |
30 | Что делают растения зимой? Елка. | 1 | |
31 | Новый год. Изготовление украшений на елку. | 1 | |
32-33 | Животные и птицы зимой. | 2 | |
| III четверть (18ч) | | |
34-35 | Дикие животные. Заяц, волк. | 2 | |
36-37 | Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 2 | |
38 | Обобщающий урок "Зима". Что бывает зимой? | 1 | |
39 | Природа и рукотворный мир. | 1 | |
40-42 | Из чего что сделано? Дерево. Из чего что сделано? Ткань. Из чего что сделано? Резина. | 3 | |
43-44 | Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 2 | |
45 | Явления природы: солнце, ветер. | 1 | |
46 | Оживает все кругом! | 1 | |
47 | Одежда и обувь весной. | 1 | |
48-49 | Растения весной. Части растений (лист, ветки). Комнатные растения. Уход. | 2 | |
50 | Животные весной. | 1 | |
| IV четверть (15ч) | | |
51 | Животные весной. | 1 | |
52 | В гости к Мухе-Цокотухе. | 1 | |
53 | Труд людей весной. | 1 | |
54 | В саду и в огороде. | 1 | |
55 | Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | |
56-57 | Части суток. День-ночь. Повторение. | 1 | |
58-59 | Закрепление по теме "Животные". | 2 | |
60-61 | Закрепление по теме "Птицы». | 2 | |
62-63 | Закрепление по теме "Растения". | 2 | |
64 | Закрепление по теме "Явления природы". | 1 | |
65 | Скоро лето! | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
Разрезные карточки
«Мир животных":
Домашние животные
Дикие животные России
Животные жарких стран
Животные холодных широт
"Мир человека":
Продукты питания
Посуда
Мебель
Одежда и обувь
Игрушки
Транспорт
Музыкальные инструменты
Электроприборы
"Мир растений":
Фрукты
Овощи
Садовые цветы
Ягоды
Демонстрационные карточки "Дикие животные":
Демонстрационные карточки "Птицы России" :
Демонстрационные карточки "Домашние животные":
Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
Демонстрационные карточки "Овощи":
Демонстрационные карточки "Насекомые":
Демонстрационные карточки "Ягоды" :
Демонстрационные карточки "Цветы":
Демонстрационные карточки "Фрукты":
Демонстрационные карточки "Зима":
Демонстрационные карточки "Весна":
Демонстрационные карточки "Лето":
Демонстрационные карточки "Осень":
Наборы кукол би – ба – бо:
«Теремок»
«Репка»
«3 поросенка»
«Курочка Ряба»
«Колобок»
Наборы кукол для пальчикового театра:
«Волк и семеро козлят»
«Заюшкина избушка»
«Маша и медведь»
Бубны
инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.
«Дары Фребеля»
В наборе:
разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков
перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар
кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам
множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки
Разноцветные палочки шести размеров
Цветные кольца и полукольца
Деревянные цветные "таблеточки"
Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)
Мозаика.
дидактические материалы М. Монтессори.
Список литературы
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.:
Дрофа, 2007-2008.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение,
2007.
Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью). ФГОС ОВЗ – М.: Издательство «Просвещение», 2017, 1407
Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год
Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354